Исследовательская работа по краеведению на тему Легенды и предания села Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 города Кузнецка

Легенды и предания села Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области

Исследовательская работа



Выполнил: ученик 4 класса Егоров Иван

[Выберите дату]



Кузнецк, 2016


Руководитель:
учитель начальных классов
Миронова Е.А.


Научный консультант:
Кандидат культурологических наук
Рассказова Л.В.
Содержание




Введение

2-3

Исследовательско- информационная часть.

4-15

1.Общее понятие о легендах и преданиях.

4

2.Легенды и предания села Нижнее Аблязово.

4-10

2. 1 Легенда об итальянце, или «за державу обидно».


5-7

2. 2 Аблязовские масы.


7-10

2. 3 «Проба пера», или новые краски старых легенд.


10-13

Выводы


14

Список использованных источников и литературы


Приложения

15


16- 22
















Как дерево, что кроной все упорней
Стремится ввысь,
Ветвями небо обняло, а корни
Глубоко под землей сплелись, -
Так я стремлюсь к просторам светлым
Грядущих дней,
А корни там, во глубине столетий,
В преданьях родины моей.
Н. Рыленков



Введение

Родина... Какой глубокий смысл заложен в этом слове. Каждый человек хранит в сердце любовь к тому уголку, где родился и вырос. Пройдет время, и многие события из жизни нашей малой родины будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могли бы рассказать нам о том времени, в котором жили.
Родина моей мамы – село Нижнее Аблязово. Почти триста лет стоит в нем церковь Рождества Христова, напоминая потомкам об уникальном селе и многочисленных легендах, с ним связанных.Величественный храм и по сей день хранит в своем каменном сердце множество тайн и загадок.
Мне захотелось изучить легенды и предания, связанные с историей села моих предков, и больше узнать о своей малой родине.
Актуальностьисследования:изучение народного творчества помогает узнать историю своей родины, осознать связь времён, а главное – сохранить память о людях прошлых поколений.
Объект исследования: устное народное творчество.
Предмет исследования: легенды и предания села Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области.
Цель исследования: записать легенды и предания, связанные с историей села Нижнее Аблязово, изучить их,выявить исторические предпосылки их возникновения, установить или опровергнуть возможную связь легенд с реальными историческими событиями.
Задачи:
-изучить понятия легенды и предания;
-собрать и изучить легенды и предания села Нижнее Аблязово;
-выявить исторические предпосылки возникновения легенд и преданий;
-сопоставить полученную информацию с достоверными источниками;
-привлечь внимание моих одноклассников к изучению устного народного творчества Кузнецкого района.
Гипотеза:предполагаю, что в основе легенд лежат реальные исторические события, происходившие в селе Нижнее Аблязово.
Методы:
-опрос старожилов - жителей села Нижнее Аблязово;
-изучение исторических материалов и их систематизация;
-посещение храмов и музеев Кузнецкого района Пензенской области и Санкт-Петербурга;
- сбор фотоматериалов;
- научная консультация с главным хранителем ГБУК «Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области», кандидатом культурологических наук Рассказовой Л.В.;
- участие в работе круглого стола «Мифы и реалии храма Рождества Христова» (30.10.2015 г. в музее А.Н.Радищева) и сопоставление мнений оппонентов;
-литературное творчество.







Исследовательско - информационная часть

Общее понятие о легендах и преданиях.
В устном творчестве всех народов особое место занимают легенды и предания, являющиеся одним из наиболее интересных и значительных прозаических жанров.Легенды и предания это – народные сказания о том, что происходило в незапамятные времена. События, которые имели место в действительности, в легендах нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, поэтому учёные, как правило, не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём они основаны на реальных событиях.
В «Толковом словаре» С.И.Ожегова даются такие определения:
Легенда – это рассказ о каком-нибудь историческом событии.
Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
Легенды и предания близки друг к другу, но есть у них свои особенности, которые мы можем определить по их происхождению, тематике и содержанию. В фольклоре встречается много таких текстов, где можно встретить признаки и того и другого. Именно поэтому фольклористы чаще всего рассматривают эти два жанра вместе.

Легенды и предания села Нижнее Аблязово.
Всегда были и есть на Руси одержимые люди с чистой душой и добрыми помыслами. Именно их имена мы произносим с особой теплотой и благодарностью. Один из них- Григорий Афанасьевич Аблязов- строитель храмов, подвижник православия, прадед Александра Николаевича Радищева по материнской линии. На пензенских землях в начале XVIII века он основал, по меньшей мере, три села и три храма, в том числе село Рождественское (Нижнее Аблязово).
Одна из старейших в Пензенской области по времени постройки и красивейшая по внутреннему убранству церковь дошла до нас почти в первозданном виде. (Приложение 1.) Ее внутреннее убранство было настолько непривычно для нашей местности, что создавало вокруг нее множество легенд.
2.1. Легенда об итальянце, или «за державу обидно».
Самая известная из легенд - о некоем итальянце (варианты его имени Лаур Моррель, Джованни Монтана и т.д.), украшавшем храм. Наиболее распространенный вариант легенды звучит так:
«Помещик Григорий Аблязов, узнав о прохождении по Владимирскому тракту на каторгу в Сибирь итальянского мастера Лаура Морреля,резчика по дереву, подменил его на пересыльном пункте своим крепостным, а итальянца оставил у себя в усадьбе. По прошествии нескольких лет католик Моррель принял православие и в благодарность за спасение от каторги сотворил в церкви Рождества Христова резной иконостас необыкновенной красоты».
Вторую версиювысказал краевед Сергей Никольский: «Сложность общего замысла и его филигранное исполнение позволяют предположить авторство столичных мастеров».
Обратимся к истории создания храма.
Церковь Рождества Христова находилась в отдалении от наезженных дорог, практически не закрывалась и усердием настоятелей, в ней служивших, находится в хорошем состоянии. В храме сохранился полный ансамбль внутреннего декоративного убранства: великолепный резной золочёный барочный иконостас, алтарная резная золочёная барочная сень, уникальная архитектурно-скульптурная группа Плащаница и иконостасы приделов с резными Царскими вратами. (Приложение 2.) По мнению учёных, историков искусства, сам процесс создания иконостаса мог быть растянут во времени. Интерьер аблязовского храма является ярким образцом эпохи барокко, т.е. скорее всего,был создан в 1760-1770-е годы. Эта версия опирается на сведения об истории аблязовского имения.В 1762-1764 годы в Аблязово на постоянное жительство из Москвы переезжает отец писателя А.Н.Радищева Николай АфанасьевичРадищев. По мнению Ларисы Викторовны Рассказовой, кандидата культурологических наук, главного хранителя Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской областиименно он является инициатором украшения и благоустройства обоих храмов. Человек просвещенный, культурный и богатый, Николай Афанасьевич стал устраивать все с большим вкусом и в соответствии с веяниями времени. От деда и отца Николай Афанасьевич унаследовал глубокую набожность. Естественно предположить, что в этот период им осуществляется и обновление убранства храмов по столичному образцу, вполне возможно с приглашением или по образцам московских мастеров.
Еще один аргумент. Как известно, во времена строительства Петербурга
Петр 1 приглашал мастеров из Западной Европы, всячески их поощрял и платил «в среднем в 10 раз больше, чем русским», но обязательным пунктом в договорах с приезжающими было обучение русских учеников «художествам и ремеслам, которые сами знают». Из этого следует, что наши мастера были обучены разным премудростям, да и строители в 1724 году в столице были гораздо востребование живописцев.
Из рассказа Ларисы Викторовны на заседании круглого стола «Мифы и реалии храма Рождества Христова» я узнал, что в интерьере храма нет ничего, что могло бы свидетельствовать об иностранном мастере-исполнителе, не вписывалось бы в историю русского искусства указанного периода. По совету Ларисы Викторовны, мы с моей мамой внимательно рассматривали образцы барокко в храмах и дворцах Санкт-Петербурга.Резной золоченый иконостас Петропавловского собора был заказан Петром I московскому мастеру Ивану Зарудному в 1722 году.Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. (Приложение 4.)
Мы пришли к мнению, что руки итальянцев создают резьбу более искусную, утонченную и воздушную. (Приложение 5.) Это нисколько не умаляет красоту нашего аблязовского храма, но еще раз, по крайней мере для меня, подтверждает русскую версию возникновения иконостаса.
В то же время,есть свидетельство о реальном присутствии иностранцев в аблязовской усадьбе. Кандидат исторических наукВиктор Павлович Тофталушин в книге «Саратовский край и Наполеоновские войны» указывает:«В 1812 году в селе Аблязовка Кузнецкого уезда помещик оставил у себя большую группу пленных, построил им дома и превратил в крепостных». Как известно, многие из пленных занимались ремёслами.Возможно, мастером-резчиком оказался кто-либо из прибывших в Аблязово иностранцев. Может быть, он даже делал починку иконостаса. Его, вероятно, и сохранила народная память.

Не менее увлекательна история про аблязовскихмасов.

Аблязовские масы.
В конце XVII века в селе Нижнее Аблязово (тогда Рождественское) осела артель мастеров, которые и по сей день называют себя масами.Что-то мистическое сопровождало это поселение «хранителей древних знаний».Даже визуально отличавшиеся особой статью, они обладали некими духовными знаниями, умениями быть незаметными(«нечитаемыми») для внешнего мира. Сами по себе масы (мазыки) были своего рода обособленной группой, уже тогда говорившей между собой на условном языке офеней, непонятном простому народу.
Пока не существует ни одной научной работы о масах, поэтому в своём исследовании я буду опираться на собственный анализ существующих легенд.
Торговали масы исключительно интеллектуальным товаром: книгами, иконами. Это были истинные мастера книжной торговли. Подавляющее большинство их были грамотными. Они умели не только хорошо расхваливать товар, а много и подробно о нем рассказывать. Масы хорошо знали жития святых, изображенных на иконах, и содержание книг, которые продавали.
Масы были закрытой социальной группой, и исследователи о них знают мало. Но все сходятся в одном: в офенской традиции принято жить скрытно. Недаром вплоть до XX века в Нижнем Аблязове было принято жениться только «на своих». По воспоминаниям старожилов, кроме торговли мелочными товарами, жители села были мастеровыми людьми.После уборки урожая отправлялись во все концы России, вплоть до самых отдаленных областей Сибири.Многие брали с собой швейную машину (у кого она была) и обшивали богатые семьи. Мой прадед Роман Васильевич Турков (1895-1946) был одним из лучших сапожных мастеров. А прапрадед Кеньшов Афанасий Антонович (1882-1933) - отличным портным мужской одежды. Ремесленники, чтобы сохранить секреты своего ремесла,«в людях» общались на своем тайном языке. При помощи этого языка они могли смело общаться между собой в базарные дни, договариваться об условиях продажи той или иной группы товара. В условиях жестокой конкуренции среди кустарей это знание языка помогало выживать. При помощи старожилов села Нижнее АблязовоМатвейчевойНилентины Ивановны (1933г. рождения), Бариновой Анны Николаевны (1924 г. рождения), ТурковойАлександры Александровны (1940 г. рождения), КеньшовойНадежды Михайловны(1949 г.рождения) мне удалось составить мини - словарикмасовских слов.
Русский язык
Масовский язык

