Драматические произведения в современной школьной программе
Драматические произведения в современной школьной программе
Задача вступительных занятий - увлечь старшеклассников драмой, осмыслить её структурные и определить идейно-художественные особенности. В разных экспериментальных группах мы применили приёмы, приближенные к деятельности режиссера, актера, сценографа и т.д., чтобы достичь этой цели. Ниже будут представлены фрагменты уроков, отдельные задания, непосредственно касающиеся привлечения сценической истории пьесы и продуктивного её использования на уроке литературы.
В первой группе, где изучение драматических произведений проходило по традиционной методике, использовались слово учителя, доклад учащегося, создать проблемные ситуации (в рамках темы «Чехов и драматургия ХХ века»), введено понятие «новой драмы». То есть основные признаки этого понятия даны учащимся в готовом виде, а не выведены ими самостоятельно путём анализа текста произведения.
Во второй и третьей группах, где изучение проводилось по экспериментальной методике, мы не обращались сразу к теории новой драмы, а делали выводы об основных положениях по ходу анализа произведения. Начинали знакомство с пьесой так же, как это делают в театре (и здесь важную роль сыграл момент «вживания» в произведение), используя прием «читка пьесы».
Это помогло сформировать «чистое» первичное восприятие, не испытывающее на себе влияния точек зрения и оценочных суждений других людей. Таким образом, к задаче увлечь читателя добавляется ещё и другая - создать условия, с помощью которых учащиеся сами придут к осознанию новаторства драматургии Чехова. Задача вступительных уроков изучения драмы - «научиться «мыслить действием», воспринимать действие как происходящее, то есть как непрерывный действенный процесс»[54,С575]. Это важнейший навык, в первую очередь профессиональный, который важно и нужно развивать у учащихся.
Далее, обращаясь к первому действию, отвечали на вопросы, актуальна ли эта пьеса сегодня, будет ли интересно её поставить. Начинали с прослушивания аудиозаписи диалога Дуняши и Лопахина (постановка А. Эфроса, театр на Таганке, 1975 г., в роли Лопахина - В. Высоцкий). Прослушивание использовалось нами как приём, активизирующий воображение учащихся. Одновременно следили по тексту. После прослушивания учащимся были предложены вопросы:
В чём своеобразие диалога?
Слышат ли собеседники друг друга?
Каким вы представляете Лопахина (по голосу)? Описывая Лопахина, использовали приём устного словесного рисования.
Прокомментируйте положение персонажа в общей системе персонажей, проанализировав афишу (Лопахин в афише идёт пятым).
Какие ремарки сопровождают поведение Лопахина?
Какое время года в начале действия? Как это связано с конфликтом пьесы?
Читая акт, когда появляется Раневская, спрашивали:
Таким ли должно быть поведение помещицы? Обратим внимание, что в афише она указана на 1-ом месте.
Какие ноты звучат в голосе Раневской? Как она ведёт себя?
В процессе дальнейшего знакомства с пьесой, используя чтение по ролям, обращали внимание учащихся на обязательность интонацией показывать характеры героев. Предварительно учащиеся отвечали на серию установочных вопросов:
Как предлагаемый проект характеризует Лопахина?
Как отнеслись к нему Раневская и Гаев? Докажите ремарками.
С какими воспоминаниями для Раневской и Гаева связан Вишневый сад?
Как характер Раневской проявляется в её монологе?
Какой монолог характеризует Гаева?
Можно ли назвать фамилии героев «говорящими»?
Одним из эффективных приёмов активизации на вводном этапе изучения пьесы стала демонстрация фотографий актёров. Это позволило школьникам с недостаточным театральным опытом создать и уточнить представления о персонаже, а учителю выявить особенности восприятия учениками того или иного образа. Использовался этот приём как в первой, так и во второй и третьей экспериментальной группах. Вопросы учителя таковы:
Какое впечатление на вас производит образ, представленный на фотографии?
Соответствует ли костюм, одежда авторским представлениям о герое? Попытайтесь найти подтверждение в тексте.
Насколько образ соответствует вашему представлению о герое?
На основе фотографии попытайтесь по жестам, принятой позе, выражению лица определить характер созданного актёром образа?
