«Послевоенное мирное урегулирование. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Сборник лекций
по дисциплине «История»
учебное пособие для самостоятельного контроля знаний
Раздел: «Послевоенное мирное урегулирование. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века»
специальностей 15.02.08 Технология машиностроения, 23.02.03 Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Воронеж 2016
Составитель: преподаватель Столярова Н.В.
Компьютерный набор и верстка выполнены Столяровой Н.В.
Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ»», 2016, 15 с.
Учебное пособие для самостоятельное контроля знаний студентов. Воронеж, «ВПТ», 2016.– 15с.
Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по разделу «Послевоенное мирное урегулирование. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века» дисциплины «История», а так же в аудитории под руководством преподавателя.
Пояснительная записка.
Курс «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, среднего профессионального образования и едина для всех форм обучения.
Предметом курса является история стран со второй половины XX века и до наших дней, ее узловые проблемы.
Цель курса заключается в формировании у студента представлений о ходе исторического процесса, специфике социальной структуры населения различных государств в определенные периоды их существования, генезисе и функционировании государственной власти, этнической структуре населения разных стран, духовной и материальной культуре в каждый из периодов истории.
Задачей курса является рассмотрение с позиций современных научных подходов социальной, экономической, политической и культурной истории новейшего времени.
Понимание глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира.
Содержание
Тема 1: Послевоенное мирное урегулирование в Европе. «Холодная война».
Тема 2: Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Тема 3: Диктаторские режимы на мусульманском Востоке. Рождение исламского тоталитаризма.
Тема 4: Крупнейшие страны мира во второй половине XX века.
Тема 5. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Тема 6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века ( Япония, Индия, Китай).
Тема 7. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX - начале XXI в.в.
Тема 2. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Основные понятия:
Страны «третьего мира»; апартеид;
1. Начало освобождения колоний.
Вторая мировая война затронула в той или иной мере все страны и континенты. Одним из последствий войны был рост национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.
Наиболее заметным национально-освободительное движение было в странах Азии.
Во Вьетнаме коммунисты добились руководящих позиций в освободительном движении, инициировали создание Лиги независимости Вьетнама (Вьетминь). 15 августа 1945 г. во Вьетнаме началась революция. Японские гарнизоны были разоружены; марионеточная администрация разогнана; возглавлявший ее император отрекся от престола. У власти встал Национальный комитет освобождения во главе с лидером коммунистов Ха Ши Минам. Независимость была провозглашена 2 сентября 1945 г.
17 августа 1945 г. Комитет по подготовке независимости в Индонезии объявил о независимости страны. Лидер комитета Сукарно стал первым президентом Индонезии.
Страны-метрополии не имели достаточных сил для подавления освободительного движения в колониях военным путем, поэтому они были вынуждены сочетать репрессии с уступками.
Созданная после отступления американцев в 1942 г. Народная антияпонская армия Филиппин сыграла важную роль в освобождении страны от японцев.
В 1946 г. США предоставили Филиппинам независимость, одновременно закрепив экономические привилегии и свои военные базы.
Часть британских колоний в Азии, оставаясь в составе Британского содружества наций, получили самоуправление или независимость. В августе 1947 г. по религиозному признаку были разделены Индия и Пакистан с предоставлением каждому из них статуса доминиона (самоуправления). В 1950 г. Индия отказал ась от статуса доминиона и объявила себя республикой. В 1956 г. ее примеру последовал Пакистан.
В 1946 г. от французского владычества освободились Сирия и Ливан. В 1947 г. Голландия признала республику Индонезию.
В 1951 г. получила независимость Ливия. В июле 1952 г. в результате революции в Египте была свергнута монархия. Новое правительство патриотически настроенных офицеров выступило за укрепление независимости Египта и вывод с его территории английских войск.
В 1956 г. увенчалась победой борьба за независимость французских протекторатов Марокко и Туниса. В 1954 г. вспыхнуло восстание в Алжире. Оно переросло в колониальную войну, которая длилась почти 8 лет. Только в 1962 г. Алжир добился независимости.
