презентация и разработка открытого урока по биологии на тему

Биология 6 класс. Урок № 22
Дата___________

Тема урока: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.

Цель: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.
Задачи:
1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным оборудованием
3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом интерактивной биологии, решение проблемных ситуаций

Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, вазочки с натуральными плодами: виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох, дидактические карточки № 1, 2, компьютер, интерактивная доска, интерактивная биология.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости – учителя биологии школ нашего района. Я надеюсь, что мы сделаем всё, чтобы наш урок понравился гостям.
Итак, мы начинаем. Сегодня мы работаем по группам. В каждой группе есть командир, который должен направлять работу в своей группе. Задача групповой работы всё делать быстро, дружно, всем вместе. Каждый член группы должен показать свою индивидуальность и важность для общей работы.
За каждый правильный ответ – фишка. Чем больше фишек, тем результативнее ваша работа. А фишки вы будете брать из коробочек на ваших столах. За это отвечают командиры групп.
Познакомимся с группами – (командиры представляют команду, её название)
Есть такие мудрые слова: «Всё новое – это забытое старое». Вот и мы перед изучением новой темы вспомним тему прошлого урока «Цветение и опыление растений».

II. Проверка домашнего задания. – слайд 3

1. Фронтальный опрос. – слайд 4
1. Что такое цветение растений?
2. Зачем растение цветёт?
3. Что такое опыление?

2. Определите тип опыления. Приведите примеры растений. – слайд 5. У вас на столах есть карточка № 1 с заданием. Чья группа справиться с заданием первой – дополнительная фишка за скорость. Чья команда наберёт больше фишек, та и победит. Командир регулирует, кто будет отвечать и даёт фишку тому, кто правильно отвечает. Время - 3 минуты
(заслушиваются ответы)
Определите признаки цветов насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений – сл. 6
Работаем с заданием карточки № 2. Время – 3 минуты, не забывайте о дополнительных фишках за скорость работы.
(заслушиваются ответы)
4. Какой способ опыления у перекрёстноопыляемых растений? – слайды 7, 8, 9
Сейчас вы посмотрите на слайды и определите способ опыления групп растений. Только не выкрикиваем с места.
(группы отвечают по очереди)

5. Какие биологические ошибки допустил Незнайка? - слайды 10-12
Отвечают группы по очереди. Если нет ответа – право отдаётся другой группе. В этом задании дополнительная фишка за быстроту и дисциплину.
1. Одна пчела летит, за ней вторая
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.
(берёза и рожь опыляются ветром)
2. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !
( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
3.Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.
(Горох - самоопыляемое растение)

III. Изучение нового материала: Ребята, отгадайте загадку – слайд 13
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, размножении, разнообразии и значении.
Что же такое плод? И как он образуется?
Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Как образуется плод у растения? – слайд 14
После опыления происходит оплодотворение.
Оплодотворение – это слияние двух половых клеток (гамет).
1. Как происходит оплодотворение у цветковых растений? – слайд 15
Пыльца, попадая на рыльце пестика, образует пыльцевую трубочку, в которой содержатся две мужские половые клетки (спермии). Пыльцевая трубка, удлиняется и проникает по столбику пестика в завязь, где расположены семязачатки. Семязачатки окружены покровами, имеющими маленькое отверстие – семявход. В центре семязачатка расположен зародышевый мешок, в котором находятся несколько клеток. Одна – яйцеклетка (женская половая клетка), другая – крупная центральная клетка.
Пыльцевая трубка проникает через семявход в семязачаток: один спермий сливается с яйцеклеткой – развивается зародыш семени растения. Другой спермий сливается с крупной центральной клеткой – образуется ткань – эндосперма, в которой накапливаются питательные вещества для зародыша. Покровы семязачатка превращаются в кожуру.
Так происходит двойное оплодотворение у цветковых растений.
После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод

Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян. - слайд - 16
Плод состоит из семян и околоплодника. - слайд 17, 18.
Основная функция околоплодника – слайд – 19
- защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация муляжей плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным. - слайд - 20
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие - слайд 21
Классификация плодов: - слайд 22
1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды
- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)
(односем. –пшен, подсолн. многосем-томат, тыква и др. )

2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)
Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
- Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох). (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)

3) Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.

2. Разнообразие плодов: - слайды – 23-41
Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян - слайд - 23
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса.
Ягода - сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода - слайд - 24
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. - слайд - 25
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. – сл.- 26
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут. - слайд 27

Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником –сл.- 28
Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом. - слайд - 29
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. - слайд - 30
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.- слайд - 31
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разросшимся при созревании мясистым цветоложем - слайд - 32

Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником - слайд 33
Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. - слайд - 34
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. - слайд - 35
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки. - слайд – 36.

Костянковидные: - слайд – 37.
Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.- слайд – 38.
Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке - слайд 39
Гранатина - многосемянной плод с сочными семенами и кожистым околоплодником - слайд 40

3. Способы распространения семян - фронтальная работа с классом:
Назовите способы распространения семян, отгадав загадки:

1. Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.)

2. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)

3. Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён )
(Ветром – лёгкие, имеются крылышки.)

4. На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)

5. Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа
На кого идёт облава
(Саморазбрасывание семян у акации)
(Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.)

6. Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
(Водой – лёгкие, маленькая плотность.)

7. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
(Человеком, животными – крючки, липучки.)

8. Запись в тетради:
Способы распространения семян - слайд 41

Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
Значение семян: Работа в группах:
- Скажите, пожалуйста, какую роль играют семена в природе и в жизни людей? – слайд - 42

IV. Закрепление.
Работа со схемами интерактивной биологии: уровень – Тканево-органный, раздел – Строение тканей. Органы растений и животных:
1. Классификация плодов по количеству семян (односем. –слива, вишня, подсолн, зернов; многосем.- малина, баклажан, апельсин, яблоки, горох, мак, томаты, смород)
2. Классификация плодов – сухие и сочные (сухие – орех, горох, пшеница, мак; сочные - остальные)

V. Подведение итогов.
Давайте подсчитаем число заработанных фишек каждой группы. Победила команда _________________
Оценки за урок наиболее активным ребятам.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Понравился урок?
Что было самым интересным на уроке?

V1. Домашнее задание. § 25 стр. 91-92, § 26.

































Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким, запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.
Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.
Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»

5.- Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с использованием ИКТ. Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?
Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.

-применение на уроке ИКТ предполагает:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;

-компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная, визуальная.

- эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым оборудованием.

- мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»




15