Программа для 4 класса внеурочной деятельности Береги свое здоровье


Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности “ Береги свое здоровье ” (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа внеурочной деятельности включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель курса внеурочной деятельности:
укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности «Береги свое здоровье» предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 25 человек.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий
Для осуществления образовательного процесса по Программе “ Береги свое здоровье !” необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс расчитан на 34часа.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Береги свое здоровье» разбита на семь разделов:
“Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
“Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
“Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
“Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
“Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;
“Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.Программа 4 класса направлена на формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ п/п Наименование разделов и занятий Всего, час Дата
теория практика Формы контроля
I Введение “Наша школа” 4 1 3  
1. “Здоровый образ жизни и мое здоровье” 1 07.09.
2015   1  
2 Что нужно знать о личной гигиене? 1 14.09.
2015   1  
3 Занятия физкультурой. Их влияние на здоровье школьника. 1 21.09.
2015 1    
4 Познай себя. Как воспитывать в себе сдержанность. 1 28.09.
2015   1 Круглый стол
II Здоровое питание 5 3 2  
5 Секреты правильного питания 1 05.10.
2015 1    
6 Здоровая пища для всей семьи 1 12.10.
2015   1  
7 Пища наших предков. Современное меню для здоровья. 1 19.10.
2015 1    
8 Здоровое питание. Дневной рацион школьника. 1 26.10.
2015 1    
9 “Умеем ли мы правильно питаться?” 1 09.11.
2015   1 Викторина
III Бережем здоровье 7 4 3  
10 Что должно быть в домашней аптечке? 1 16.11.
2015 1    
11 “Мы за здоровый образ жизни” 1 23.11.
2015 1    
12 Как вести себя, когда что-то болит? 1 30.11.
2015 1    
13 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 1 07.12.
2015   1  
14 Как избежать искривления позвоночника 1 14.12.
2015   1  
15 Здоровье человека во время отдыха 1 21.12.
2015 1    
16 Моя ответственность за мое здоровье. 1 28.12.
2015   1 Викторина
IV Я в школе и дома 6 3 3  
17 “Режиму дня мы друзья” 1 11.01.
2016 1    
18 “Знайте правила движенья, как таблицу умноженья” 1 18.01
2016 1    
19 Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий 1 25.01
2016   1  
20 Дружба. Кто может считаться настоящим другом? Как дружить в школе. 1 01.02.
2016   1  
21 Мода и школьные будни. 1 08.02.
2016 1    
22 Делу время – потехе час. 1 15.02.
2016   1 Игра-викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3  
23 Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься 1 29.02.
2016 1    
24 День здоровья 1   1  
25 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами и газом. 1 07.03.
2016   1  
26 Если ты ушибся или порезался. Первая помощь 1 14.03.
2016   1  
VI Я и мое ближайшее окружение. 4 2 2  
27 Жизненный опыт человека 1 21.03.
2016 1    
28 Почему некоторые привычки называются вредными? 1 04.04.
2016 1    
29 Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение. 1 11.04.
2016   1  
30 Интересное в мире здоровья. 1 18.04.
2016   1 Научно-практическая конференция
VII “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” 4 2 2  
31 Опасности вокруг меня 1 25.04.
2016 1    
32 Игра “Я здоровье берегу – сам себе я помогу” 1 02.05
2016   1  
33 Культура здорового образа жизни. Беседа 1 16.05
2016 1    
34 “Умеем ли мы вести здоровый образ жизни”? 1 23.05.
20161   Диагностика. Книга здоровья
  ВСЕГО: 34 16 18  
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Большая книга правил для воспитанных детей
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992