«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения в тяжелой степени (классы для детей с ОВЗ)»
«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения в тяжелой степени (классы для детей с ОВЗ)»
Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.
С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с ограниченными возможностями в развитии, имеющими нарушения речи тяжелой степени, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. На базе МОУ СОШ № 221 с 1999 года работают классы для данной категории детей.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности.
У детей, имеющих логопедические проблемы, при сохранном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, которая проявляется в:
меньшем объёме запоминания и воспроизведения материала;
неустойчивости внимания;
быстрой отвлекаемости;
истощаемости психических процессов;
снижении уровня обобщения и осмысления действительности;
затрудненной развёрнутой связной речи.
Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдаются:
повышенная возбудимость;
раздражительность или общая заторможенность;
замкнутость;
обидчивость;
плаксивость;
многократная смена настроения.
Поэтому мы пришли к выводу, что коррекцию речевых нарушений невозможно проводить без совместной работы с психологом.
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно- развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.
Задачи:
написать программу комплексной помощи логопеда и психолога
разработать систему интегрированных занятий
создать условия для качественной реализации программы (ма
·териально-техническая база)
провести мониторинг качества занятий
Рабочая программа имеет три основных раздела:
- пояснительная записка, где представлены цель и задачи в соответствии с ФГОС, актуальность, формы и методы работы;
- проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей;
- информационно-методическое обеспечение
2. Интегрированные занятия логопеда и психолога проводятся 1 раз в месяц следующим образом:
На каждом этапе занятия ведется параллельная работа логопеда и психолога, которая соответствует определенной универсальной учебной деятельности. Другими словами, одни упражнения проводит логопед, а другие психолог, но все упражнения соответствуют одной лексической теме.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, использование различных анализаторов.
Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой.
Для качественной реализации программы, на интегрированных занятиях широко используется метод игровой технологии, рисование крупами, арт-терапия (работа с пластилином, рисование пальчиковыми красками), пескотерапия (работа с песком), музыкотерапия (музыкальное сопровождение), упражнения по охране зрения, артикуляционные и дыхательные упражнения, использование логопедического тренажера, и ИКТ.
Анализ результатов совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда показывают мониторинговые исследования. Каждый специалист ведет мониторинг на основе данных полученных во время диагностики. Во время обследования психолог исследует уровень адаптации учащихся, логопед определяет отклонения в речевом развитии. Сравнительная диаграмма анализа техники чтения показала, что по сравнению с 2013 годом, количество учащихся, у которых техника чтения в норме, увеличилась на 23%. Анализ дисграфических ошибок показал уменьшение их количества на 15%. А сравнительная таблица техники чтения, дает нам увидеть, что только один ученик не уложился в норму.
Таким образом, сама жизнь показала необходимость организации совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога
Какорина Алла Александровна,
учитель-логопед
МУ ПСЦ «Надежда»
г. Заречный
15