2. Год Африки. Новые государства на карте мира.
К концу 50-х п. ХХ в. становится ясно, что спасти колониализм не смогут никакие реформы, которые метрополии активно проводили в своих колониях. 1960 год входит в историю как год Африки: от колониальной зависимости в этом году освободилось 17 государств. Среди них были, Конго, Мозамбик, Уганда. Замбия, Того, Камерун и другие.
3.Освобождение Анголы и Мозамбика.
По сравнению с другими метрополиями Португалия была отсталой страной. В ХХ в. усилилось проникновение в Анголу и Мозамбик непортугальского капитала.
В 1956 г. в Анголе несколько нелегальных политических организаций и кружков объединились в Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА). Партизанская война продолжалась почти 15 лет, в ней на стороне повстанцев участвовали и мулаты, и белые. Этническая пестрота и давние междоусобицы создавали трудности на пути объединения. В январе 1975 г. новое правительство Португалии подписало соглашение о переходе Анголы к независимости.
В 1962 г. в Мозамбике в результате объединения нескольких политических организаций появилась партия Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). В 1964 г. началось всеобщее вооруженное восстание, а затем партизанская война против Португалии.
25 июня 1975 г. Мозамбик был провозглашен независимым государством, власть перешла к ФРЕЛИМО. Правительство Мозамбика, как и ангольское, объявило официальным курсом ориентацию на социализм.
В 1980 г. получила независимость Зимбабве, в 1990 г. - Намибия.
4. Падение режима апартеида в ЮАР.
Самая развитая страна Африки - Южно-Африканский Союз в 1961 г. вышел из Британского содружества и был переименован в Южно-Африканскую Республику. Там еще в 1948 г. к власти пришла африканерская (бурская) Националистическая партия, провозгласившая апартеид государственной политикой. Основной задачей апартеида ("разделение, обособленное, раздельное существование, развитие»), его целью было помешать смешению рас. Неприкрытый расизм был возведен в ранг государственной политики.
В течение 50-х п. ХХ в. происходит объединение усилий ведущих антирасистских организаций, меняется характер крупнейшей организации цветного населения - Африканского национального конгресса (АНК). С начала 60-х п. ХХ в. В стране усилился террор, применялись все более жесткие репрессивные меры.
Один из лидеров Африканского национального конгресса Нельсон Мандела возглавил подполье АНК. В 70-е п. XX в. все крупные промышленные центры ЮАР были охвачены забастовочным движением. Участники стачек, кроме экономических требований, выражали и политические; протест против расовой дискриминации поддержали все категории цветного населения, некоторые группы белого населения, особенно студенты. Апартеид был осужден общественностью всего мира.
Мандела стал символом всего освободительного движения ЮАР. К середине 80-х гг. ХХ в. происходит объединение антирасистского движения на платформе АНК. Проходит несколько крупных антирасистских кампаний.
Всеобщие выборы 1993 г. позволили АНК занять ведущую роль в государстве. Президентом ЮАР стал Мандела.
5.Развитие освободившихся стран.
В 50-е и 60-е п. ХХ в. В освободившихся государствах завоевывают популярность социалистические идеи. Экономические достижения СССР, его усилившийся авторитет в мировой политике, делали в глазах населения очень популярными перспективы построения социализма.
В странах социалистической ориентации проводились национализация собственности иностранных компаний и крупных частных владений, аграрные преобразования. Был создан государственный сектор. Но отсутствие материально-технической базы для перехода к современному уровню материального производства, слабое развитие гражданского общества тормозили эволюцию государственного сектора. Это обусловило застой экономики, сохранения отсталости и нищеты.
Окончательный крах режимов в странах социалистической ориентации произошел после распада СССР и социалистического лагеря.
Основная часть стран «третьего мира» выбрала капиталистический путь развития. В этих странах проводились разнообразные преобразования, меры по развитию рыночной экономики, социальные мероприятия. Однако по итогам своего развития эти страны мало, чем отличаются от стран, шедших по социалистическому пути. Африка и в ХХI в. остается наиболее отсталым регионом Земли.
