Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи
Учебно-методическая карта занятия по русскому языку на тему
«Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
группа ______1 курс_СПО________________
Преподаватель ________Садыкова Залия Наиловна_________________________
Вид занятия, тип урока: __комбинированный урок_______________
Цели:
1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология», видеть сходство и различие со словом и словосочетанием; знать синонимию, антонимию фразеологизмов.
2. Воспитательная: повышать речевую культуру студентов, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову, любовь к истории развития русского языка.
3. Развивающая: способствовать развитию умений студентов правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, развитию логического мышления.
Студент должен знать: фразеологические единицы языка, ошибки в употреблении фразеологизмов, сходство и различие со словом и словосочетанием, синонимию, антонимию фразеологизмов, происхождение некоторых фразеологизмов.
Студент должен уметь: уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в своей речи.
Карта обеспечения занятия
1. Наглядные пособия и раздаточный материал: _карточки с заданиями, презентация, фразеологический словарь______________________________________
2. Технические средства обучения _ПК, проектор, экран__________________
3. Литература: _Русский язык. 10-11кл. /Под ред. Н.Г.Гольцовой.-М,2012.
4. Нормативно - техническая документация: Рабочая программа дисциплины.
Содержание занятия
№№
п./п.
Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения
План время
1
Организационный момент (проверка готовности группы к занятиям, отметка отсутствующих, ответы на вопросы)
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Дежурный, кого нет на занятии?
2 мин.
2
Проверка знаний студентов: (опрос с места, у доски, письменно, программированный и.т.д.)
Ребята, мы на предыдущих уроках с вами проходили тему «Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас».
- Какие слова относятся к активному и пассивному словарному запасу?
- Какие слова относятся к профессионализмам?
- Диалектизмы и жаргонизмы? Что вы можете о них сказать?
- А что такое терминологическая лексика?
5мин.
3
Подведение итогов проверки знаний, выставление оценок
Молодцы, ребята, хорошо усвоили материал.
1 мин.
4
Сообщение темы урока, мотивация и актуализация, постановка целей и задач занятия
Мы продолжаем знакомиться с лексикой русского языка. Сегодня мы повторим и обобщим наши знания о фразеологизмах. Поэтому цель нашего урока заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.
Мы вспомним всё вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
Напишите сегодняшнее число и тему.
«Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
(презентация, слайд 1)
2 мин.
5
Изложение (изучение) и закрепление нового материала, применяемая методика:
Слово преподавателя.
Давайте вспомним, что мы знаем о фразеологизмах?
(Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Их можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые имеют переносное значение.
А теперь сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно?
(презентация, слайд № 2)
Обучающиеся находят неверное утверждение, делают выводы.
В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения.
Фразеологизмы имеют стилистическую окраску, например: ахиллесова пята, дамоклов меч – книж., засучив рукава, сломя голову – разгов., навострить лыжи – простор.
(презентация, слайд №3)
Когда мы говорим сел в галошу, все представляют человека сидевшего в галоше, но совсем не так, ребята. Значение фразеологизма сесть в галошу значит оказаться в нелепом, смешном, глупом положении.
Поговорим о происхождении фразеологизмов (презентация, слайд № 4)
- Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение.
- Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка.
- Из разных профессий
- Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии.
- Выражения из книжного языка, то есть созданные писателем
Свежо предание, а верится с трудом
И дым отечества нам сладок и приятен
Возьмем фразеологизм из мифологии - ахиллесова пята. Какова его история происхождения?
(презентация, слайд №5)
Итак,
Задание 1.
Обратимся к рисункам и попытаемся угадать и объяснить значение фразеологических оборотов.
·(презентация, слайды № 6-12)
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей.
Следующее задание вам именно о фразеологизмах-синонимах
Задание 2.
Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к статье из фразеологического словаря и дадим толкование этого фразеологизма (презентация, слайд №13)
Семи пядей во лбу – так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму.
Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду.
(презентация, слайд №14)
(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)
Мы уже говорили, что фразеологизмы могут быть и антонимами. Например, засучив рукава – спустя рукава. Значение засучив рукава – это работать старательно, не жалея сил. А спустя рукава – значит делать небрежно, кое-как.
Задание 3.
Образуйте антонимические пары фразеологизмов.
(презентация, слайд №15)
Душа в душу -
Рукой подать -
Душа нараспашку -
Зарубить на носу -
(презентация, слайд № 16)
(как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).
Задание 4.
Назовите 10 фразеологизмов к слову нос.
(презентация, слайд №17)
Проверка (презентация, слайд 18)
А теперь используя рисунки, самостоятельно напишите фразеологизмы к слову язык.
(презентация, слайд №19)
Проверка (презентация, слайд №20)
Задание 5.
Прочитаем небольшой текст (презентация, слайд №21)
Мой друг Юра гонял лодыря. Дома он бил баклуши. Родители снимали с него стружки.
– Понравился вам мальчик Юра?
(– Нет.)
– Почему?(– Ленивый, равнодушный, огорчает родителей.)
– Замените подчёркнутые фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу антонимы.
(мастер на все руки, засучив рукава, в нем души не чаяли)
Проверка (презентация, слайд №22)
Ребята, скажите, пожалуйста, если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?
(Ответы обучающихся о роли фразеологизмов в речи)
(фразеологизмы красят нашу речь, делают ее образной, ярче, интереснее)
Задание 6.
(презентация, слайд №23)
Сгруппируйте фразеологизмы по значению:
Бездельничать, обманывать, работать старательно.
Запишите их в три колонки.
Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.
Проверка (презентация, слайд №24)
бездельничать обманывать работать старательно
Бить баклуши втирать очки не покладая рук
Гонять лодыря водить за нос в поте лица
Сидеть сложа руки обвести вокруг пальца засучив рукава
Творческое задание.
(презентация, слайд №25)
А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения.
Вы можете использовать данные фразеологизмы.
Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.
(Заслушивание полученных текстов)
31 мин
6
Подведение итогов урока, обобщение материала:
Должна сказать, что в вашей группе нет обучающихся, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:
1. Для чего нужно изучать фразеологию?
2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?
Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.
Все сегодня работали засучив рукава. Оценки выставлю с учетом вашей работы на уроке и проверки рабочих тетрадей отдельных студентов. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры
3 мин.
7
Задания для самостоятельной работы студентам
Объяснить значение и происхождение следующих фразеологических оборотов: шапка Мономаха, дамоклов меч, аредовы веки, злоба дня.
1 мин.
15