Методическая разработка Наиболее приемлемые животные для организации уголка живой природы в образовательном учреждении


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Самарский Областной детский эколого-биологический центр»
(ГБОУ ДОД СОДЭБЦ)







Наиболее приемлемые животные для организации уголка живой природы в образовательном учреждении
Методическая разработка



Автор:
Давыденко Светлана Вячеславовна -зав.отделом,педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД СОДЭБЦ
Марашкина Елена Михайловна -педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД СОДЭБЦ



Самара 2016
Оглавление
1
Введение


2
Обитатели живого уголка.


3
Перечень животных, рекомендуемых для живого уголка в образовательном учреждении.


4
Оборудование уголка


5
Птицы в живом уголке


6
Декоративные кролики в живом уголке.


7
Заключение








Введение
В основе общения ребенка с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с недостаточностью знаний правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней.
Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников.
Значение уголка живой природы в образовательных учреждениях - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы ребята могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами, развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Ознакомление детей с природой в образовательных учреждениях требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в образовательном учреждение уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в образовательном учреждении». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Экологически правильное содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др.

Обитатели живого уголка.
В живом уголке образовательного учреждения помещают животных необходимых для демонстрации на занятиях и не требующих сложного ухода, чтобы дети могли самостоятельно заниматься с ними.

Поэтому подбор животных для содержания в живом уголке определяется, прежде всего, программами педагогов. Следует также учитывать возможность создания необходимых условий для содержания животных в уголке. Наиболее целесообразно содержать таких обитателей, которые хорошо переносят неволю и размножаются в созданных для них условиях. Это дает возможность организовать наблюдения учащихся не только за внешним видом и поведением животных, но и за их размножением, заботой о потомстве, развитием детенышей. Большое значение в содержании животных имеет и возможность обеспечения кормами. Значит легче всего содержать растительноядных и всеядных животных. При организации живого уголка не следует гнаться за обилием и разнообразием животных. Собирать их нужно постепенно, по мере приобретения навыков по уходу за животными.
Сейчас очень популярными стали экзотические животные, которых довольно трудно содержать, но основная проблема в стоимости этих животных, редкое государственное образовательное учреждение сможет позволить содержание экзотов.

Перечень животных, рекомендуемых для живого уголка в образовательном учреждении.

Птицы: несколько видов попугаев, обязательно волнистые, они самые неприхотливые и, например, кореллы или неразлучники, другие виды попугаев, такие как жако или какары еще мало известны и довольно дорого стоят. Можно содержать канареек, кенары красиво поют. Еще канареек можно скрещивать с различными видами лесных птиц и получать очень интересные гибриды. У нас в живом уголке представлен такой гибрид. Лесные птицы: чижи, щеглы, зеленухи и, например вьюрки. Возможно содержание различных врановых и даже одного из хищников, например сову или пустельгу – эти птицы сравнительно малы и требуют меньшего количества мяса, чем например канюк или лунь.
Млекопитающие: Морские свинки различных пород и окрасов: гладкошерстные, розеточные и ангорские; различные декоративные и карликовые кролики: гладкошерстные и ангорские. Крысы разных окрасов, можно взять несколько особей окраса миккимаус, они интересны изменением цвета шерсти в период их жизни. Такие породы как Рекс и дамбо довольно редкие, они считаются экзотами, поэтому их стоимость пока не позволяет завести их в живом уголке. Необходимо содержать несколько видов декоративных хомячков. Например, сирийских и из карликовых хомячков мы рекомендуем джунгарских и сунгурских, так как эти породы наиболее доступны и за ними детям интересно наблюдать, потому что они живут семьями. Также подходят для содержания в живом уголке песчанки. Они довольно неприхотливы, поддаются приручению и уживаются парами. Можно содержать несколько монгольских песчанок разных окрасов: лиловых, золотистых, черных, агутевых и пару египетских песчанок. В живом уголке также очень интересно наблюдать за мышами.
Пресмыкающиеся: черепахи – сухопутные и водные (красноухие и болотные). Можно содержать ужей и ящериц.
Из насекомых можно содержать тараканов. Например, мадагаскарских или венесуэльских.
Также в живом уголке можно держать аквариумных рыбок, простейших, паукообразных, ракообразных, но у нас этими видами занимаются другие учебные группы.

