Занятие по лепке. Тема «Ознакомление с татарскими орнаментами. «Тюбетейка»
Занятие № 3
Тема «Ознакомление с татарскими орнаментами. «Тюбетейка»Цель: ознакомление с татарскими орнаментами; учить лепить элементы татарского орнамента.
Оборудование :цветной картон, пластилин, стеки ,кукла Айсылу, кукла Айрат, татарская народная мелодия ознакомить детей о национальном костюме татарского народа ; рассказать и показать элементы татарского орнамента, который используется для украшения костюмов;
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением национального костюма, отдельно головные уборы, готовый образец украшенной тюбетейки , кукла Айсылу, кукла Айрат в национальном костюме.
Индивидуальный материал: пластилин, стеки , образцы тюбетеек с нераскрашенным орнаментом.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель рассказывает детям о национальном костюме татарского народа.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о народах, которые проживают в нашем городе, о их национальных костюмах.
- Какой национальности мы с вами, ребята? (ответы детей: татары, русские) В нашем городе, республике проживает очень много национальностей. У каждой национальности своя национальная культура, свои традиции, свои обычаи, праздники. У каждого народа есть свой национальный костюм.
-Вот у татарского народа девушки одевают ,что? (ответы детей: платье, колфак, жилет или фартук, ичиги). А парни одевают, что? (рубашку, тюбетейку, брюки и жилет). Вся национальная одежда украшается орнаментом. (Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций)
-В татарском орнаменте сочетают теплые краски с холодными, темные со светлыми. Мастера используют: синий, голубой, зеленый, красный и его оттенки. (это наиболее распространенные цвета) Узоры татарского орнамента состоят, как правило из растительных форм, т.е. используются листья, цветы. Очень часто встречаются в орнаменте цветы, напоминающие форму сердечка.
2.Основная часть.
-К нам на занятие пришли гости- куклы Айсылу и Айрат. Давайте с ними поздороваемся на их родном языке.(дети здороваются: «Исәнме, Айсылу!Исәнме,Айрат!»,куклы приветствуют детей)
-Ребята, куклы не просто так к нам пришла. Они пришла к вам за помощью. Она просит вас помочь ей украсить татарские головные уборы. Давайте поможем, но сначала она предлагает, вам поиграть в одну национальную игру «Тимербай»
3.Физминутка.
Игра «Тимербай» Играющие , взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.
Пять детей у Тимербая Дружно весело играют. В речке быстро искупались, Нашалились, наплескались , Хорошенечко отмылись.
Ни есть, ни пить, не стали.
В лес под вечер побежали, Друг на друга поглядели ,
И сделали вот так.
С последними словами водящий показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
4.Выполнение работ:
-А сейчас мы сядем на столы. Мальчики будут украшать тюбетейку, а девочки – калфак. А украшать мы будем ватными палочками. Посмотрите у вас на столе 3 баночки красок: красный, зеленый и желтый. Мы сначала украшаем середину цветка и листочка желтым цветом вот так, а потом меняем палочку и украшаем цветок и листок. Использованные палочки ложем на тарелочку. Затем мы сделаем выставку работ ,а наши гости- кукла Айсылу и кукла Айрат отметят самые аккуратные работы.
5.Анализ и выставка работ. ---
- Кукла Айсылу и кукла Айрат вас благодарят за помощь , угощает вас национальным татарским блюдом: «Чак – чак» и прощается с вами: Сау, булыгыз! Дети прощаются с гостями.
- На этом наше занятие закончилось. Чем мы сегодня занимались и о чем говорили на занятии? - Что особенно вам понравилось и запомнилось? Ответы детей