«Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС» 
«Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС»
Выполнила учитель физической культуры 
                                  МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»
                                                                              Глазова Марина Александровна     
                                                  
 
В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов, за каждым — своя методология. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на таком подходе.
Второй подход называется компетентностным, он направлен на формирование унивесальных и предметных компетенций и связан с личностно-ориентированым и деятельностным подходами . (Слайд 2).
Системно-деятельностный подход является своего рода попыткой объединения предшествующих подходов. 
То есть - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов (Слайд 3). 
При этом стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам (Слайд 4).
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест. "Любая деятельность, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". 
       Психологи говорят о том, что необходимо учитывать специфику ведущей деятельности для данного возрастного периода. Для младших школьников это игровая деятельность, учебная деятельность. Для детей в  возрасте 11—15 лет — деятельность общения, далее - учебная профессионально-ориентированная деятельность.(Слайд 5) (Пример учебной  деятельности в игре)
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах.  Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:
- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; 
-общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;
- государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности (Слайд 6). 
В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности (Слайд 7).  
Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования   физической культуры личности школьника (Слайд 8).      
Решение задач физического воспитания направленно на:
·        содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
·        обучение основам базовых видов двигательных действий;
·       дальнейшее развитие координационных  и кондиционных  способностей;
·       формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
·        выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
·        углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
·       воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
·        выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
·       формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
·       воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
·       содействие развитию психических процессов и обучение основам психической  саморегуляции (Слайд  9-11).                                                                                                                       На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику в приоритет ставится развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, учитель физической культуры также привлекает обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учит контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД.                                                                                                                                           Учитель физической культуры учит школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идет обсуждение результатов в командах. Тем самым  формируются оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку  сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УУД).                                                                                                                                                  
       Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.),  выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (например, в игровой (эстафеты, подвижные, спортивных командных играх) и соревновательной деятельности)  (регулятивные УУД).  (Слайд 12)                                                                     
      К формам организации занятий по физической культуре в  школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач  по физической культуре в нашей школе  уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий   (внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультминутки, подвижные перемены.) (Слайд 13).                                                                                Для более качественного освоения предметного содержания  уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
Ø уроки образовательно-познавательной направленности   знакомят с учебными знаниями,  обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала; (пример: новые знания о видах спорта может быть подготовка сообщений, самостоятельное  проведение ОРУ как на фото, предложение детьми собственных   подвижных игр )
Ø уроки образовательно-предметной направленности используются  для  формирования обучения  практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки; (например  изучение техники  движений, техника выполнения стартов на фото) 
Ø уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля   ее и влиянии на развитие систем организма (например тренировка скорости или выносливости при беге и объяснение  различий этих физических качеств)(Слайд 14). 
В процессе обучения  применяются  методы физического воспитания:
·       словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение); 
·       наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);
·       методы развития двигательных качеств (повторный, соревновательный, игровой и т.д.)      (Слайды 15,16).
Используются  современные образовательные технологии: 
Ø здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, корригирующих и коррекционных упражнений; 
Ø личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья. 
Ø информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, занятия научно- исследовательской работой    (Слайд 17).               
      Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. В начале и конце учебного года учащиеся сдают тесты для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов ГТО по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь, май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы.  Но в рамках каждого урока проводится рефлексия (обратная связь). «Что я знал по этой теме?  Что узнал на уроке? Что хотел бы узнать дополнительно?
                                                                                                             
  
  Рассмотрим примеры использования системно-деятельностного подхода в рамках раздела «Баскетбол».                                                                                                                                                                                                        Показать обучающимся баскетбольный мяч и спросить: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ, наверняка, последует однозначный.                                                                                                                    Показав руками движения на передачу или ведение мяча, мы услышим от детей тему урока.                                                                                                               Вопрос детям: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Необходимо доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать.                                                          Можно сделать несколько карточек со следующими словами: ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо, игра в баскетбол. Вопрос детям: «Последовательность выполнения указанных упражнений?» Ответы, как и ранее, будут разными, вместе с детьми нужно будет анализировать и приходить к правильному решению. Если обучающиеся выполняют какие-то упражнения, можно связать это выполнение с определенными жизненными ситуациями, может быть шуточными…. Этап рефлексии – это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников. Можно предложить карточки с символикой «хорошо» «не очень хорошо» и т.д. и попросить объяснить почему «не очень хорошо», что этому помешало….То есть, подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и самореализовываться.  (Слайд 18)                                                                                                                                                        
   Внеурочная деятельность с введением ФГОС стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе.  Я разработала программу внеурочной деятельности по ОФП «В здоровом теле-здоровый дух»,  направленную на формирование у детей двигательной активности  через  плавание, спортивные и подвижные игры, аквааэробику (Слайд 19).             
Итак : чему же должен научиться ребенок? Напомню старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Смысл этой притчи гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.  Системно-деятельностный подход –это и есть подход, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание!