Игровое логопедическое занятие В гостях у старика годовика
Открытое
игровое обобщающее логопедическое занятие
по теме «Времена года»
3Г класс
В гостях у
старика-годовика
Цель:
Обобщить знания, активизировать словарь детей по теме «Времена года».
Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику, пространственные представления.
Развивать грамматический строй речи, путем образования новых слов и новых форм слова. Учить образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Развивать фразовую речь. Строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, мяч, дидактический раздаточный материал по теме, масляные мелки, листы офисной бумаги.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть улыбки на ваших лицах, это значит у вас хорошее настроение. Наше занятие будет очень необычным и интересным. Вы узнаете много нового. Но для начала выполним разминку. Сядьте ровно, спины выпрямите, расправьте плечи, ноги поставьте ровно. Сделайте глубокий, ровный вдох носом – вдохните свежесть осеннего дня, а затем постепенно , медленно выдохните воздух через рот. (Упражнение повторить пять раз).
Артикуляционная разминка.
А теперь хором повторим чистоговорку, четко произносите все слова, правильно проговаривайте звуки:
Ветер листьями шуршит.
Мышь у норки шебуршит.
Лес осенний не молчит,
Он урчит, бурчит, ворчит.
II. Вводная беседа Осень уже подходит к концу, давно остались позади беззаботные летние денечки. И не только для вас, ребята. У лесных жителей хлопот тоже прибавилось. Голова идет кругом от всего, что нужно успеть сделать, пока не пришли морозы, пока еще длинный день, и в лесу вдосталь еды. Вот и трудятся лесные жители с ночи до зари, чтобы было чем зиму встречать.
А вокруг все меняется не по дням, а по часам. Природа торопится год завершить. Что ни день, то новость. Вот и к нам пришли четыре посылки (четыре коробки с надписями: зима, весна, лето, осень) и письмо. Вот послушайте сами, что нам пишут.
Читаем письмо
Слайд № 2
СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА
Он объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там – кто-то безжалостно содрал с деревьев листья, примял, перепутал и положил траву. Бесследно исчезли птицы – пеночки, зяблики, дрозды. Вчера их еще слышали и видели, а сегодня нет ни одной.
Звери и птицы испуганно попрятались в чаще. Невидимка находил их и там. Он делал все, что хотел, перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые штаны надел. Рыжих белок сделал серыми. Пестрых куропаток – белыми. Барсуков, ежей и енотовидных собак до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носы не кажут.
Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи. Больше всех испугались сеголетки – те, кто этим летом на свет появился. Вот натерпелись страху! Да что сеголетки, старый медведь и тот берлогу облюбовал, чтоб от страшного Невидимки спрятаться.
Невидимка бродит по лесам и полям, гнет деревья, свистит, волны на берег выплескивает. То землю дождем размочит, то морозцем закует. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, Невидимка он!
Давайте-ка, ребята, мы с вами отправимся в лес и успокоим лесных жителей. Поможем им разобраться: кто таков – этот невидимка?
Чтобы попасть в лес нужно правильно ответить на вопросы.
Дидактическое упражнение «Что за чем идет». -Какой месяц следует за декабрем? -Какой месяц идет после января?-Какой месяц находится между мартом и маем? -Назовите последний месяц весны. - Назовите первый месяц лета. -Какой месяц находится перед августом? -Какой месяц идет до октября? - Как называется последний осенний месяц?
III.Сообщение темы занятия
Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о временах года.
IV. ОбобщениеСлайд № 3
Мы попали в лес. (Аудиозапись «Атмосфера зимнего леса»). Ничего не понимаю.
Свистит метель – белая метла дороги метет. Дымятся сугробы. Скользит яростная поземка.
Кружат вихри хороводами, заметают пути-дороги.
Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Круговерть от земли до неба.
Холодно как. Разве об этом говорилось в письме. Кажется, я начинаю понимать чьи это проделки. Вы знаете, в этом лесу живет старик-годовик. Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля. Вот послушайте.
Слайд № 4
Сказка
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
- Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (Времена года.)