Дом
рым

Жизнь
ярга

Купаться
чупахаться

Лапша
хлыстуха

Лошадь
скребок

Мешок
пятеричный

Много
гальма

Мужик
лох

Нет
немель

Ноги
ходыги

Озоровать
салавать

Парень
шкечель

Пить
бусать

Плохая
скедная

Поехали
поначели

Поехали домой
Поначелись в рым

Соображаешь
темлеть

Хлеб
сукрей

Хлебать
хвоить

Хозяйка
калоха

Хорошая
клевая


Еще один старожил села, Чучлов Василий Иванович (1933г.рождения), говорит: «Сам на масовском языке говорить не могу, а вотесли бы кто заговорил, то я бы все понял, так как помню еще с детства некоторые слова и выражения. Со старых времен закрепилось название наших односельчан – аблязовские масы, но со временем это выражение забывается. Иногда среди нашего поколения услышишь выражение «здорово масок» - т.е. земляк». Особенно выручал этот язык в годы войны, когда цензура тщательно проверяла все солдатские письма. Текст солдатского письма мог звучать примерно так: «Еле увандаемходыги. Яргаскедная». В переводе это звучит так: «Еле уносим ноги. Жизнь плохая».
В настоящее время язык утрачен. Молодежь его не знает, лишь старшее поколение помнит отдельные слова.
По предположению, высказанному доктором исторических наук, председателем Региональной общественной организации краеведов Пензенской области Владимиром ИвановичемПервушкиным, скорее всего, речь идёт о старообрядцах. История заселения этого угла бывшей Саратовской губернии такова, что в XVII веке сюда одновременно из Алатырского уезда шли и рядом селились мордва-эрзя и русские люди, как правило, старообрядцы, вынужденные уходить от преследований за веру (или за знание). Первое упоминание о селе - 1712 год. Создавалось так называемое «чересполосное заселение» этих земель. И те, и другие были одинаково угнетаемыми правительством. Это способствовало мирной соседской жизни. По-мордовски «маза» (ударение на последний слог) означает «красивый». Все сохранившиеся в памяти старожилов села Нижнее Аблязово особенности «масов» не противоречат тому, что мы знаем о чертах жизни старообрядцев: не смешивались с местным населением, браки только среди своих, скрытность, поголовная грамотность, любовь к книге, знание житийной литературы.Вполне возможно, что они исполняли старинные былины, пели духовные песни. Кроме того, известно, что старообрядцы отличались особой благообразностью (статные, русоволосые, светлоглазые), и, конечно, по внешнему виду отличались от мордвы, поэтому и могли получить название «мазы» (красивые).
Считается, что масы обладают даром воздействия на людей. Хочется верить, что неслучайно Афанасий Аблязов первую из трех построенных им церквей заложил в Рождественском.

«Проба пера», или новые краски старых легенд.

Моя мама рассказывает, как в детстве любила бывать в «хороводе» у довоенного поколения масов -рассказчиков. В «хороводе» собирались до 10 и более человек и «сумерничали»- общались друг с другом. Ребятишки с особым интересом слушали предания про разбойника Криворея, про легенды яблоневого сада, что рядом с храмом и другие истории.
Мы с мамой попытались, используя исторические факты и некоторые ее детские воспоминания, придумать 2 истории о селе Нижнее Аблязово. Первая из них основывается на реальных фактах:
как известно, во времена Петра Великого стало модным отправлять молодых людей за границу обучаться разным художествам и наукам. Наряду с корабельным, слесарным и садовым делом на особом счету были ученики "живописного и ваяльно - скульптурного художества». Царь Петр лично отбирал молодых людей не старше 17 лет и назначал каждому из них «куда ехать и чему обучаться».
Всех заграничных пенсионеров Петра Великого нам известно не менее двенадцати, среди которых было три живописца, один гравер и восемь архитекторов. Четверо из учеников архитектуры были определены в Италию. Из всей четверки сотоварищей Петр Колычов таинственным образом исчез.
Кстати, в девичестве моя прабабушка носила фамилию Колачева. Эта фамилия была очень распространена в селе.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
В стародавние времена великих для России перемен по велению царя Петра были направлены на обучение в Италию «живописным и ваяльно-скульптурным художествам» четверо молодых людей. Роду не знатного, но лично Петром за особое усердие и прилежание отмеченные. Свободный дух Италии не только вскружил головы «птенцам гнезда Петрова», но и толкнул одного из них на авантюру.
Как-то раз во время дружеских посиделок с итальянскими мастерами зашел спор об искусстве. Наши герои с таким упоением убеждали оппонентов, что в Италии «барокко», как стиль в искусстве, не имеет перспектив, настолько ярко рассказывали о грандиозности замыслов Петра I, что чуть ли до рукоприкладства не дошло. Самый ярый спорщик Петр Колычев в запале заявил, что готов на спор под видом итальянца Лаура Морреля работать в России, да так, что даже у архитекторов не будет подозрения на русские корни автора. Сказано-сделано. Из Италии возвращаются только трое пенсионеров. И все трое, как один, говорят, что потеряли сотоварища из вида.
Вслед за ними приезжает в Петербург «псевдоитальянец» Лаур
Моррель.
В первую же ночь пребывания на русской земле ему снится сон. Является ему Богородица и стыдит за бессовестный обман и слезы родных людей, считавших его сгинувшим на чужбине. Понимая во сне, что совершил грех перед людьми и совестью, он с надеждой искупления спрашивает Богоматерь: «Что же делать?». Богородица отвечает: «Построй храм красоты невиданной, и пусть люди много лет гадают, кто же его строил, коль ты от Родины,не думая, отрекся»». «А где же мне его строить?». Так и не получил Моррель ответа - проснулся. Долго кручинился «молодой авантюрист», а вечером случайно шел мимо Летнего сада и попал на одну из государевых ассамблей. Все вокруг веселятся, а ему невесело. Дома его похоронили, в Италии его тоже никто не ждет. Что делать? Невольно брызнули горючие слезы из глаз. Именно в этот момент проходил мимо Григорий Аблязов, который назавтра отбывал в свое имение, в Саратовскую губернию. Пожалел он бездомного итальянца и позвал с собой обживать земли, подаренные Петром I за усердие в службе. Предзнаменованием для Морреля стал тот факт, что его новый знакомый дал обет строительства церкви, что не допустил Бог его погибели в Северной войне. «Вот и я свой обед исполню, и пусть люди в веках гадают, кто церковь строил: итальянец или русский».
Вторая история в нашем исполнении – чистая выдумка, основанная отчасти на детских впечатлениях мамы. Маниха-Поляниха – реальный персонаж из рассказов, услышанных ею от бабушки. Все остальное – литературные фантазии под очарованием загадок села.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Давным-давно на Руси свирепствовала Маниха-Поляниха. Это была женщина огромного роста, с распущенными косами и в белой одежде. Она ходила по свету и своею костлявой рукою направляла порчу на все, что встречалось на ее пути. В каждом селе или городе она встречала первого встречного человека и предлагала здоровье и бессмертье за помощь в своих страшных злодеяниях. Где бы ни проходила она, всюду богатые города и села превращались в пустыни, а бедные жители умирали от страха в мучительных страданиях. И везде находились Иваны родства не помнящие, готовые на предательство ради собственного благополучия и бессмертия.
Обойдя весь белый свет, дошла Маниха-Поляниха до села Рождественское.
А навстречу ей мужик здоровый да ладный с виду.
- Как зовут тебя? - спросила нежданная гостья.
- Масок я, масов сын и брат!
- Сослужи мне службу, помоги котомку подержать, пока я на всех порчу насылать буду. А за это сделаю я тебя бессмерным!
Отчаянье и жалость овладели душою селянина. Любил он свою родную сторонку больше жизни. Здесь проживали его старушка мать, любимая жена и малых деток полный двор. Да и сельчан, связанных масовской верой и правдой, считал родными не только по крови, но и по знанию.
Решил он, во что бы то ни стало перехитрить Маниху-Поляниху.
- Садись ко мне на плечи, я тебе село с самого высокого холма покажу.
И принес он злыдню на то место, где нынче храм стоит.
В те времена там был красивый пруд в обрамлении яблоневого сада.
«Не видать тебе, костлявая, ни рода моего, ни племени! Будешь знать масов! Кончилось твое время!»
И с этими словами прямо в пучину вод и кинулся. Сомкнулась над всеобщим злом пучина, а водяной столб до небес вознесся в том месте, где храму быть.А наутро вблизи этого места выросли две удивительные сосны с причудливо изогнутыми и переплетенными ветвями.
Вскоре ехал мимо того места помещик Григорий Аблязов. И так ему эта легенда понравилась, что решил он воздвигнуть в селе Рождественском храм красоты нездешней в память о подвиге человеческого духа.


