План-конспект по литературе на тему Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». ( 6 класс)
Тема урока. Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Цель: создать условия для учащихся раскрыть идейно-нравственное содержание рассказа.
Задачи:
Образовательная – повторить полученные знания о творчестве В.П. Астафьева, прививать любовь и внимательное отношение к слову на основе рассказа «Конь с розовой гривой».
Воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости, интереса к предмету, привитие культуры общения. Развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем».
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? ( Цель - проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.)
2.Беседа по вопросам.
Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
Что это было за время? Как жилось людям? (время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (автор использует сибирские диалектизмы)
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Увал – пологий холм.
Туесок – берестяная корзина с крышкой.
Заполошная – суетливая.
Бадога – длинные поленья.
Шаньга – булочка с творогом.
Заимка – земельный участок, вдали от села.
Поскотина – пастбище, выгон.
Яр – крутой край оврага.
Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки) -Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?
Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул? (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)- А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)
- Случайна ли форма пряника – «конем»? (Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.) Вывод. Давайте подведем итог нашей беседы. Почему все-таки рассказ называется « Конь с розовой гривой»? (Рассказ подчеркивает нам значимость умения признавать свои проступки, быть честным и иметь храбрость брать ответственность на себя. Такие черты характера важны для любого человека – взрослого или нашего маленького героя. Поучительность бабушкиного поступка заключается в вознаграждении постыдного поступка мальчика, заставив его при этом краснеть перед всеми, кому она об этом рассказала.) 3.Итог урока.
- Итак, к чему мы подошли к концу урока? Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?
Какие жизненные уроки получил герой? Попробуйте их сформулировать.
1.Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
2.Признайся в содеянном.
3.Раскаяние приносит облегчение.
4.Спешить делать добро.
5.Надо быть милосердным всегда.
6.Люби ближнего своего как самого себя
4.Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
5.Домашнее задание. Напишите, пожалуйста, дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.