- Как называется месяц, который стоит перед январем? (Декабрь)
- Как называется последний месяц зимы? (Февраль)
- Какой месяц стоит между декабрем и февралем? (Январь)
- Назовите по порядку зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль) Слайд № 5
Сейчас мы откроем посылку на которой написано «Зима». (Открываем коробку, достаем снежинки, снежки, белые листы бумаги). Ребята в какие игры вы любите играть зимой ( кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки)
Я предлагаю вам поиграть в снежки. Для этого из листа бумаги нужно сделать снежок. (Делают снежок из бумаги. Элементы Су-Джок терапии).
А теперь поиграем в снежки. Пока звучит музыка, можно бросать друг в друга снежками. Как только музыка перестанет звучать, прекращаем играть).
V.Физминутка «Игра в снежки».
Слайд № 6
Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Аудиозапись звуков весеннего леса, звон капели, журчание ручья). Пока мы играли в снежки, снег растаял, расцвели цветы. Как вы думаете, какое время года наступило? (Весна)
У нас новая посылка, посмотрим, что в ней. (Из посылки достают подснежники, капельки, и загадки). А вот и новое задание. Нужно отгадать загадки:
Слайд № 7
Загадки1. Дует теплый южный ветер,Снег чернеет, мякнет, тает,.Грач горластый прилетает.Что за месяц? Кто узнает? (Март)
2. Этот месяц как шагнет,Яростно река ревет,В домик свой скворец вернулся,А в лесу медведь проснулся.В небе жаворонка трель.Месяц к нам пришел ... (Апрель)
3. Зеленеет даль полей, запевает соловей,В белый цвет оделся сад,Пчелы первые летят,Гром грохочет. Угадай: Что за месяц это? (Май)
- Назовите по порядку весенние месяцы? Март, апрель, май).
Шуточная весенняя викторина
- Слушайте внимательно все что я скажу. Если согласны говорите «да», если не согласны «нет».
К нам опять весна пришла.
Что она нам принесла?
Будем вместе обсуждать
И по смыслу добавлять
Два простых понятных слова
«Да» иль «нет» Ну что ж, готовы? (Да).
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет).
Аль большие корабли
Свои грузы повезли? (Нет).
На полянах расцвели одуванчика цветы? (Да).
Мы букеты соберем? (Да).
Новый год встречать пойдем? (Нет).
С крыши капает вода? (Да).
Это снег растаял, да? (Да).
Из берлоги лезет зайка? (Нет).
На него надета майка? (Нет).
Или в шляпе он с пером? (Нет).
И медведя целиком хочет съесть,
Но тот не хочет (Нет).
И от страха так хохочет, (Нет).
Что все звери стали петь? (Нет).
Или все ж таки медведь начал с голоду реветь? (Да).
Рыбку в речке он найдет? (Да).
Медвежатам принесет? (Да).
Птицы с юга прилетают? (Да).
Звонки песни распевают? (Да).
Весну в гости зазывают? (Да).
Слайд № 8
- Молодцы ребята. Вы справились с эти заданием. И посмотрите, какое время года наступило? (Лето). Откроем посылку с надписью лето. (Открываем посылку, достаем разноцветные цветы, бабочек, ягоды и мяч).
Дидактическая игра с мячом « Ответь на вопрос «как?»- Утром светло, а днем еще (как?) светлее. - Вечером темно, а ночью еще (как?) темнее. - Весной тепло, а летом еще (как?) теплее. - Весной солнце светит ярко, а летом еще (как?) ярче.- Весной птицы поют звонко, а летом еще (как?) звонче.
- Как называется первый месяц лета? Июнь.
-Какой летний месяц самый жаркий? Июль.- После какого летнего месяца наступает осень? После августа.
- Назовите по порядку летние месяцы? (Июнь, июль, август). Слайд № 9
Слайд № 10
Смотрите, наш лес стал осенним.
Я очень люблю это время. Старик-годовик уже махнул своим рукавом и осень наступила. И теперь мы сможем помочь лесным жителям узнать, кто таков «страшный невидимка», что поселился в лесу.
Дать полные ответы на вопросы.
