Технологическая карта изучения темы: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Технологическая карта изучения темы: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Тема
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цели
Цели:
1. развивать речь, коммуникативные навыки;
2. показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
3. учить подбирать материал к сочинению;
4. учить анализировать картину;
5.воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать УУД:
- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки: П.И.Чайковского «Времена года. Март».
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о природе того или иного явления на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в дополнительных справочниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемый результат
Предметные:
Учащиеся научатся анализировать, делать выводы, сравнивать; составлять сообщения в устной и письменной форме.
Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.
Личностные:
Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы отличать, новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре синонимов, эпитетов). (Познавательные УУД).
Основные понятия
Эпитеты, синонимы, слова-действия.
Межпредметные связи
Литературное чтение, ознакомление с окружающим миром.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
-В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - учебник « Русский язык»2 класс, часть 2;
- карточки с названием весенних месяцев;
-словарь эпитетов;
- словарь синонимов;
- карточки с эпитетами;
- толковый словарь;
- репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»;
-П.И.Чайковский «Времена года. Март»
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
УУД: Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные.
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Оргмомент
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Интересное узнать.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Дети слушают стих и отвечают на вопросы учителя.
Слушают музыку П.И. Чайковского
Дети выбирают старших в группах.
Учащиеся рассматривают репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
1 группа: Берёзы, небольшой прудик от подтаявшего снега, грачи на берёзах.
2 группа: Забор, за которым видны крыши домов, колокольня и купол старой церкви.
3 группа: Поля с почерневшей травой и полоска неба.
Учитель организует работу в группах.
Организует работу по учебнику упр. 127(с. 73).
Ученик читает стих о весне.
(«Весна» А. Плещеев)
О каком времени года этот стих?
Какие приметы весны вы услышали в стихотворении?
Какие приметы весны услышали в музыке П.И. Чайковского?
А теперь я предлагаю вам увидеть приметы весны в картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность?
Так как мы будем с вами наблюдать, сочинять, творить, то я предлагаю организовать вашу деятельность в группах.
Каждая колонка - это отдельная группа.
1 группа: Назовите предметы переднего плана.
2 группа - среднего плана, а 3 группа - заднего плана.
Нам сегодня будет помогать в работе «Лесенка успеха», на которой дети раскрашивают ступеньки по мере выполнения каждого этапа урока.
(Познавательные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
(Коммуникативные УУД).
Слушать и понимать речь других.
(Регулятивные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану
III. Развитие речи
(Ранняя весна.)
(Еще лежит снег, но он уже не белый, а серый, грязный. На реке растаял лед. Лужи от растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, появились проталины. Небо уже не зимнее серое, тяжелое. В нем появляется голубой оттенок весны.)
(Журчание ручьев и гомон прилетевших грачей.)
Какое время года на картине?
Что говорит о том, что это только рождение весны?
Какие звуки мы могли бы услышать ранней весной?
Уметь находить ответы на вопросы
в репродукции картины.
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(Познавательные УУД). Уметь
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану.
IV. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И скорей за парту плюх.
V. Организация познавательной деятельности.
Словарём эпитетов, подходящих к словам-предметам.
Дети составляют план текста.
Устно коллективно составляют текст по данному плану.
Самостоятельно записывают текст.
Организует работу по учебнику с репродукцией картины.
Анализирует работу в группах
Учитель организует работу по толковому словарю
Учитель организует проверку и анализ прослушанных 2 – 3 работ.
Чем мы имеем возможность воспользоваться?
Для каждой группы слов мы выберем нужные эпитеты.
Из каждой группы эпитетов выберите нужные. Подчеркните их.
1 группа про небо: местами грязно-серое, лазурное, ярко-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака;
про снег: талый, грязный, белоснежный, пушистый, серый, местами ещё белый, пористый, не растаявший.
2 группа про берёзы: кривые, старые, прямые, стройные, корявые, с чёрными прошлогодними гнёздами, голые тонкие ветви;
про грачей: вестники весны, спокойные, суетливые, неугомонные, горделивые, драчливые, шумные, крикливые;
3 группа про церковь: старая, новая, деревянная, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная;
про поля: дальние, невспаханные, зеленеющие, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.
Пейзаж: скромный, простой, задушевный.
Смысл каких слов непонятен? Можно заглянуть в толковый словарь в конце учебника.
Составим план из трёх частей:
1-Вступление. (Кто автор и как называется картина?).
2-Основная. (Что изобразил художник?).
3-Заключение. (Чем мне понравилась эта картина?).
Рассказ по динамичной картине и по плану
Уметь группировать эпитеты к данным объектам
(Познавательные УУД).
Уметь
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану
(Коммуникативные УУД).
Слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.
Договариваться с одноклассниками.
(Регулятивные УУД).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины
VI. Рефлексия
Дети отвечают на вопросы.
Учащиеся анализируют свою деятельность по «Лесенке успеха».
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Какое задание было самым интересным?
- Что показалось трудным?
- Чему сегодня научились?
- Какое впечатление оставила картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Личностные УУД:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15