Конспект урока в 3 классе Значение имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
План-конспект
урока русского языка в 3 классе по теме "Значение имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными"
УВК " Школа-гимназия " № 39
г. Симферополь Республика Крым
Составитель: учитель начальных классов
Поспехова Н.Н.
Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.
Цели:
провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
выявить особенности изменения имен прилагательных;
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
определять лексическое значение имён прилагательных;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
развивать орфографическую зоркость;
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Предметные результаты:
знание: признаки имён прилагательных; умение: распознавание имён прилагательных в тексте среди других частей речи, определение лексического значения имён прилагательных; навыки: обогащение словарного запаса, различать лексические значения слов, устанавливать связь имён существительных с именами прилагательными.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; применять установленные правила; Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия;
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, соблюдать правила работы в группе, паре, учитывать мнение собеседников
Оборудование:
презентация в виде слайдов;
компьютер; проектор, экран
предметные картинки (иголка с ниткой, дятел);
таблицы с опорными словами;
задание на карточках для работы в парах;
задание на карточках для самостоятельной работы;
задание на карточках для дифференцированной работы;
фразеологический словарь;
тестовые задания;
карточки с номерами 1, 2.3 для обратной связи;
кружки с изображением лица для рефлексии;
учебник: В.П.Канакина В.Г. Горецкий. Русский язык.Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М :"Просвещение" 2014г.
Ход урока
Организационный момент.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Слайд 2)
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок,Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать.
– Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.– А кто такие исследователи?
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
– Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
(Слайд 3)
Конь, хвост
– Почему вы ее не поняли?– Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?– Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде – стальной, льняной).
(Слайд 4)
Конь стальной, хвост льняной.
– Что это? (Иголка и нитка.) (Предметная картинка.)– Какие слова помогли отгадать загадку?– Почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на признаки.)– Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное.)– Сформулируйте тему урока.
(Слайд 5)
Определение имени прилагательного.
– Давайте определим задачи нашего урока.
(Слайд 6)
– Определить особенности имени прилагательного как части речи;– Установить, как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: (Слайд 7)
3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
а) Упражнение 109 (Коллективная работа. Выполняется устно.)
(Ученики определяют по признакам предметы: берёзки, косы, серёжки росы.)
– Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета. (Слайд 8)
(На доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета.)
4. Открытие “новых” знаний.
а) Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов. (Слайд 10)
Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют. Затем учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик.)
(Слайд 9)
– Ребёнок, который учится в школе. (Ученик.
– Этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым. (Сапоги.)
– Она может быть трудной или легкой, классной или домашней. (Работа.)
– По её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на . (Улица.)
– Верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее. (Пальто.)
– Он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым. (Стакан.)
– Этот человек выступает в цирке, снимается в кино. (Артист.)
Этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый. (Лимон.)
С этим предметом ходят в лес. (Корзина)
(Взаимопроверка.)
(Слайд 9)
– Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.
Постановка проблемы.
– Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты.)– Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием.)– А почему имена существительные получили такое название? (Потому что они обозначают все то, что существует.)– А что означает слово прилагательное? (Предположения детей.)– К чему оно прилагается? (Гипотезы.)
б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
– Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное.)
– (Фронтальная проверка – чтение орфографическое.)
– Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному. (Слайд 11).
– Давайте это проверим, по учебнику с. 66 упр. 113 (учащиеся читают текст).
(На доске дополняется схема – связь с именем существительным.) (Слайд 12).
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Ребята высказывают свои версии.) (Не может быть признака без предмета.)
– Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.– Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(Дополняется схема вопросами.) (Слайд 13).
в) Наблюдение за ролью прилагательного в речи
-Закончите крылатую фразу. (Слайд 15 )
(Фронтальная работа в тетради)
Проверка фронтальная (Слайд 16)
Работа в парах. (Задание дано на карточках.)
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
норахитрость
хвостхолод
перстеньхарактер
услугашуба
инеймедальон
нервыпрутья
(Когда ребята справятся с заданием, то они встают.)