Выводы:
Народные предания и легенды представляют собой значительный интерес для изучения истории народа. Мной записаны и проанализированы 2 легенды села Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области: Легенда о появлении резного барочного иконостаса церкви Рождества Христова и Легенда об уникальном этнографическом явлении «аблязовские масы».Сопоставив легенды и исторические факты, я понял, что легенды ипредания особым образом рассказывают о реальных событиях, происходивших в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области, что прошлое села хранится не только в музеях и памятниках, предметах быта, искусства, зданиях, но и в народно-поэтических источниках: сказаниях, преданиях, легендах.
Моя гипотеза подтвердилась: в основе легенд лежат реальные исторические события.
Благодаря проделанной работе, нам удалось:
узнать об уникальном этнографическом явлении – аблязовские масы;
составить толковый мини-словарик масовских слов;
сочинить по мотивам легенд села Нижнее Аблязово 2 подобные истории;
заинтересовать одноклассников изучением культурного наследия родного края.
Исследовать легенды - полезное и увлекательное дело. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.Собирая, записывая воспоминания старожилов и анализируя их, мы получаем возможность лучше узнать историю своей родины, узнать, чем жили и занимались наши предки, во что верили. Считаю, что собранные материалы являются частью культурного наследия кузнечан. Сбор и систематизация материала по данной теме поможет сохранить для потомков примеры исторического прошлого нашей страны.
Список использованных источников и литературы