Оборудование уголка.

Живой уголок желательно оборудовать в отдельном помещении. Это помещение должно быть чистым, светлым, освещаемым солнечными лучами, отапливаемым и с водопроводом. В уголке, кроме необходимой мебели – различных столов, шкафа для инструментов и посуды, шкафчика для необходимых справочников и другой литературы, должно быть примерно следующее оборудование: для вентиляции помещения следует установить вытяжку (для этого вполне подойдет встроенный в одну из форточек обыкновенный оконный вентилятор, с правильно установленными лопастями).
Клетки с грызунами удобно размещать на стеллажах, подходящих по размеру. Но надо помнить, что клетки с животными нельзя ставить вплотную, в противном случае грызуны могут пострадать от своих соседей, а их тоже надо выбирать повнимательнее. Можно расставить грызунов по видам, это облегчает демонстрацию животных во время экскурсий.

Для птиц нужны просторные вольеры и клетки. В них надо разместить необходимое количество жердочек.

Кроликов и морских свинок нужно содержать в больших клетках, особенно самкам необходимо достаточное пространство, если они участвуют в размножении.
Сухопутных черепах можно содержать в вольерах, загонах и других помещениях. У нас в живом уголке черепахи свободно передвигаются по кабинету без ограничений. Только надо быть осторожными, чтобы не наступить на них. Безусловно, свободное содержание возможно только если черепах несколько, а если их десяток, или больше, то следует отвести им отдельное помещение. У нас их ползают всего две, да и то постоянно мешаются под ногами. Водных черепах надо держать в воде, но им необходимо выбираться на сушу. Для их содержания вполне подойдет аквариум, в котором часть камней находится на суше, желательно под лампой накаливания, чтобы черепахи могли выползать из воды и греться. У нас водные черепахи живут в бассейне, сделанным в каменной горке. Для удобства в нем предусмотрен слив воды, а над бассейном сделан небольшой водопадик, с помощью которого меняют воду в бассейне. Конечно, при полной очистке бассейна воду выливаем и наливаем при помощи шланга, но благодаря системе слива, это можно делать реже.

.

Вообще, каменная горка, сложенная из красивых рельефных камней, скрепленных цементом очень украшает помещение. На горке можно развесить искусственные растения или посадить живые. Если есть возможность, то лучше посадить какой-нибудь вид плюща, чтобы он завил камни в горке, например плющ восковой, к тому же он красиво цветет. Подойдет любое вьющееся растение, например сциндапсус золотистый. Его можно высадить в два горшка и расположить их с двух сторон около горки. Если условия подойдут растению, то оно быстро заплетет всю горку, это будет очень красиво смотреться. У подножья каменной горки можно выложить камнями небольшие загоны, например для морских свинок, они не очень подвижны и не будут преодолевать даже низкие перегородки (20-30см).

Для улучшения дизайна, стены в живом уголке можно окрасить в светлый, не яркий цвет и нанести рисунок, это могут быть растения или животные, или какой-нибудь другой пейзаж.

