Конспект Урока музыки «Три кита ведут в оперу. Опера М. Коваля « Волк и семеро козлят».»
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель
ПМ.03. Классное руководство
____________/ Н.В. Царан/
Согласовано:
Учитель ______/ М.А. Бабанова
Конспект
Урока музыки
«Три кита ведут в оперу.
Опера М. Коваля « Волк и семеро козлят».»
Провела студентка группы ПНК-21: Семёнова Виктория
Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 12.03.15
Оценка за конспект:.. () методист: _________/ Н.В. Царан/
Оценка за урок:.. () учитель: _____________/ М.А. Бабанова
Оценка за урок:.. () методист: ____________/ Н.В. Царан/
Тамбов
2015
Цель:
Цель урока :
Знакомство и развитие темы «Куда ведут нас 3 кита?» Заинтересовать учащихся жанром оперы, научить, более глубоко, понимать достаточно сложную оперную музыку, разбираться в музыкальной драматургии театральной музыки, на примере детской оперы «Волк и семеро козлят». Развивать психические процессы, как память, мышление, воображение, внимание.
Задачи:
- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
- вызвать эмоциональный отклик на музыку оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.
Музыкальный материал:
Русская народная песня «Во поле берёза стояла», С.В. Рахманинов «Итальянская полька», В.И. Агапкин «Прощание славянки» .
М. Коваль опера «Волк и семеро козлят» - «Хор козлят», тема Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша; колыбельная песня мамы-Козы.
Оборудование:
мультимедиа, компьютер, презентация.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте, меня зовут Виктория Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.
У старика спросил поэт: – Что музыка такое, дед? – Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. А юноша ответил так: – Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, В простор волшебный не летит. А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка – наш дом, В ней – все родное, все свое. Во всем дыхание ее». – Вы правы все, – сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить – Нас учит музыка любить.
Ребята, вы, наверняка, знаете о трёх китах в музыке. Но все же ,давайте мы с вами вспомним о них.
Первый кит: песня. Песней мы называем музыку, которую поем со словами.
Второй кит: Танец. Под музыку танца нам всегда хочется танцевать, т.е. выполнять разные движения – прыгать, кружиться и т.д.
Третий: Марш.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Вот мы и вспомнили о трёх китах в музыке. Они нам открывают дорогу в любой жанр музыки. И сегодня мы отправимся в чудесную страну оперы.
Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).
Композитор Мариан Викторович Коваль написал оперу на сюжет одной сказки. А что это за сказка, вы сейчас мне и ответите.
Посмотрите на иллюстрации и подумайте :какая сказка на них отображена.
А кто помнит её содержание?
А сейчас мы ещё раз хорошенько вспомним её.
3. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети.
Запишем в тетрадь : Мариан Викторович Коваль "Волк и семеро козлят".
Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.
Ребята,а кто мне может сказать: были имена у козлят в сказке?
А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая.
Тема Малыша: ребята, что нам напоминает песенка Малыша, какой кит?
Так давайте встанем и все вместе промаршируем под неё.
Прочитаем слова. Послушаем «Хор козлят».
А сейчас мы с вами почувствуем себя настоящими оперными певцами. Разучим эту песню.
4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Послушаем песню Волка.
Какой, по вашему мнению, Волк?
Какие чувства вызывает эта музыка?
Ребята, а про кого мы забыли сказать?
Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?
Верно. Итак ,сначала мы прочитаем слова этой песни, а затем прослушаем.
Какие чувства вызывает её песня?
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .
А сейчас вы самостоятельно ответите на эти вопросы, и вы сами проверите их правильность.
Какие 3 кита в музыке?
Сколько было коз в опере?
Как звали козлят?
6.Включение в систему знаний и повторение.
В какой стране мы сегодня побывали?
Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?
Что такое опера?
Какие виды искусства объединены в опере?
Хорошо, ребята. Молодцы.
Выполним задание.
Задание: нарисуйте одного из понравившихся или просто запомнившихся героев оперы.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Ребята, если урок показался вам интересным, покажите улыбающийся смайлик; если нет, то грустный.
Слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Просматривают часть танца «Полька».
Просматривают марш из части записи парада к дню Победы.
Сказка «Волк и семеро козлят».
Поочерёдно вспоминают сюжет сказки.
Смотрят диафильм.
Записывают.
Нет.
Чтение вслух слов и прослушивание тем козлят. Отвечают, как они представляют каждого козлёнка.
Марш.
Маршируют.
Злой, страшный.
..
Про маму-Козу.
Колыбельные.
Спокойствие, умиротворение
Колыбельные.
Читают, слушают.
Песня. Танец. Марш
8, 7 козлят и мама-Коза.
Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка, Малыш.
В стране оперы « Волк и семеро козлят».
М.В.Коваль .
Опера - это музыкальный спектакль.
Музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы.
Выполняют задание.