– Что произошло с деревьями? Кто безжалостно содрал с них листья? (Листья пожелтели, покраснели, опадали, осыпались, засохли. Деревья стоят голые.)
- Как называют явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
- Кто примял, перепутал и положил траву? С травой осенью что произошло? (Засохла, пожелтела, увяла.)
– Куда исчезли певчие птицы: пеночки, зяблики, дрозды? (Улетели в теплые края.) Почему? (Осенью исчезли насекомые, птицам стало нечего есть. Травянистые растения увяли. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе пищу.) Как называют этих птиц? (Перелетные.)– Куда исчезли насекомые: бабочки, мухи? (Спрятались в старые пни, коряги, забрались под кору деревьев.)
- Куда пропали лягушки и жабы? (Спрятались, зарылись в мох, ил).– Кто перекрасил зайцам задние ноги в белый цвет, а рыжих белок сделал серыми? (Звери готовятся к зиме, они меняют шкуру (заяц, белка, лиса), делают запасы на зиму. (белки, бурундуки)
. –Кто запугал барсуков, ежей и даже медведя? Почему их не видно в лесу? (Они впадают в спячку на всю зиму (медведь, еж, барсук)
– Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда морозная и даже выпадает снег.)
- Как зовут страшного лесного невидимку? (Лесного невидимку зовут осень)
Как прекрасны краски осени!
Игра в мяч словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осеньюосеннее;
ветер осенью
небо осенью
туча осенью
дождь осенью
лес осенью
погода осенью
пальто осенью
сапоги осенью
одежда осенью -
день осенью
утро осенью
роща осенью
ночь осенью -
вечер осенью
Ребята, а вот и наша четвертая посылка. Давайте, посмотрим, что в ней. (Нахожу задания, открываю, читаю.)
Работа с деформированным текстом. Слайд № 11
Ребята, нужно правильно употребить слова, написанные в скобках. (Задание достаточно сложное. Выполняем его вместе с детьми. Можно использовать работу со слайдом или работу с интерактивной доской, что более наглядно).
Уже (попрощаться)_____________ с нами золотая осень. (Улететь) ___________ последние птицы. (Опустеть)________________ поля. (Отцвести)______________
в садах поздние цветы.
Сейчас ходит по полям и лесам хозяйкой белокосая зима. Укрывает землю белым одеялом. Красит окна белым узором.
Потом (постучать) _____________ в окна весна. (Раскрасить) _______________ природу голубым и зеленым. (Прилететь) _________________ домой птицы. (Зацвести) ____________ сады.
Назовите по порядку осенние месяцы? Сентябрь, октябрь, ноябрь. Слайд №12
- Нам пора возвращаться в класс. А чтобы вернуться, нужно нарисовать на память старику-годовику рисунки об осени. Времени у нас остается мало, я открою вам один маленький секрет, как можно красиво и быстро нарисовать осенние картины. Слайд № 13.
Под лист бумаги (бумагу использовать обычную, офисную) подложите листики,
а сверху проведите волшебным карандашом, (масляные карандаши) держа его плашмя,
и на вашем листе появиться рисунок: лист со всеми прожилками!!!
- Вот мы и вернулись в класс.
Замечательные рисунки у вас получились. Сложим их в конверт и отправим в лес, в подарок старику-годовику.
- Подождите, здесь в посылке еще что-то есть. Это гостинцы от старика-годовика: настоящие лесные яблочки и орехи. Угощайтесь, ребята!
VI. Итог урока
Слайд № 14
Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно работали! Правильно выполнили все задания. Нарисовали прекрасные картинки.
У кого в гостях мы побывали?
Кто такой на самом деле старик-годовик?
Что больше всего вам понравилось на занятии?
Мне было очень приятно работать с вами. До свидания!
При подготовке к занятию использовала:
1.Викторины для дошкольников с нарушением речи. Гордеева С.Е., Макаренко Л.Н. - ж/л «Логопед» №8/2012
2.Текст Н. Сладкова – «Практическое пособие по развитию речи» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.
3..Ж/л «Юный натуралист»
4.Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]