1.«Живу в душе друзей моих...»: Научно-популярный сборник к 255-летию А.Н.Радищева и 60-летию музея его имени / Объединение гос. литературно-мемориальных музеев Пензенской области; Сост., ред., комм. Л.В.Рассказовой. Пенза, 2004.С. 176.
2. В.К.Цодикович. Церковь Рождества Христова в Нижнем Аблязове. Иконостас, иконы, деревянная скульптура 18 в. Ульяновск, 2012.-136 с.
3.Рассказова Л.В. Плащаница из церкви Рождества Христова в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области// Древнерусская скульптура: Научный сборник/ МГМ «Дом Бурганова». М., 2008. Вып. 5: Запад – Россия - Восток. Диалог культур. С. 136-143.
4.Полубояров М.С.Нижнее Аблязово// Пензенская энциклопедия. Под ред. Вишневского К.Д.БСЭ.М.,2001,с.391
5.Список культового имущества (памятников),находящихся в пользова-нии религиозного объединении Рождественской церкви Кузнецкого района. с.Аблязово Пензенской обл.Министерство культуры РСФСР.М.,1985 г.
6. Тотфалушин В.П. Саратовский край и Наполеоновские войны. Саратов, 2012. С. 179
7.Звонят колокола. Сборник краеведческих очерков. Кузнецк.2001.с.5-6.
8.Энциклопедия царей и императоров: Россия 9-20 вв.(ред.-изд.группа под рук.А.Иванова).-Росса,г.Москв,278 стр.
9. Любомиров П.Г. Род Радищева. // А.Н.Радищев. Материалы и исследования. М.; Л.: АН СССР, 1936.С. 291-354. Глава Ш «Отец писателя».
10.Дубровский П.С., Дубровский С.П. Офени-иконщики во Владимирской губернии // Рождественский сборник. Ковров: Маштекс, 2008. Вып. XV.
11.Офеня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 18901907.
12.Даль В.И.О наречиях русского языка. Спб,1852,с.58-59.
13.Даль В.И. Словарь офеней.
14.Костомаров Н.И.Очерк домашней жизни и нравов великорусского народов в 16-17 столетиях. М.:Республика,1992.-303с.- (Летописцы Отечества)
15.Синдаловский Н.А.Очерки петербургской мифологии, или Мы и городской фольклор.- М.: Издательство Центрполиграф,2012.-412с.
16.Глинка Н.И. «Строгий, стройный вид» - М.: Дет. лит.,1992.-370с.:
17. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И.Русский народ. Культура, обычаи, обряды.-СПб.: «Паритет»,2014-448с.
18.Метрическая книга Христорождественской церкви села Нижнее Аблязово Кузнецкого уезда Саратовской Епархии за 1912-1917 годы.
19.Краеведческий портал М.С.Полубоярова:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Приложение 1. Храм Рождества Христова.
Село Нижнее Аблязово.













Приложение 2. Внутреннее убранство Храма Рождества Христова.
Село Нижнее Аблязово.

















































Приложение 3. Круглый стол «Мифы и реалии храма Рождества Христова» (30.10.2015 г. в музее А.Н. Радищева)


















































Приложение 4. Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.



















































Приложение 5. Архитектурные элементы барокко в исполнении итальянских мастеров.



Государственный Эрмитаж










































Большая церковь Зимнего Дворца




Приложение 6. Старожилы села Нижнее Аблязово
Кузнецкого района Пензенской области













Краснова Анна Николаевна Рыжова Евгения Павловна












Чучлов Василий Иванович МатвейчеваНилентина Ивановна

Аблязовские масы




Словарик масовских слов




Русский язык
Масовский язык

Дом
рым

Жизнь
ярга

Купаться
чупахаться

Лапша
хлыстуха

Лошадь
скребок

Мешок
пятеричный

Много
гальма

Мужик
лох

Нет
немель

Ноги
ходыги

Озоровать
салавать

Парень
шкечель

Пить
бусать

Плохая
скедная

Поехали
поначели

Поехали домой
Поначелись в рым

Соображаешь
темлеть

Хлеб
сукрей

Хлебать
хвоить

Хозяйка
калоха

Хорошая
клевая





















13PAGE \* MERGEFORMAT14515







15