Птицы в живом уголке

Птиц можно содержать в клетках и вольерах. В зависимости от количества птиц и их видового разнообразия. Далеко не всех птиц можно держать вместе.
Клетки бывают разной формы и размеров. Размеры выбирают в зависимости от того, сколько птиц будет в ней жить. В клетку необходимо поставить две кормушки для сухого и влажного корма, поилку лучше взять автоматическую, если в клетке содержится не более 3-4 птиц, в противном случае им не будет хватать воды, так как носик у поилки маленький и несколько птиц не смогут пить одновременно, из-за этого тоже могут возникнуть драки. Поэтому, если в клетке или вольере живет много птиц, лучше всего подойдет обычная миска с водой, поставленная на пол, только не надо ставить ее под жердочками, вода и так будет быстро загрязняться. Очень важно правильно расположить жердочки, их количество зависит от размеров клетки, главное не переборщить: слишком большое количество жердочек будет ограничивать движение птиц. Жердочки не должны находиться близко к стенке клетки, в этом случае птице будет трудно на них сидеть. Жердочки лучше брать деревянные, а не пластиковые, также надо обращать внимание на толщину веточек, она должна быть такой, чтобы птица не могла ее полностью обхватить пальцами, что необходимо для того, чтобы нормально развивались когти. Можно поместить в клетку качели или кольцо, птицы с удовольствием катаются на них.

Многие птицы любят купаться, для этой цели в клетку или вольеру нужно ставить купалку, периодически, в зависимости от времени года. Полезное приспособление наружная купалка, она не занимает места в клетке, к тому же вместо нее можно прикрепить гнездовые домики в период размножения. Еще птицам необходимо ставить мелкий гравий и неплохо повесить минеральный камень. Клетки и вольеры с птицами следует помещать в светлой части помещения и где нет сквозняков.
Самые распространенные птицы в живом уголке – это волнистые попугайчики. Родина волнистых попугаев – Австралия, там до сих пор обитают стаи этих птиц, которые в природе имеют зеленый окрас. На сегодняшний день селекционеры вывели очень много интересных пород и окрасов.
Кормить волнистых попугаев надо несколько раз в день. Следует давать зерновую смесь из проса, овса, семечек, канареечного семя, рапса, льна, суданки, можно добавить отруби, мясокостную муку и масляные витамины. Многие попугаи едят кашу из разных круп, различные овощи, толченые сухари, или хлеб, размоченный в молоке. Обязательно надо давать вареное яйцо вместе со скорлупой. Летом хорошо давать зелень, а зимой можно сено или мелкую труху от него. При приобретении птиц лучше сразу подбирать пары для размножения. Самку от самца можно отличить по цвету восковицы. В возрасте до 3-4 месяцев у самцов восковица розового цвета, а у молодых самок – голубоватая с белыми кругами вокруг ноздрей. А у взрослых самцов – ярко-синяя или голубая восковица, у самок от коричневой до белесой. При приобретении важно различить молодую птицу от взрослой. У молодых птиц глаза кажутся черными и большими, так как вокруг зрачка нет светлого кольца, как у взрослых птиц. Темный клюв, более короткий хвост и волнистый рисунок покрывает всю голову.
Если вы решили разводить птиц, то лучше начинать весной, так как этот период наиболее благоприятный. В зависимости от условий содержания, клеточного или вольерного, подбирают пары.
Если птицы содержатся в вольере, то можно просто повесить гнездовые домики, причем их количество должно быть больше чем пар живущих в вольере, иначе будут драки из-за домиков. Но при этом мы не сможем составлять пары.
При клеточном содержании мы можем сами подбирать пары и рассаживать их по клеткам, в этом случае удобно гнездовые домики располагать снаружи клетки, они не будут занимать места в клетке, к тому же домики удобно будет проверять.
Гнездовые домики можно изготовить вертикальные и горизонтальные, вешать их внутри клетки и снаружи, если домиков несколько, то желательно вешать их далеко друг от друга. Во время размножения необходимо усиленное кормление и круглосуточное освещение. Проверять домики нужно 2-3 раза в неделю, чтобы вовремя удалять погибших птенцов и яйца.
Самочка откладывает одно яйцо раз в два дня, число яиц в кладке от 3 до 10, в среднем 5-6. Первый птенец вылупляется через 17-18 дней. Из гнезда птенцы вылетают в возрасте 35 дней. Слеток быстро учится самостоятельно есть и летать.
Из более крупных попугаев, наиболее неприхотливы в содержании и разведении это кореллы или нимфы. Других крупных попугаев, таких как жако, александрийских, какар, розел содержать намного труднее, но если есть возможность, то можно выбрать любую породу. Кореллы бывают разных окрасов, но чаще всего встречаются лимонные и жемчужные окрасы.


