Литературно-музыкальная композиция Когда пылал мой край в огне…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муриковская средняя общеобразовательная школа»















Разработка внеклассного мероприятия
по патриотическому воспитанию

«Когда пылал мой край в огне»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная
75-летию разгрома немцев под Москвой.






Разработчик: учитель ИЗО МБОУ «Муриковская СОШ»
Топал Светлана Александровна



















2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение стр. 3
«Когда пылал мой край в огне» стр. 4-7
Заключение..стр. 8
Литература...стр. 9














































ВВЕДЕНИЕ.
Совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей - основные цели патриотического воспитания подростков и молодёжи.
Основные задачи - создание механизмов, позволяющих обеспечить управление и координацию действий по вопросам патриотического, гражданского воспитания молодежи на уровне местного самоуправления. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
          Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной  школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания.
Данная композиция разработана на основе воспоминаний жителя Шаховского района Московской области Никонова Сергея Сергеевича и предназначена для обучающихся средних общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования и тд.
Целью мероприятия является:
 - гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
 - укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.
Задачи: 
1. Формирование положительной мотивации к изучению истории России.
2.  Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины.
Оснащение:
- музыкальные фонограммы;
- видеопрезентация.
«КОГДА ПЫЛАЛ МОЙ КРАЙ В ОГНЕ»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная
75-летию разгрома немцев под Москвой.
Поют птички, фонограмма леса. На сцену выходят дед и внучек.
Дед: Ой, внучек, как много в этом году грибов и ягод уродилось!. (Подходят к краю сцены. Усаживаются. Начинают удить рыбу). Я в 1941 году ловил рыбу на Шуму – так назывался этот омут. Много всякой рыбы тут водилось (звук самолета).
Внук: Дед, а ты видел немецкий самолет?
Дед: Первый немецкий самолёт я увидал на реке Селянке. Вдруг низко над рекой пронёсся метеором немецкий истребитель... Я и успел различить-то только белый крест на его фюзеляже... Я помню, как началась война.
(на сцене мать, вбегает сын)
Дед: Захожу в избу, а мать мне говорит:
Мать: Сынок, немцы перешли границу, что теперь будет?
Сын: Ну, теперь наши им дадут! Давно нарывались, теперь получат сполна!
Дед: Всю осень мы занимались уборкой урожая в деревне Малое Несытово, вплоть до прихода немцев.
(На сцене бабы расстилают скатерть, ставят кринку с молоком, хлеб, лук и т.д.)играем сцену «Бабы»
Дед: В конце сентября мимо нашей деревни потянулись длинные вереницы отступающих частей Красной Армии. Почти все они шли пешком. Немцы рвались к Москве.
На авансцену № 2 выходит экскурсовод.
Экс: На западе стали слышны отголоски больших боёв в районе Вязьмы. То и дело тяжело ухали пушки, и в воздухе кружили немецкие самолёты со свастикой на фюзеляже. Эти строки из дневника жителя деревни Пыщерово Никонова Сергея Сергеевича, которому было тогда 16 лет.
1 чтец: Первого живого немца я увидал около Шаховской школы. Я переходил дорогу. Вдруг впереди меня проехал неторопливо мотоцикл. Я не обратил на него никакого внимания. Кто-то крикнул: «Немец!?» - Я оглянулся и узнал немца по каске и его зелёному мундиру. За этим проследовали ещё три других. Солдаты ехали тихо. Они были вооружены только карабинами... И потянулась бесконечной вереницей немецкая техника: танки, бронетранспортёры, мотоциклы, снова танки – и так беспрерывно, в течение недели, ползла, гремя железной чешуёй, немецкая гадина.
Уже вблизи его войска Гремят броней стальною, Уже видна ему Москва С кремлевскою стеною. И воют бомбы не впервой Над славным городом Москвой И над Москвой-рекою.
Уже слова: «Моя Москва» По-русски враг разучивал. Нет, ты возьми ее сперва, Потом усы покручивай. (А. Твардовский)
2 чтец: В Пыщерово, Теплухино и Замошье приезжали немцы. Они всюду суют свои носы. Забрав то, что им нравится, они так же молча и уходят, как пришли. Население взбудоражено дикими выходками немцев и их наглым грабежом. 9 декабря немцы вывесили в деревне Замошье объявление населению на немецком и русском языках. В нём сказано, что всё население должно сотрудничать с немцами и помогать их вооружённым силам.
Партизанка: Я весь свой век жила в родном селе,
Жила, как все, работала, дышала,
Хлеба растила на своей земле
И никому на свете не мешала.
И жить бы мне спокойно много лет,
Женить бы сына, пестовать внучонка...
Да вот поди ж нашелся людоед
Пропала наша тихая сторонка!
Хлебнули люди горя через край,
Такого горя, что не сыщешь слова.
Чуть что не так ложись и помирай:
Всё у врагов для этого готово;
Чуть что не так петля да пулемет,
Тебе конец, а им одна потеха...
Притих народ. Задумался народ.
Ни разговоров не слыхать, ни смеха.
И вот, смотри, полгода уж поди
Живу в лесу у партизан в отряде.
Варю обед, стираю им белье,
Чиню одёжу не сижу без дела.
А то бывает, что беру ружье,
И эту штуку одолеть сумела.
Не будь я здесь валяться б мне во рву,
А уж теперь, коль вырвалась из плена,
Своих врагов и впрямь переживу,
Уж это так. Уж это непременно.
И вот, смотри, полгода уж поди
Живу в лесу у партизан в отряде.
Варю обед, стираю им белье,
Чиню одёжу не сижу без дела.
А то бывает, что беру ружье,
И эту штуку одолеть сумела.
Не будь я здесь валяться б мне во рву,
А уж теперь, коль вырвалась из плена,
Своих врагов и впрямь переживу,
Уж это так. Уж это непременно. (М. В. Исаковский)
Экс: Я хочу, чтобы они остались в памяти у меня; и если будут у меня дети, я желал бы, чтобы и они имели представление о враге.
Экс: Немецкие захватчики совсем близко подошли к Москве. Некоторые из них уже в бинокль рассматривали столицу.
7 чтец:
Да, то была сама Москва,  Круты ее пороги. И вражьи танки, как дрова, Пылали на дороге. Но немец брал за пядью пядь. И вот уж дальше отступать Нельзя. И нет подмоги. (А Твардовский)
Экс. Немецкие войска сосредоточили главные танковые дивизии на подступах к Москве. И была смертельная схватка в Дубосеково, Крюково. Но это все было потом, а пока
Чтец: То был такой великий бой, Что нет к нему присловья. Стоял противник под Москвой,  Горело Подмосковье. Он вот он, враг. За ним давно Калуга, Клин, Бородино
А бой идет. Мильоном ног Натоптан снег кровавый, И битым немцем вдоль дорог Завалены канавы. (А.Твардовский) Экс: В Январе 1942 года мы поняли, что они собираются удирать. Об этом убедительно и красноречиво говорили «катюши», гремевшие на востоке с нарастающей силой. В разгроме немцев под Москвой уже никто не сомневался.
Экс: Наконец, фрицы вылезли из своих нор и приступили к чистке машин, которые целый месяц стояли заметённые снегом. Однажды они выгнали нас на расчистку снега по дороге на запад через Грабулинский лес на деревню Рамешки. Мы с утра до обеда не разгибали спин и работали под лающими окриками немецкого конвоя: «Русс, работа!», «Шнель, шнель!» После обеда они зажгли деревню Замошье и все сараи нашего колхоза. (Вышли на сцену и завыли бабы. Песня «Враги сожгли родную хату»)
Экс: Наконец, под давлением русских войск, немцы спешно покинули поле боя и отошли на 7 км через лес в деревню Рамешки. В 23 часа 19 января русские с шумом вступили в нашу деревню. Их со слезами на глазах встречало всё население деревни. (все участники выходят на сцену). Во время боя были убиты немцами Кокорев Фёдор Иванович, наш сосед, и Пекунов Василий.
Дед: Мои односельчане! Вы не будете больше думать о том, что вам придётся покинуть свои родные места и уходить на восток, как вы думали об этом зимой. Смерть немецким оккупантам!
Экс: Во время освобождения Подмосковья были освобождены от немцев: Деревни Жилые Горы, Паршино 20 января 1942 года, Паново-Захарово, Муриково, Пыщерово, Кунилово, Теплухино, Титеево - 21 января, Рябинки - 22 января, Малинки, Волочаново, Борисовка – 23 января 1942 года. 17 января была освобождена станция Шаховская, а 24 января 1942 года было завершено освобождение всего Шаховского района. В боях за наш район сражались бойцы 20-й Армии Западного фронта под командованием генерала А.А. Власова и 1-ой Ударной Армии Западного фронта под командованием генерала-лейтенанта В.И.Кузнецова. На Шаховской земле в братских могилах лежат 6 237 воинов 20-й армии Западного фронта.