Вопросы к теме:
Перечислите наиболее заметные национально-освободительные движения в странах Азии.
Когда была провозглашена независимость Алжира?
Что означает понятие «год Африки»?
Какие новые государства появились в Африке?
Как происходило освобождение Анголы и Мозамбика?
Как пал режим апартеида в ЮАР?
Каковы основные направления в развитии освободившихся стран?
Тема 3. Диктаторские режимы на мусульманском Востоке. Рождение исламского тоталитаризма.
Основные понятия:
Текст лекции.
Модели трансформации исламских обществ.
Мир ислама, Турция и арабские страны, включая Египет, т. е. страны, испытавшие сравнительно длительное воздействие колониализма. Природные ресурсы (если не считать поздно открытых запасов нефти) средние, даже ниже средних; уровень развития средний. Сила ислама и исламского государства (Османской империи) огромна. Случай и стечение обстоятельств скорее в пользу государства, чем против него (стоит вспомнить, что державы по ряду внешнеполитических причин не желали развала этой империи и в меру своих сил сохраняли ее). Эффект колониализма заметен, но не одинаков: очень силен в Египте, наиболее слаб в Турции. Общий расклад сил: колониализм против ислама и сильного исламского государства. В случае с Ираном расклад тот же, но в еще более жесткой форме противостояния. В случае с Афганистаном примерно то же, но при более низком уровне развития страны и народа и более жестких и неблагоприятных природных условиях, что на пользу традиции и объективно против колониализма. Примерно это же касается и отсталых арабских стран Аравии. 
Генеральная формула модели: колониальный капитал и европейские институты против норм и стандартов ислама, его мощной традиции и государственности. Эта модель тоже имеет модификации. Отдельно можно вести речь о Турции, особого слова заслуживают Египет, шиитский Иран, не говоря уже о горцах Афганистана. Учитывая все эти модификации, можно тем не менее выработать общую характеристику потенций трансформации исламских стран, включая бывшие до деколонизации частью колониальной Индии Пакистан и Бангладеш.
Мусульманские торговцы всегда были хорошо известны на средневековом Востоке. Именно за счет их усилий далекие товары, а с ними и идеи ислама проникали в Юго –  Восточную Азию еще до появления там европейских колонизаторов. Торговле покровительствует и Коран, что вполне естественно, если принять во внимание обстоятельства появления этой книги, происхождение пророка Мухаммеда, выросшего на торговом пути вдоль Аравии и в молодости бывшего торговцем. Но средневековая торговля, которой арабы активно занимались на всем Востоке, включая Африку, была традиционной и вписывалась в нормы ислама. Между тем именно сильное государство было чуть ли не неотъемлемым атрибутом развитого исламского общества.
Упадок исламской государственности (кризис Османской империи, а затем и шиитского Ирана) способствовал колонизации стран Магриба и установлению английского протектората в Египте в XIX в. Он же привел к колонизации арабских государств или к превращению этих государств в зависимые в XX в., а также к вмешательств держав в дела Турции и особенно Ирана и Афганистана. Как сказался эффект колониализма на потенциях трансформации мира ислама, включая и мусульман Индии?
В самом общем виде ситуация примерно такова. В отсталых странах, где влияние колониализма было сравнительно недолгим (Аравия, Афганистан, часть арабских стран Африки), трансформация вообще почти не была заметной, если не считать чужеродных колониальных анклавов типа Танжера или Адена. Исламское же традиционное большинство продолжало жить по привычным нормам и активно сопротивлялось нововведениям. Примерно та же картина была и в странах, где влияние колонизаторов или их давление сказывалось долго и где первоначальный уровень развития был более высоким (Турция, Египет, Иран, Пакистан и Бангладеш). Сходство в том, что подавляющее большинство продолжало жить по нормам ислама и сопротивлялось чуждым влияниям, а также в том, что элементы колониально капиталистической структуры, равно как и институты буржуазной демократии, вносились преимущественно за счет усилий колониалистов, хотя в Турции это происходило иначе и шло от европеизировавшихся руководителей страны (имеются в виду как реформы, так и революционные преобразования). Но длительное давление извне (в Турции и Иране) вело к постепенному внедрению в традиционную структуру элементов иной, капиталистической.
