Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и гражданских зданий.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Себряковский технологический техникум"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
для специальности среднего профессионального образования
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и гражданских зданий.
2012
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 20 _____ г.
_______________ О. И. Урюпинская
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Н.А. Фирсова
«______» ____________ 20 _____ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и гражданских зданий.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»
Разработчики:
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум» преподаватель О. И. Урюпинская
Эксперты:
____________________ __________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и гражданских зданий.
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения культуры речи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих специалистов среднего звена.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- знать лексические и фразеологические единицы языка;
- знать служебные и самостоятельные части речи;
- знать синтаксический строй предложения;
- знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
- владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;
- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
- уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально делового стилей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; практической работы 24 часа; самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
в том числе:
Практическая работа № 1. «Особенности русского ударения».
Практическая работа № 2. «Орфоэпические нормы».
Практическая работа № 3. «Лексические нормы».
Практическая работа № 4. «Употребление фразеологизмов в речи».
Практическая работа № 5. «Словообразование».
Практическая работа № 6. «Самостоятельные и служебные части речи».
Практическая работа № 7. «Морфологические нормы».
Практическая работа № 8. «Словосочетание и предложение».
Практическая работа № 9. «Синтаксические нормы».
Практическая работа № 10. «Принципы русской орфографии».
Практическая работа № 11. «Принципы русской пунктуации».
Практическая работа № 12. «Функциональные стили литературного языка».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа по теме: «Орфоэпические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Лексико-фразеологические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Морфологические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Синтаксические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Текст. Стили речи».
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (в 1 семестре)
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества речи.
2
1
Раздел 1. Фонетика.
10
Тема 1.1. Фонетические единицы языка.
Орфоэпические нормы.
Фонемы. Особенности русского ударения. Логическое ударение. Произносительные нормы и нормы ударения, орфоэпия отдельных форм и отдельных слов.
2
1
Тема 1.2. Особенности русского ударения.
Практическая работа № 1.
2
2
Тема 1.3. Варианты русского литературного произношения.
Фонетические средства речевой выразительности.
Произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности. Ассонанс и аллитерация. Ритм и интонация.
2
1
Тема 1.4. Орфоэпические нормы.
Практическая работа № 2.
2
2
Самостоятельная работа:
По теме: «Орфоэпические нормы».
2
Раздел 2. Лексика и фразеология.
10
Тема 2.1. Слово. Изобразительно-выразительные воз-можности лексики.
Слово. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов. Употребление в устной и письменной речи синонимов, антонимов паронимов. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
2
1
Тема 2.2. Лексические нормы.
Практическая работа № 3.
2
2
Тема 2.3. Фразеологические единицы языка. Изобразительно-выразительные воз-можности фразеологии.
Фразеологические нормы.
2
1
Тема 2.4. Употребле