Содержание нимф, практически не отличается от содержание волнистых попугаев, только кормов надо давать больше в соответствии с их размерами.
Кроме попугаев в живом уголке хорошо уживаются канарейки, эти яркие птички очень красиво смотрятся и кенары приятно поют. Кормят канареек, также как и попугаев, только необходимо давать канареечное и конопляное семя, а также больше морковки, чтобы окрас канареек был ярким.

Канареек можно содержать с лесными птицами и даже выводить гибриды, также канарейки прекрасно живут с кореллами в одном вольере. Для размножения канареек взрослой паре в клетку нужно повесить гнездо, наполненное ватой. Как и для других птиц, для выращивания птенцов канарейкам необходимо хорошее питание, круглосуточное освещение, подходящую температуру и немаловажным фактором является отсутствие стрессов.

Декоративные кролики в живом уголке.

Декоративные кролики очень интересные обитатели живого уголка, как правило они привлекают больше детского внимания, чем остальные животные. Они довольно неприхотливы в содержании, общительны, у большинства кроликов добрый нрав и они с удовольствием общаются с детьми. К тому же кроликов легко разводить, при правильном содержании и дети смогут наблюдать заботу крольчих о потомстве и выращивание крольчат.
Кроликов выращивают в клетках или вольерах, но в живом уголке, места для вольеров всех кроликов не хватает и можно выращивать в вольерах только крольчих, приносящих потомство, а кроликов – самцов в клетках, занимающих значительно меньше места. Когда держат кроликов для разведения, то на большое количество самок, заводят одного – двух самцов. В живом уголке же наоборот лучше брать больше самцов, чем самок, потому что беременных или самок с потомством детям брать нельзя, а с самцами можно заниматься или дрессировать почти круглый год. Поэтому можно взять три – пять самцов и две – три самочки.

Самок содержать в вольерах, а самцов в клетках. В вольере у приносящей потомство самки должен быть просторный домик, в котором она могла бы делать гнездо и выращивать потомство. Клетки для декоративных кроликов удобно брать с решетчатым корпусом и съёмным пластмассовым поддоном, такую клетку удобно чистить.