Государственная протокапиталистическая экономика была альтернативой частнокапиталистической европейского типа. И тот факт, что во всех странах ислама, где появлялось самостоятельное государство, наиболее быстрыми темпами развивалось именно государственное хозяйство современного типа, убедительно свидетельствует об отсутствии в мире ислама внутренних потенций для активизации частнопредпринимательской деятельности, да и вообще потенций для трансформации по еврокапиталистическому стандарту. Практически наиболее ощутимые элементы капиталистической структуры фиксируются лишь в Турции и Египте. В Иране они были менее заметны, а попытки шаха искусственно форсировать процесс капиталистической модернизации при ведущей роли государственной экономики привели к революции 1978 г.
В целом мир ислама с его усилившейся после деколонизации государственностью настроен едва ли не наиболее непримиримо по отношению к еврокапиталистической структуре и соответствующим институтам, включая элементы цивилизации и буржуазной демократии. Здесь наиболее часты (если не считать Тропическую Африку) военные перевороты, свидетельствующие о слабости и внешней чуждости институтов буржуазной демократии; здесь наиболее воинственно подчеркивают приверженность к собственной религии и санкционированным ею социальным, моральным и духовным ценностям и стандартам (кроме Турции, едва ли не все исламские государства официально провозгласили ислам государственной религией); здесь наибольшее (опять таки если не считать Тропическую Африку) значение имеет сектор государственной экономики и, пусть не везде, достаточно слаб сектор частнокапиталистический. Даже приток нефтедолларов не изменил сущность; структуры, хотя и резко изменил уровень жизни в богатых исламских странах. Словом, внутренние потенции для трансформации по еврокапиталистическому стандарту в мире ислама едва ли не наименьшие из трех моделей, о которых идет речь. И не только слабы потенции трансформации, но необычайно сильны противостоящие им силы противодействия, сопротивления трансформации.
Модернизация в Турции.
Еще до окончания 2 МВ ухудшились отношения с СССР. В ноябре 1945 года новый президент Турции Исмет Инёню выступал за отказ от однопартийной системы. Были приняты законы. открывавшие путь к многопартийности. В течении нескольких послевоенных лет возникло около 30 партий. Однако именно Демократическая партия стала наиболее влиятельной. В 1947 году Турция была включена в сферу действий доктрины Трумэна, а потом и Плана Маршалла. Во время Корейской войны Турция напрвила в Корею, 5 тысяч человек. В 1952 году Турция была принята в НАТО. В мае 1950 года на парламентских выборах победу одержала Демократическая партия, а премьер-министром стал Аднан Мендерес. Президентом был избран Джеляль Байяр. Демократическая партия находилась у власти 10 лет. В своей экономической политике она стремилась развивать частный сектор, но ограничить государственный сектор ей так и не удалось. После 1957 года стала нарастать внешняя задолжность Турции. В стране активизировалась деятельность мусульманскго духовенства. 27 апреля 1960 года студент стамбульского университета выступил против исламизации общества. Начались массовые беспорядки, которые привели к тому что 27 мая 1960 года генерал Джемаль Гюрсель совершил военный переворот. Власть перешла в руки Комитета национального единства. Был наложен запрет на деятельность политических партий, в сетябре 1961 года был казнен премьер-министр. Началась выработка новой конституции. По новой Конституции 1961 года военным был предоставлен особый статус. Они получили право вмешиваться в политическую жизнь. Президентом страны стал Джемаль Гюрсель (1961-1966). В 60-е годы развивает левое социалистическое движение. На конец 70-х годов приходится всплеск политической активности. активировались Курдские сепаратисты.
