Конспект урока по окружающему миру на тему Наша дружная семья
Ф.И.О. Павлова Светлана Валерьевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта урока
Тема Наша дружная семья.
Цели
Задачи Для учителя: обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи;
Для учащихся: определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.
Для учителя:
Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.
Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.
Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям.
Для учащихся:
Образовательные: знакомятся с понятием «семья» , правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.
Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.
Воспитательные: проявляют интерес к предмету через изучение пословиц ; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.
Планируемый результат Предметные:
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.
Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.
Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.
Ориентируются в своей системе знаний.
Находят способ представления информации.
Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.
Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы:
основные
дополнительные - А.А. Плешаков .Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ;
- Н.А. Соколова .Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть
- Т.Н. Максимова . Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир».
- ноутбук (для учителя)
- СДОрганизация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах .Технология проведения Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Вид работы Планируемые результаты УУД
Деятельность
учителя Деятельность
учеников
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
- актуализирует
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- устанавливает
тематические рамки;
- намечает
шаги учебной деятельности.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.
- Мы с вами заранее разбились на группы. Вы будете работать одной командой ,помогать друг другу. Каждый из вас искал пословицы и поговорки о семье. Все приобретённые вами знания пригодятся нам сегодня на уроке.
Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.
Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.
Ф.рЛичностные УУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.
Регулятивные УУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
- выявляет место (шаг, операция) затруднения;
- фиксирует во внешней речи причину затруднения. - Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. Постарайтесь проследить, как изменилась жизнь героя, его отношение к другим людям. Поразмышляйте, выскажите своё мнение, почему это происходило, определите тему урока.
- Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось?
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О семье)
- Прочитайте тему урока на с. 42 (Наша дружная семья)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Прочитайте что предлагает нам Муравьишка.
Слушают учителя.
Слушают ответы детей.
Ответы детей.
Работа по учебнику.
Вывод: человеку плохо, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
Ф.р Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям;
Регулятивные УУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке;
Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
Познавательные УУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.
III. Изучение нового (работа по теме урока)
(10 мин)
- организует выполнение учащимися учебного действия.
- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
- выявляет место (шаг, операция) затруднения;
- фиксирует во внешней речи причину затруднения
- Дайте ответ на вопросы 1,2 (с. 42)
- Рассмотрите рисунок на стр. 42 .
- Что вы видите?
- Мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку , разыграв ситуацию. (предоставляется слово каждой группе.)
- Как вы понимаете слова «культура общения»?
- Расскажите о своей семье.
.
-Каждый из вас подготовил пословицы и поговорки о семье.
- Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задания к ним.
- Выполните задание № 2 (Р. т. с. 18.) Отвечают на вопросы.
Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.
Каждая группа пытается озвучить картинки.
Дети высказывают своё мнение.
Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой»
Слушают рассказы детей.
Дети высказывают свои мысли..Выполняют задание, рассказывают о своих семьях.
Слушают детей.
Самостоятельное выполнение. Ф.р.
Гр.р.
Инд.рПознавательные УУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.
Коммуникативные УУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
Регулятивные УУД: учится ставить проблему.
Личностные УУД: проявляет познавательную инициативу; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.
Физминутка (1 мин) Руки на пояс
Поставим вначале.
Влево и вправо
Качайте плечами.
Вы дотянулись
Мизинцем до пятки?
Если сумели –
Всё в полном порядке! Дети выполняют движения. Личностные УУД: формирует ЗОЖ
IV. Продолжение работы по теме урока (Закрепление нового) (14 мин)
- Прочитайте текст на с.44-45 учебника.
- Что такое традиции?
- О каких семейных традициях вы прочитали?
- Какие традиции есть в семье?
- Какие семейные традиции вам понравились?
- Для чего нужны семейные традиции?
- Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье»
- Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?
- А как вы встречаете маму?
- Что вы сделаете, если к вам пришёл друг(подруга), а мама попросила вас ей помочь?
Ответы детей
Слушают учителя
Ответы детей
Ответы детей Фр.р.
Познавательные УУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.
Коммуникативные УУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
Регулятивные УУД: учится ставить проблему.
Личностные УУД: проявляет познавательную инициативу; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.
V. Контролирующее задание (12 мин)
Цель:
- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;
Выполнение теста
- Выбирайте правильный вариант ответа и рядом с номером вопроса, закрасьте геометрическую фигуру.
Выполняют задания, выбрав правильные варианты ответов.
Инд.р. Познавательные УУД: осмысление понятий, связанных с темой «Дружная семья», осознание своей роли в семье.
Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в письменной форме;.Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формулирует вывод
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- вспоминает содержание основных этапов урока;
- оценивает
собственную учебную деятельность.
- Какие цели ставили? Достигли цели?
- Оцените свою работу на уроке.
-Что понравилось?
- Где испытывали затруднение?
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Кого бы похвалили за работу?
-Какое открытие вы сделали для себя сегодня ?Отвечают на вопросы учебника с.45 в рамке
Отвечают на вопросы.
Оценивают работу за весь урок.
Оценивают свою работу. Достают один из знаков и объясняют свой выбор
Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.