План-конспект урока геометрии в 7 классе по теме: «Первый признак равенства треугольников» 
Медведева Елизавета Владимировна,
учитель математики 
СОШ № 25 г.Сочи
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока геометрии в 7 классе
по теме «ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
Цели урока: 
Содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между определением равенства треугольников по шести парам элементов и по признакам, основанным на сравнении трех пар элементов;
Деятельностная: 
а) формировать у учащихся навыки доказательства теорем с опорой на ранее 
    введенные понятия и доказанные утверждения;
б) формировать у учащихся умения определять равенство треугольников, опираясь
    на формулировку первого признака;
Развивающая: развивать приемы логического мышления (сравнивать, обобщать), правильно формулировать и излагать мысли, умение анализировать факты и делать выводы; создать условия для развития познавательного интереса к математике.
План урока.
Орг. момент.(2 мин.)
Сообщение темы и целей урока.(3 мин.)
Актуализация опорных знаний.(8 мин.)
Объяснение нового материала.(10 мин.)
Закрепление изученного материала.(13 мин.)
Итог урока.(2 мин.)
Задание на дом.(2 мин.)
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
3.1. Вопросы для обсуждения:
Сформулируйте определение треугольника
Какие фигуры называются равными?
Как определить, равны ли два треугольника?
а) наложить друг на друга – равные полностью совместятся; 
б) измерить и сравнить 6 пар элементов – в равных треугольниках все 6 элементов (3 стороны и 3 угла) одного треугольника будут соответственно равны элементам другого треугольника);
Какие условия должны выполняться для того  чтобы   
· АВС = 
· MNK? 
стороны и углы одного треугольника      соответственно равны сторонам и углам другого треугольника. (слайд 2). Назовите для данных треугольников равные элементы.
3.2. Устно решить задачи:
1) (слайд 3) 
· АPC = 
· FMB, 
·P  = 
·M, 
·A = 
·F, FB = 17см, PC = 23 см.  Найти АС и ВМ.
2) (слайд 4) 
· АВC = 
· ADC,  
·ABC = 70, AB = 10см. Найти 
·MDC,  AD.
4. Объяснение нового материала.
Для того, чтобы выяснить равны ли треугольники не нужно проверять равенство всех сторон и углов! Достаточно сравнить лишь три  элемента одного треугольника с  тремя элементами другого  треугольника. О том, какие эти три элемента расскажут признаки равенства  треугольников.
Доказывать признаки нужно с помощью теоремы (утверждение,  справедливость  которого устанавливается путем рассуждений). Сами рассуждения называются доказательством теоремы. Любая теорема состоит из условия  и заключения. Условие – это уже известные факты, о которых  говорится в теореме, а заключение – это то, что нужно получить, доказать.
Первый признак равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними – три элемента!).
(слайд 5) Если две стороны и угол между ними одного  треугольника соответственно  равны  двум сторонам и углу между ними  другого треугольника, то такие   треугольники  равны. 
Попробуйте определить, что является условием, а что заключением теоремы.
Условие: Если две стороны и угол между ними одного  треугольника соответственно  равны  двум сторонам и углу между ними  другого треугольника.
Заключение: то такие   треугольники  равны.
Условие записываем в «Дано», заключение в «Доказать» (слайд 6)
Чтобы доказать равенство треугольников мысленно совместим их наложением. Какие элементы данных треугольников мы знаем? С какого элемента удобнее начинать наложение?
·А =
·А, АВ = АВ, АС = АС, 
Доказательство.
Так как 
·А =
·А, то 
· АВC можно наложить на 
· АВС   так, что вершина А совместится с вершиной А. 
Поскольку  АВ = АВ,  АС = АС, то сторона АВ совместится со стороной АВ, а сторона АС со стороной АС. (слайд 7) Какие точки при этом совместятся? Поэтому совместятся точки  В и В,С и С
Следовательно совместятся  сторона ВС со стороной ВС.
Значит, 
·АВC = 
·АВС , что и требовалось доказать. 
5. Закрепление изученного материала. 
5.1. Работа в парах. Обучающиеся проговаривают: 
формулировку теоремы;
доказательство теоремы, поменяв обозначения, делая ходы поочередно.
5.2.Устные задачи по готовым чертежам (слайд 8).
5.3. Решение задачи: Отрезки АЕ и DC пересекаются в точке В, являющейся  серединой каждого из них.  а) Докажите, что 
·АВC = 
·ЕВD;  б) найдите углы  А и С в 
·АВC, если в 
·ЕВD  
·D = 47°, 
·E = 42°.
6. Итоги урока:
«Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»;
«Что научились делать?»;
«Сколько способов вы знаете, чтобы определить, равны ли треугольники?»
7. Домашнее задание: п.15 № 92, 93