ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Овчинникова Ирина Васильевна,
методист ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»
г. Чернушка, Пермский край
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побуждает образовательные организации пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров: необходимо заниматься внедрением новых технологий, методов и приемов обучения, созданием новых форм организации педагогической деятельности.
Поиск направлений совершенствования качества подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда, с одной стороны, и удовлетворение запросов личности в образовательных услугах - с другой, заставляют образовательные организации пересматривать учебный процесс, совершенствовать технологии обучения.
Анализ ситуации в нашем колледже свидетельствует, что современные образовательные технологии (технологии интерактивного обучения, кейс-технология, технология визуализация, проблемное обучение, учебные фирмы) применяют 47 % педагогов. Треть педагогов применяет приемы совместного целеполагания, содержательной рефлексии. Решение данных проблем в колледже реализовано через перспективный проект «Формирование общих и профессиональных компетенций посредством применения инновационных технологий». Процесс освоения инновационных технологий должен охватывать большую часть педагогического сообщества колледжа. Поэтому география проекта широка: участниками проекта являются все филиалы и базовое учреждение. Разработчиками проекта определен перечень технологий, органично, вписывающихся в образовательный процесс профессионального учреждения в условиях реализации ФГОС: проектная технология, визуализация учебной информации, кейс-технология, технология учебных фирм, дистанционные технологии (MOODLE, Mirapolis), облачные технологии (Google).
Во всех технологиях присутствует:
включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
групповые, дискуссионные формы работы;
возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;
презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.);
рефлексия результата и процесса.
Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, так как применение  технологий (изменение педагогических подходов) будет способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к профессиональному росту.
Таким образом, ключевой идеей проекта является проектирование педагогической деятельности нового типа в условиях реализации ФГОС. Для поиска и реализации эффективных стратегий, методов и форм использования современных образовательных технологий выстроили работу в следующих направлениях:
определить педагогические условия выбора современных методов и технологий обучения, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций;
создать модель развития профессионального мастерства педагога;
установить особенности и доказать эффективность применения современных образовательных технологий;
сформировать модель конкурентоспособного специалиста на основе выявленных характеристик рынка труда и требований к подготовке специалиста.
Последовательность действий (механизмы) по реализации проекта:
Формирование проектных групп (ПГ)
Определение содержания и организационно-педагогических условий деятельности ПГ (проект/план/программа/инструменты)
Курсы повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии в условия реализации ФГОС»
Изучение, анализ технологий, определение педагогических целей
Подбор методов обучения, учет особенностей технологий
Пилотная апробация/включение в инновационную деятельность
Диссеминация (распространение) опыта
Внедрение опыта эффективного использования инновационных технологий в практику работы колледжа
Двухлетняя работа позволяет констатировать следующие результаты:
Целевой обмен опытом, сориентированный на решение технологических аспектов организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС: проведено 47 открытых уроков; 36 мастер-классов; 3 творческих мастерских; 6 инновационных площадок; 12 краевых мероприятий на базе колледжа.
Ситуация успешного повышения профессионализма: владение технологиями (65%), 70% педагогов обучились на курсах повышения квалификации по современным образовательных технологиям, разработаны методические рекомендации по использованию современных образовательных технологий.
Организована самостоятельная работы студентов через СДО MOODLE, преподавателями разработано 35 электронных курсов.