В третьей группе на этом этапе был использован прием «кастинг актеров», когда учащимся предлагалось распределить в афише фотографии всех персонажей пьесы, воплощенных разными артистами. Причем артисты были из разных театров и историко-культурных контекстов. Задача учащихся - соотнести фотографии с афишей пьесы, доказав принадлежность к тому или иному образу-персонажу. Причем среди фотографий могут быть исполнители одной и той же роли из разных спектаклей. Этот прием помог учащимся более вдумчиво подойти к последующему чтению пьесы, способствовал развитию воссоздающего воображения, умению соотносить пьесу и ее сценическую интерпретацию. Это задание послужило рефлексией первого урока и помогло понять, смогли ли учащиеся включить внутреннее разыгрывание и перенести героев пьесы со страниц пьесы в свое воображение.
Для второй и третьей группы нами были разработаны ещё несколько способов заинтересовать учащихся пьесой. Один из них - просмотр трейлера спектакля (анонс), небольшого видеоклипа, созданного из отдельных самых интересных моментов спектакля «Вишневый сад» (реж. Г.Волчек, Раневская - М.Неелова). Подобный прием, который активно используется в современной киноиндустрии, отвечает духу времени. Кроме того, он в способствует пробуждению интереса у учащихся к чтению драматического произведения. На начальном этапе в третьей группе был использован приём-провокация (для установки на чтение и анализ текста). Учащимся предлагалось к просмотру начало спектакля «Вишневый сад», поставленного в Коляде-Театре в 2009 году режиссёром Николаем Колядой. Осмелимся предположить, что он следовал указаниям самого А.П. Чехова, который в письме своему брату в 1887 году писал о созданной им пьесе: «Каждое действие я оканчиваю, как рассказы, все действие веду мирно тихо, а в конце даю зрителям по морде»[77 ,С.127-129].
Но при просмотре спектакля создается ощущение, что режиссёр воспринял слова Чехова буквально, так как «зрителям по морде» дают уже в первом акте, когда на сцену «выкатывается хоровод, шумная толпа, распевающая плясовую песню «Люба русая коса».
Едкая стилизация под лубок: ядовитая цветистость костюмов, блёстки люрекса, все в валенках, все в массивных православных крестах и с массивными перстнями. Вместо вишнёвого цвета - белёсые россыпи пластиковых стаканчиков для распитий. Глухота: достучаться до собеседника невозможно, проще разбить ему о лоб яйцо, что герои периодически и делают. Самый расхожий жест - короткий росчерк ладонью в области шеи - значит то ли «заложить за воротник», то ли «зубы на полку» (второе вероятней). Хореографически безупречная коллективная пляска смерти - некоторые из героев не так пьяны и вульгарны, как хотят казаться, но мимикрируют, иначе затопчут собутыльники».
Современные интернет-технологии дают возможность учителю показать видеофрагмент начала спектакля, находящегося в широком доступе. Размышляя о границах режиссёрской интерпретации, необходимо ответить на вопросы:
Что хотел сказать режиссёр таким вступлением?
Имеет ли режиссёр право облечь чеховский текст в такую форму?
Соответствует ли эта форма художественному замыслу произведения?
Ответы на эти вопросы способствовали появлению представления о границах интерпретации, а также стимулировали на создание собственной интерпретации.
Итоги вступительных занятий в экспериментальных группах были качественно различны.
В первой группе учащиеся вспомнили особенности драматургии как рода литературы, познакомились с героями пьесы. Суть понятия новой драмы была тезисно обрисована в начале анализа пьесы, задан определённый ракурс интерпретации. Уровень самостоятельности суждений в отношении пьесы и заинтересованности в её изучении пьесы при таком подходе не превысил обычных показателей, как в ситуации с любым другим новым произведением.
В экспериментальных группах после прослушивания аудиофрагмента и ответов на вопросы учащиеся самостоятельно назвали ряд черт, присущих «новой драме» (отсутствие как такового внешнего конфликта, наличие диалогов-«монологов», когда все разговаривают друг с другом, но каждый говорит о своём). Удалось также активизировать восприятие учащихся, погрузить их в мир «Вишневого сада», заинтересовать новым произведением, продемонстрировать неоднозначные режиссёрские трактовки.
Домашнее задание естественным образом продолжило ход урока и размышлений над пьесой. Кроме необходимости дочитать пьесу до конца, были предложены следующие варианты заданий:
Ответить на вопрос, нужна ли эта пьеса современному читателю и зрителю?
Выполнить задания-ориентиры на карточках (проанализировать высказывания профессиональных читателей).
