Конспект занятия в старшей группе Наши пернатые друзья 
МДОБУ  «Сурокский детский сад «Солнышко»
Конспект  ООД  в старшей группе
Тема: «Наши пернатые друзья»
                                                                
                                                                 
                                                                 Подготовила  и провела
                                                                   воспитатель 1 квалификационной     категории
Павлова Г.В.
2016г.
 Конспект ООД
Тема: «Наши перелётные друзья».
 Цель: уточнить и закрепить представления детей о жизни зимующих и перелётных птиц; закрепить счётные умения, знание геометрических фигур.
 Задачи: расширить знания о  повадках, внешнем виде, питании птиц; сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; учить детей с помощью верёвки создавать геометрические фигуры; уточнить знание цифр; упражнять в решении примеров; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе. Материал к занятию: шапочки для птиц, иллюстрации с изображением птиц, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку», звукозапись голосов птиц, таблицы с примерами, верёвка, схема из геометрических фигур «Сова», загадки о цифрах.
Ход занятия
Вводная беседа. ( Дети стоят в кругу.)
Загадка.       Зазвенели ручьи,
                     Прилетели грачи,
                     В дом свой улей пчела
                     Первый мёд принесла.
                     Кто скажет, кто знает
                     Когда это бывает?               ( Весной).  
Весна пришла. А что она с собою принесла?
               Весна – красна!
               Что с собою принесла?
               Солнца яркого лучи 
               И весенние дожди,
               Пенье звонкого ручья
               И прилёт грача.              (Дети выполняют движения по тексту)
(Дети садятся на стульчики).
- Все мы ждём прилёта птиц – первых вестников весны. Но ведь и зимой с нами были птицы. Они не боятся ни холода, ни голода. Как же назовём этих смелых птиц одним словом? (Зимующие).
- А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих птиц.
 Игра «Узнай по описанию»
1. «Бока у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела. 
(сорока) 
- Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета») 
- Почему её так называют? 
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица.  Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона) 
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами? 
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, анна белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор) 
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой» (Синица).
 - По внешнему виду вы правильно определили птиц. А теперь попробуйте узнать птичку по голосу.
 Игра «Угадай, какая птица поёт? »
( Звучат по очереди голоса птиц: воробья, сороки, дятла, голубя, синицы, вороны, а дети угадывают, кто поёт.)  Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и 
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку. 
Воробей, ворона, сорока, голубь. 
Синица, воробей, сова, снегирь.
Сорока, синица, ласточка, голубь.  
Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Птички»
Птички в гнёздышках сидят
И по сторонам глядят,
Погулять они хотят,
И тихонечко летят. 
Налетались, утомились 
И обратно возвратились.    ( Движения дети выполняют по тексту)
Ребёнок.       Стих. «О весне»
                     К нам весна шагает быстрыми шагами,
                     И сугробы тают под её ногами,
                     Чёрные проталины на полях видны,
                     Видно, очень тёплые ноги у весны!
           
- Ребята, я слышу, что к нам кто – то идёт.
        ( Под музыку входит Весна).
      Здравствуйте, ребята!
      Узнали вы меня?
      Я,  Весна – красна,
      Всем тепло принесла.   
Воспитатель. Что это ты, Весна, такая грустная? Что – то случилось?
Весна. Да, друзья, у меня – беда. Злая колдунья не пускает в наши края перелётных птиц. Чтобы снять злые чары, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Конечно, ребята тебе помогут.
  Задание №1.  Д/И «Камешки» (На фланелеграфе – цифры).
- Посмотрите, первая преграда для птиц, камешки. Чтобы их убрать, нужно отгадать загадки про цифры.
  Задание №2.  Д/И «Диаконд».
- Вот и второе задание. Из этой волшебной верёвки нужно сделать геометрические фигуры.
Сделайте фигуру, у которой нет углов, но это не овал. (Круг).
Сделайте фигуру, у которой 3 угла. ( Треугольник).
Сделайте фигуру, у которой 4 угла и все стороны одинаковой длины. (Квадрат или ромб).
  Задание №3. «Составь портрет»
    - Отгадайте загадку.  Загадка.
                   Отгадайте, что за птица?
                   Света яркого боится, 
                   Клюв – крючком, 
                   Глаза – пятачком
                   Ушастая голова.
                   Кто же это?  ( Сова).  
- Молодцы! ( Выставляется схема совы из геометрических фигур).
-Какая фигура голова?
-Из какой  фигуры туловище? 
-Из каких фигур крылья, клюв, уши, глаза?
-Сколько всего фигур?
-Какие фигуры одинаковые?
  Задание №4.  «Ягодки – примеры».
- Птицы очень любят ягоды. Но эти ягоды не простые. Нужно правильно решить примеры и поставить нужные знаки.
      2  *  1 = 3                            5  *  1 = 4
Воспитатель. Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.
  Задание №5. Д/И «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших. 
- Ребята, вы выполнили все задания и помогли снять заклинание злой колдуньи. И птицы обязательно к нам вернутся из тёплых стран. Кажется, я их уже слышу. 
( Звучит музыка и по очереди залетают перелётные птицы, читают стихи).
 Дети.      1.  На шесте – дворец,
                      Во дворце – певец,
                      И зовут меня – скворец.
                       
                 2.  Кто без нот и без свирели
                      Лучше всех выводит трели,
                      Голосистее, нежней,
                      Ну, конечно, - соловей.
                  3.  Всех перелётных птиц черней,
                       Чистит пашню от червей,     
                       Целый день по полю вскачь,
                       И зовётся птица – грач.
                 4.  Угадайте, что за птичка,
                      Чёрненькая невеличка? 
                       Беленькая с живота,
                       Хвост раздвинут в два хвоста.
                       Всех быстрей она летает,
                       Мошек на лету хватает,
                       Если к нам летит она,
                       Значит, началась весна.
                                                               (Ласточка).
            
                  5.  Эта птица никогда 
                       Не строит для себя гнезда,
                       Соседкам яйца оставляет
                       И о птенцах не вспоминает.
                                                               (Кукушка).
                  6.  В синем небе голосок,
                       Будто крохотный звонок.
                       Хочет – прямо полетит,
                       Хочет – в воздухе висит,
                       Камнем падает с высот
                       И в полях поёт, поёт.
                                                       (Жаворонок).
 Весна. Здравствуйте, милые пташки. Я очень рада нашей встрече. Ребята, вам большое спасибо за помощь.                   
                    Весна придёт.
         Ещё зима. Ещё искрится
         Снег на деревьях в вышине.
         Но с каждым днём всё громче птицы…
         Звенят, щебечут о весне.
         Ещё порой мороз ярится,
         Ещё стоит на реках лёд,
         Но птицы знают, знают птицы
         - Весна придёт, Весна идёт!
                         (Виктор  Лунин).
Воспитатель приглашает детей на хоровод «Веснянка».
   Хоровод «Веснянка».   (Украинская народная песня).