Минимальный размер клеток для декоративных кроликов (в см):
Длина – 90
Ширина – 80
Высота – 60
Глубина поддона должна быть не менее 15 см, чтобы кролик не выбрасывал подстилку через решетку. В качестве подстилки подойдут опилки или стружка, надо следить чтобы опилки не были слишком мелкие, и не превращались в пыль, дышать такими опилками кролику не очень полезно, а у ангорских кроликов они пристают к шерсти, так, что их очень трудно очистить. Клетки нельзя выставлять на яркое солнце. Воздействие солнечных лучей должно быть ограничено: следует следить, чтобы часть клетки была в тени, но совсем без света оставлять кроликов не стоит.
В клетке должна всегда быть чистая вода, удобно покупать автоматические поилки, в них вода не загрязняется, и кролик ее не прольет. Кормушка должна быть устойчивая и сравнительно большая, чтобы кролику хватало еды, лучше покупать металлические кормушки, потому что некоторые кролики грызут пластмассовые кормушки. Кормят кроликов один – два раза в день. Дают им зерно обычно это овес, можно добавлять туда пшеницу и геркулес, давать сухарики или хлебцы. Но многие владельцы кроликов предпочитают кормить своих любимцев готовыми кормами для кроликов, продающихся в зоомагазинах. Обязательной составляющей рациона кролика является сено. Сено надо задавать в таких количествах, чтобы кролик съедал его полностью, а не втаптывал в подстилку. Еще кроликам дают сочный корм – морковь, капусту и немного свеклы, можно даже давать немного картошки или чистых очисток, банан или корку от банана.
Можно выпускать кроликов бегать по помещению живого уголка, только следить, чтобы он ничего не погрыз главным образом, чтобы ему не были доступны провода и ядовитые растения, их вообще нельзя держать в живом уголке вместе с животными.
Большинство кроликов, содержащихся в живых уголках являются декоративными кроме промышленных, конечно. А существуют карликовые кролики, их вес составляет от 600 до 1500г., т.е. взрослый кролик весит около одного килограмма. Такие кролики очень малы по размеру, но их отличительной чертой являются очень короткие ушки, у взрослого кролика их длинна должна быть от 4,5 до 5,5 см.
Декоративные кролики бывают нормальношерстные, их волосяной покров по длине соответствует диким кроликам. К карликовым нормальношерстным породам относятся только горностаевые карликовые кролики , шерсть, кожа и когти которых не пигментированны, т.е. имеют белый цвет, при этом бывают горностаевые красноглазые и голубоглазые. Красноглазые кролики являются альбиносами, у которых даже радужная оболочка глаз бесцветна и прозрачна. Т.к. радужная оболочка глаз достаточно тонкая, то видны кровеносные сосуды и глаз кажется красным. У голубоглазых горностаевых кроликов глаза голубые, речь идет о животных, у которых кожа. шерсть и когти не пигментированы, но в глазах присутствует пигмент. Ещё бывают вислоухие кролики, так называемые «бараны» - это кролики, у которых ушки в первый месяц жизни стоят, как у обычных кроликов а потом опускаются, у таких животных уши значительно длиннее и соединяются друг с другом на верхней части головы утолщением, так называемым венцом. Также бывают длинношерстные кролики, у них волосяной покров значительно длиннее, чем у нормальношёрстных кроликов. Различают два типа длинношерстные кроликов: лисьи и ангорские кролики. У лисьих кроликов шерсть очень длинная и свешивается от спины до пола, они очень эффектны, но за шерстью очень трудно ухаживать, если вовремя не расчесать такого кролика, то появятся колтуны и придется выстригать это будет выглядеть очень некрасиво, тоже самое касается и ангорских кроликов. Их отличие заключается в том что они пуховые, пусть их шерсть не такая длинная, но от этого хлопот по уходу за ней не меньше, чем у лисьих кроликов. Сравнительно новый тип кроликов: короткошерстные. К нему относится новая порода – рекс. Волосяной покров рексов короче, чем у нормальных кроликов, и по внешнему виду, а особенно на ощупь напоминает плюш, т.е. слегка кудрявые. Еще одна сравнительно новая порода короткошерстных кроликов – атласные кролики. У атласных кроликов волосяной покров такой же как и у нормальношерстных кроликов, только волосы тоньше и отличаются особым блеском.
Заключение
Помимо уголков природы в помещении образовательных учреждений могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах – на полу и стенах, отдельно и в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком – трудность содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДРУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти «экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.




Список литературы
1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. П-1965.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд. 2-е П-1973.
3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. П-1978.
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. П-1993.
5. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.
6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. П-1976.
7. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. П-1989.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия» 1999.
9. Николаева С.Н. Метод пособие к программе «Зеленая тропинка». П-2001.
10. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез».
12. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е П-1973.
13. Шишкина В.А. Прогулки в природу. П-2002.
14. Шиленок Т. «Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольное воспитание, 7-8/1992.
15. Дошкольное воспитание 7/1993.
16. Дошкольное воспитание, 11/1995.
17. Азбука экологического воспитания. Дошкольное воспитание, 5/1995.



оготип5 copyРисунок 1оготип5 copyIMG_2129 1STF_2104 2   Ѕ ~џ
·D Ђ^{}   Ѕ ~џ
·  
·
·
·   Ѕ ~џ
·   Ѕ ~џ
·Ђ Ђ
·    Ѕ ~џ
·   Ѕ ~џ
· Заголовок 115