Подготовить сообщение (одному или нескольким учащимся) об истории замысла произведения и первой его постановке, а также сообщение на тему «"Вишневый сад" сегодня» (рассказать о современных постановках и составить карту).
Выписать ремарки (по группам), характеризующие внешность и действия Лопахина, Раневской.
Вот некоторые из домашних ответов учащихся на первый вопрос:
«У меня было предвзятое мнение насчёт этого произведения: мне казалось, что читать пьесу про продажу имения и личные проблемы какой-то помещицы будет скучно. Да и само чтение пьес всегда мне давалось с трудом, потому что глаз на каждой строчке «спотыкается» о фамилию персонажа или какую-нибудь ремарку. Но на этом уроке я поняла, что чтение может быть очень интересным, если сначала для себя определить, кто из актёров мог бы сыграть в современной постановке. Просмотр трейлера спектакля, как в кинотеатре, меня заинтриговал: мне захотелось узнать, может всё-таки есть шанс спасти имение, и даже промелькнул какой-то намёк на отношения между Раневской и Лопахиным, получится у них или нет?
Пока я не знаю, как ответить на вопрос, нужна ли эта пьеса современному читателю и зрителю, но определённо могу сказать, что мне захотелось дочитать её до конца».
«Да, я считаю, что «Вишневый сад» нужен как современному читателю, так и зрителю. Объясню, почему. Во-первых, это классика. Да, многие из ребят не любят читать классику - казалось бы, что там может быть интересного, одни нравоучения и никакого действия («экшна» в современном понимании). Но после прослушивания аудиозаписи спектакля с Лопахиным-Высоцким, который интонацией, силой голоса и паузами смог передать разные эмоции, становится понятно: вот оно действие, всё уже началось, жизнь идёт, а ты спишь. Если так произнесён первый вступительный диалог, то как же там дальше-то всё будет!
И мне захотелось научиться так же выразительно изъясняться. Во -вторых, если речь идёт о постановке в театре, то смотреть спектакли мне вообще кажется полезным, когда увидишь, всё воспринимается быстрее. Да и Чехова сейчас во многих театрах ставят, значит, есть в его пьесах что-то важное для современников. Я полагаю, что моя позиция изменится к тому моменту, когда я закончу читать текст, но это будет не отказ от моих слов, а их уточнение - почему ещё важна для нас эта пьеса».
Анализируя ответы детей на уроке и дома, удалось понять, что использованные нами приёмы помогли «оживить» восприятие текста учащимися, заинтересовать их и мотивировать на дальнейшее чтение. Включение фактов сценической истории на этапе знакомства с пьесой стало началом собственных размышлений об особенностях драматического рода литературы и театральном его воплощении.
Эта же модель может быть реализована при изучении пьесы «На дне» М. Горького. Приведём в качестве в примера несколько вариантов заданий, требующих обращения к сценической истории пьесы и непосредственно затрагивающих театральные постановки.
Учащимся предлагается сравнить два видеофрагмента вступления. Первый - из телеверсии спектакля театра «Современник» (реж. Г.Б. Волчек, 1972 г.), второй - из спектакля МХАТ им. Горького (постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, реж. телеверсии спектакля В.А. Орлов, И.М. Раевский, 1952 г.). Перед просмотром необходимо дать учащимся задание - уловить особенности образа персонажа и ответить на вопрос: отличаются ли они от вашего представления? Несколько учеников одновременно работают над одним и тем же образом. Результаты заносятся в таблицу во время просмотра.
Цель сопоставления актёрских интерпретаций на начальном этапе изучения - помочь учащимся самостоятельно выйти на проблему многогранности образа. Отправной точкой или эпиграфом к разговору могут стать слова А.П. Чехова: «Не бойтесь автора никогда. Актёр - свободный художник. Вы должны создавать образ, совершенно особый от авторского.
Когда эти два образа - авторский и актёрский - сливаются в один, то получается истинное художественное произведение»[78,С.291-292].
С помощью просмотра также может быть решена трудная для некоторых старшеклассников задача - уловить особенности интерьера ночлежки. На начальном этапе можно задействовать и работу с портретами актёров, исполняющих одну и ту же роль, а также фотографии актёров в образе персонажей пьесы М. Горького. Не менее эффективным представляется и просмотр видеоролика по мотивам спектакля, созданного учителем заранее.