Преемницей Демократической партии стала Партия Справедливости. в основу экономической политики партии легла идея экономического либерализма. Это обеспечило успех на выборах 1965 и 1969 годов. Лидером ПС стал Сулейман Демирель.
В марте 1971 года военные попросили его подать в отставку, но в этот раз они не отменили Конституцию, а лишь внесли в нее поправки. Но Демирель сумел вернуться к власти в рамках коалиционного правительства. Правительство возглавлял Сулейман Демирель. Однако чаща терпения военных переполнилась и 12 сентября 1980 года был совершенно переворот.
Премьер-министром стал Бюлент Улусу (1980-1983). В октябре 1981 года был принят закон о запрете политических партий. В 1982 году была одобрена новая Конституция. В апреле 1983 был принят закон о политических партиях, по которому старые партии запрещались. а их лидерам запрещалось участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. Был резко ослаблен контроль над экономикой. В 1984 году началась приватизация государственного сектора, был принят закон о поощрении экспортного производства. Сразу же эти преобразования сказались на показателях в экономике, наметился рост ВНП. Однако выросла и инфляция, усилилось социальное расслоение. Началось создание новых политических партий. На выборах 1987 года победила партия «Отечество», а премьер-министром стал Тургут Озал. В ноябре 1989 года он стал президентом.
В 1991 году на новых выборах победила партия «Верного пути», и было создано коалиционное правительство, которое возглавил Сулейман Демирель. Он сумел оживить экономику. Выросла роль Турции как региональной державы.
В 1983 году в стране восстановлена парламентская система. В период с 1983 по 1996 год правили коалиционные правительства разного состава, в 1996—1997 годах старшим партнером по коалиции стала считавшаяся оплотом исламизма партия «Рефах», но военные добились развала коалиции и запрещения самой партии. «Рефах», однако, просто перегруппировалась на умеренной политической платформе и под названием «Партия справедливости и развития»  выиграла выборы 2002 и 2007 годов.
Проживающие на территории Турции курды активно борются за свою независимость. Неоднократные восстания, партизанские войны и терроризм оказывают влияние на внутреннюю политику Турции и ее государственное устройство.
В августе 2002 года программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 года Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.
21 сентября 2012 года: Суд в Турции приговорил троих генералов в отставке к 20 годам заключения за попытку совершения государственного переворота в 2003 году. Участники так называемого "плана Кувалда" ставили целью свержение правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Различные тюремные сроки по этому делу получили еще 319 человек, среди которых офицеры и крупные военачальники.
30 сентября 2012 года: Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его Партия справедливости и развития стала примером для подражания для всех мусульман на съезде этой консервативной исламской партии. Эрдоган переизбран лидером правящей партии.
4 октября 2012: Турецкий парламент одобрил проведение военной операции за пределами страны. Совбез призвал официальный Дамаск уважать территориальную целостность близлежащих стран и обеспечить "немедленное прекращение нарушений международного права и их недопущение в будущем". В мае 2013 года в Турции начались антиправительственные выступления.
Иранская революция конца 1970-х годов и ее последствия.
Интеллигенция и духовенство было недовольно культурным империализмом Запада.
в 1975году шах Моххамед Реза шах Пехлеви начал проводить реформу акционирования промышленных предприятий. Начал борьбу с восточным базаром под предлогом борьбы со спекуляцией.
Началом трагических событий можно считать публичные статьи с нападками на Хоймени 7 января 1978 года. В духовном центре Ирана городе Кун начались демонстрации протеста. Демонстрация была расстреляна. Это вызвало возмущение. На 40 день прошла волна траурных церемоний, затем новые расстрелы и демонстрации.
Летом 1978 года шах пошел на уступки. Он отказался от нападок на духовенство. В Тегеране и других городах были закрыты игорные дома, страна вернулась к мусульманскому летоисчислению.
19 августа 1978 года произошла трагедия в г. Абадан. В кинотеатре вспыхнул пожар, начались беспорядки. 8 сентября 1978 года в Тегеране состоялась демонстрация, в которой участвовало 1 млн. человек. Демонстрация была разогнана, а в Тегеране введено военное положение. В октябре 1978 года Хомейни призвал приостановить работу предприятий. начались массовые забастовки.
