Конспект урока русского языка на тему: Развитие речи. Работа с деформированным текстом Берёзка


Конспект урока русского языка
в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида
Подготовила и провела Парфёнова Жанна Валерьевна
Тема: Связная речь. Работа с деформированным текстом «Березка».
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Формировать умение восстанавливать текст, деформированный
в отдельные предложения.
Задачи:
Образовательные:
учить определять тему и идею текста;
находить средства связи между предложениями;
излагать текст в логической последовательности;
повторить типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и составные части текста (вступление, основная часть, концовка);отрабатывать навыки письма и чтения произведения.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать внимание, память, мышление, учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;
развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний;
развивать словесно-логическое мышление;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать орфографическую зоркость и слуховую память.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, видеть, ценить и беречь красоту природы.
Оборудование
Предметная большая картинка с изображением берёзы, распечатанный текст по количеству учеников.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Сядет тот, кто осенний признак мне назовёт.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем работать с текстами.
3. Повторение пройденного материала.
- Сначала давайте повторим:
- Из чего состоит текст? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Это законченная мысль)
- Какие вы знаете типы текстов? (Описание, повествование, рассуждение).
- Назовите составные части текста. (Вступление, основная часть, концовка)
4. Сопоставление текстов с их деформированными вариантами. (Тексты у некоторых школьников на партах. Они их зачитывают по просьбе учителя. Остальные заслушивают. Все участвуют в обсуждении.)1) Сопоставление рассказа с вариантом, в котором перепутаны начало и конец.
ЖУЧКА
Несла Жучка кость через мост. Увидела в воде свою тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а другая собака и кость. Она и отпустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
ЖУЧКА (деформированный вариант)
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а другая собака и кость. Она и отпустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Несла Жучка кость через мост. Увидела в воде свою тень.
2) Сопоставление рассказа с вариантом, в котором первая часть от одного рассказа, а вторая от другого.
ГАЛКА И КУВШИН
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, но воды было мало. Галка не могла её достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше. Умная галка напилась и улетела.
ГАЛКА И КУВШИН (деформированный вариант)
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галка не могла её достать. Она и отпустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
3) Сопоставление рассказа с вариантом, в котором коммуникативно-слабые предложения.
ОБЕЗЬЯНА И ГОРОХ
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
ОБЕЗЬЯНА И ГОРОХ (деформированный вариант)
Она несла две полные горсти. Выскочила одна; она хотела поднять и просыпала их двадцать. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
5. Работа с текстом «Берёзка».
- Предлагаю вам поработать над текстом, который вам надо будет исправить.
- О чём он угадайте, прослушав загадку.
Ветром клонится, стоит девица,
По весне зелено разоденется.
У неё сарафан бело-чёрный,
А наряд неприметный и скромный.
Когда тает снег, слёзы вниз текут.
Отгадай, дружок, как её зовут?
(Берёзка)
6. Физкультминутка
7. Знакомство с деформированным текстом. (Дети по очереди читают предложения текста, который написан на листочках и лежит на партах.)
                                          Березка.
3. Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.
1. Выросла березка стройная и кудрявая.
2. Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.
6. Прошла весна, наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.
4. Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.
7. До осени еще далеко, а на березке уже показались желтые листья.
5. Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в баклажку прозрачный сок.
    - Можно ли эту запись назвать текстом?
    - Почему нет? (Нет связи между предложениями).
    8.Словарная работа: вонзили, опушка, желобок, баклажка.
    9.Работа по восстановлению деформированного текста. Нумерация предложений.
   - Где выросла березка?
    - Назовите предложение, где об этом говорится.
    - Какая была березка? В каких предложениях говорится о красоте березки?
    - Кто пришел на опушку? Что они сделали? В каких предложениях об этом сказано?
    - Как выглядела березка летом? Прочитайте эти предложения.
    - Что можно сказать о поступке ребят?
    10.Чтение восстановленного текста учащимися.
Берёзка
Выросла березка стройная и кудрявая. Точно зимний снег, белеет стройный ствол.
Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол. Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки. Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в баклажку прозрачный сок.
Прошла весна, наступило лето, а березка стояла грустная и печальная. До осени ещё далеко, а на березке уже показались желтые листья.
    8.Орфографическая работа: березка, желобок, ребятишки, топор, белеет, грустная, печальная, далеко, желтые, подставили, прозрачный.   10. Запись восстановленного текста учащимися.
  11. Итоги урока.  Чтение работ 2-3 учащихся с анализом.