(Слайд 17)
– Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.
Вывод: имя прилагательное делает нашу речь точной, яркой, выразительной.
г ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.
– Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? (Постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам.)– Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете? (Предположения.)– Я предлагаю провести соревнование “Кто больше подберет слов?”, выполнив упражнение 111
(Учащиеся сначала самостоятельно читают задание к упражнению).
1-й ряд выполняют по заданию к 1-ой картинке, 2-й ряд ко второй картинке, 3-й ряд – к третьей. (К доске по одному ученику от каждого ряда выходят цепочкой и записывают имя прилагательное к своему рисунку.)
(Проверка фронтальная.)
Дополнительное задание к упражнению:
Понаблюдать за именами прилагательными, как они изменяются (по одному ученику у доски с комментированием).
Ландыш весенний, лесной, красивый, пахучий, чудесный.
Ученик: проверим , изменяются ли прилагательные по числам:Весенний – весенниеЛесной – лесныеКрасивые – красивыеДелаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске.)
– А теперь поработайте в парах. Перед вами карточки с заданием. Сначала выполните задание самостоятельно, потом обсудите друг с другом и сделайте вывод.
1-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни, солнышко).
2-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске.)
(Слайд 19)
– Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1-й ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо.)– Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам.)– Давайте проверим наши выводы по учебнику с. 69. (Читают определение в учебнике.)
5. Закрепление изученного материала.
а) Самостоятельная работа.
Разноуровневые задания: (на карточках даны задания).
1-й уровень. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
2-й уровень. Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла.)
Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко ------------------ шапочка. На ---------------------------- крыльях ---------------------- пятнышки и полоски.
3-й уровень. Прочитай фразеологизмы о людях. Впиши в квадратик букву, соответствующую значению выражения.
В рубашке родился
Мухи не обидит
Семи пядей во лбу
Сухим из воды выйдет
За смертью посылать
Плясать под чужую дудку .
а) умный, мудрый;
б) счастливый, удачливый;
в) добрый, мягкий, сердечный;
г) изворотливый, ловкий;
д) бесхарактерный, безвольный;
е) медлительный, нерасторопный
Проверка.
– Кто выбрал задание 1-го уровня? – Проверка по образцу – Кто согласен? Не согласен?– Поставьте +, если верно.– Кто выбрал задание 2-го уровня?– Прочитайте текст.– Проверьте написание.– Поставьте +, если верно.– А кто из вас видел дятла? Какие его особенности знаете? (Длинный хвост, тонкий сильный клюв, достает личинки и насекомых.)– Как его еще называют? (Санитаром леса.)– Как люди заботятся о птицах?– Кто выбрал 3-й уровень?– Что такое фразеологизмы?– Где можно посмотреть толкование крылатых выражений, если вы его не знаете? (Во фразеологическом словаре. Показ словаря.)– Проверьте свою работу, сравнив ее с образцом. – Поставьте +, если верно.– Назовите еще крылатые выражения, которые можно отнести к чертам характера человека. (Попался на удочку, делать спустя рукава.)
6. Итог урока. Рефлексия.
а) Тестовые задания . (Обратная связь, работа с карточками 1, 2, 3.)
(Слайд 20):
Имя прилагательное:
Член предложения;
Часть слова;
часть речи.
(Слайд 21)
Имена прилагательные:
Изменяются по родам;
Не изменяются по родам;
Изменяются по родам и числам.
(Слайд 22)
Укажите имена прилагательные множественного числа:
Смуглая;
Дремучий
Знойные.
(Слайд 23)
Укажите имена прилагательные женского рода:
Морозная;
Блестящий;
Летнее.
– Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.– У кого на поля все +, принесите тетради на проверку для оценивания.– А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?– Как вы себя чувствовали на уроке?– Нарисуйте соответствующую мимику на лице, выражающее ваше настроение от работы на уроке. (Оценивание учащихся.
7. Домашнее задание.
Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.
Делают нашу речь точной, яркой, выразительной
Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 12Рисунок 14Рисунок 16Рисунок 1815