Шах пошел на новые уступки: 1) разрешалось свободное создание политических партий, 2) на июнь 1979 года назначены всеобщие выборы в меджлис, 3) освобождались политзаключенные. 4) объявлялась свобода прессы. 5) на 50% повышалась заработная плата государственного сектора.
В декабре 1978 года шах назначает премьер-министром одного из лидеров либеральной оппозиции Шакура Бахтиара. Иранская буржуазия упустила шанс прихода к власти. Вместо плавного перехода от одной светской власти к другой, власть оказалась захвачена революционным путем мусульманскими фундаменталистами.
16 января 1979 года шах покидает Иран, 1 февраля 1979 года в Тегеран пребывает Хомейни. 5 февраля премьер-министром назначен Бехти Базарган.
Двоевластие продолжалось до 11 февраля 1979 года, после подавления шахской гвардии под Тегераном. 19 февраля 1979 года была образована исламская республиканская партия.
1 апреля 1979 года Иран становится исламской республикой. 4 ноября 1979 радикально настроенные студенты захватили посольство США в Тегеране, взяв в заложники 52 его сотрудника. В обмен на освобождение дипломатов Иран потребовал выдачи шаха, который скрылся в Соединённых Штатах. США не выдали шаха, наложили на Иран санкции, большинство из которых действуют по сей день, а 24 апреля 1980 года попытались освободить своими силами, потерпев крах. В июне 1980 шах скончался. 17 сентября 1980 президент Ирака Саддам Хусейн предъявил Ирану территориальные претензии относительно богатой нефтью территории Хузестана к востоку от реки Арвандруд. Иракские войска форсировали пограничную реку 22 сентября и перешли в наступление. Так началасьирано-иракская война. Она завершилась в 1988 г. без убедительной победы одной из сторон, хотя обе заявили о своем военном триумфе. Экономический ущерб от боевых действий для Ирака и Ирана оценивался в 350 миллиардов долларов.
В 1997 году президентом Ирана стал Мохаммад Хатами, который провозгласил начало реформ, направленных на построение более демократичного толерантного общества в стране и более терпимых отношений по отношению к странам Запада. При их осуществлении Хатами столкнулся с жесткой оппозицией консерваторов. Совет стражей конституции часто прибегал к своему праву вето в отношении наиболее радикальных законопроектов, разработанных правительством.
В 2003 г. США обвинили Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов (Иран финансирует террористическую организацию Хезболла в Ливане) и стремятся завладеть ядерным оружием. США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.
В 2005 г. президентом Ирана стал Махмуд Ахмадинежад. На посту президента Ахмадинежад свернул некоторые либеральные реформы, имевшие место при его предшественниках Хатами и Рафсанджани. В частности по его инициативе, женщины были значительно ограничены в правах, проведена «чистка» в высших учебных заведениях. Была начата крупная энергетическая реформа: были введены квоты на продажу бензина населению, ускорилось развитие ядерной программы.
Во внешней политике Ахмадинежад придерживается консервативных взглядов. Он жестко критиковал администрацию Буша и выступает за усиление связей Ирана с Россией и арабским миром.
В июне 2009 г. очередные президентские выборы. В выборах участвовали 4 кандидата: Мир-Хосейн Мусави, Мехди Карруби, Мохсен Резайи и действовавший президент, Махмуд Ахмадинежад. Основная борьба развернулась между президентом-консерватором и реформатором Мир-Хосейном Мусави. Победу в первом туре с 62,6 % голосов одержал Махмуд Ахмадинежад.
Оппозиция отказалась признавать официальные итоги выборов. В Тегеране и других городах Ирана начались демонстрации и столкновения с полицией. Члены некоторых оппозиционных партий были арестованы.
Глобализации и исламский мир.