Шёл солдат, и был вполне доволен,
Что не сбит, не ранен и не сгиб.
Но в своей судьбе никто не волен,-
И в конце войны солдат погиб.
Матери прислали похоронку,
Что, мол, пал в сраженье, как герой.
Но зарыт солдат лишь был в воронку
После битвы ярой под горой.
А потом ту землю разровняло
Время лет прошедших, да и плуг.
И стоят над нею покрывалом
Рой колосьев и цветущий луг.
И никто, пожалуй, не заметит,
Что лежат солдаты здесь одни
Только плачем горестным отметят
Матушки их в памятные дни. (С.С. Никонов)
Выходит на сцену Пламя, возле нее встают на одно колено мальчики. Те дети, которые пели, несут цветы к подножию этого Пламени.
Экс: Помните, через века, через года, Помните, о тех, кто уже не придет никогда! Помните
Все выходят на сцену:
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они - снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех. ( И. Бродский)

Конец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Патриотическое воспитание – это система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание школьников формируется с детского возраста это чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери».
Творческий коллектив учащихся МБОУ «Муриковская СОШ», выступая с данной композицией на районном конкурсе литературно-музыкальных композиций, занял второе место.


«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М.Карамзин



















Использованная литература:

1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
2.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.: ВАКО, 2006,-368 с. (Педагогика. Психология. Управление).
3. Воспоминания жителя Шаховского района Московской области Сергея Сергеевича Никонова.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15