Одним из наиболее болезненных проявлений глобализации является ломка устоев национальной хозяйственной, социальной, политической и духовной жизни, сложившихся в условиях как доиндустриального, так и индустриального общества. Для социумов, недавно перешедших или только переходящих к индустриальному развитию, глобализация дает эффект «двойной ломки», а психологический дискомфорт при этом многократно усиливается, в том числе и под воздействием мировых mass media. На самом деле все без исключения мировые центры, упомянутые выше, не только пережили, но и продолжают переживать процесс адаптации к глобализации, причем с негарантированным итогом. Однако если в отношении прочих мировых центров проблема адаптации, как правило, носит характер дилеммы (более или менее понятны условия и цели, которых требуется достичь, обозначены и ниши, которые они занимают или могут занять), то в случае исламского мира это проблема со многими неизвестными. Несомненно, что все базовые условия его вхождения в постиндустриальное общество (природные, финансовые,людские, интеллектуальные и пр. ресурсы) наличествуют. Однако в силу политической, хозяйственной и прочей полицентричности ислам с кого мира эти ресурсы дисперсны, и вряд ли стоит ожидать в обозримом будущем их сосредоточения в каком то одном центре. Попытки же радикально утопических способов решения этой задачи (как свидетельствует, например, опыт Талибана и «АльКаиды») являются тупиковыми и, кроме «успеха в разрушении», вряд ли способны произвести какойлибо иной продукт. С другой стороны, целый ряд исламских стран (Турция, Малайзия, Иран, отчасти Индонезия) демонстрирует любо опытные примеры постиндустриальных достижений и достаточно динамичного развития. Впрочем, ни одна из них пока что не обнаруживает видимых потенций дорастания в будущем до статуса центра мирового значения. Одной из наиболее существенных является проблема совмещения глубины постиндустриального перехода с сохранением цивилизационной идентичности (в результате чего, собственно, только и может сложиться современный цивилизационный продукт, востребованный как исламским обществом, так и остальным миром). Немаловажно и усиление конфронтационных аспектов во взаимоотношениях исламского мира практически со всеми другими мировыми центрами (прежде все его, конечно, с США и Европейским Союзом).
Татарский ислам.
Понятие "татарский" ислам на страницах научной, особенно научно-популярной литературы, встречается довольно часто. Но его содержание практически не раскрывается, под ним просто рассматривается функционирование и развитие ислама в татарском обществе на различных его этапах. Действительно, мусульманское сообщество у татар, возникшее вдали от основных центров ислама, всегда имело свою специфику, особенно в Российском государстве, когда религия стала не просто образом жизни, но и формой выживания в иноверческой среде, что уже предполагало выполнение не только ее догматических принципов, но и использование ислама как некий инструмент выстраивания новых социально-политических отношений. А это, в свою очередь, от ислама требовало мобильности, гибкости и приспособляемости к новым условиям. Для любой религии (в том числе и для ислама), выступавшей как защитница своих догматических основ и функционирующей на принципах консерватизма, иные подходы всегда были неприемлемыми. Поэтому перед обществом часто стояла дилемма: развитие или сохранение традиционных основ, зиждущихся на религиозных канонах. Мусульманское реформаторство начиная с конца XVIIIв. пыталось решать эту проблему, предлагая пути преобразования общества через переосмысление некоторых канонических основ ислама и через освобождение от поздних наслоений. Но реформаторские тенденции, как показывает история Запада и Востока, создают только определенные предпосылки для дальнейших политических решений. Так, на Западе Реформация предшествовала возникновению светского государства. А на Востоке мусульманское реформаторство осталось, по сути дела, формой интеллектуального поиска определенной части мыслящего духовенства, не привносящих в общественно-политическую жизнь мусульман серьезных изменений.
Вопросы к теме:
В чем заключаются особенности исламских обществ?
Какие основные направления модернизации в Турции?
Какие экономические реформы проводились в период с 1945 по 1980 год?
Кто был ханом Ирана до 1978 года?
Какие реформы проводил правящий хан Ирана?
Что включает в себя понятие татарский ислам?
Глобализация и исламский мир, что это?