Выпускная квалификационная работа Нормативно-правовое регулирование школьных служб примирения


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
"Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Центр информационно-методической поддержки образования
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ЦИМПО
____________ В.Я.Шевченко
«___» ___________ 2016 г.
Выпускная квалификационная работа
на тему:
«Нормативно-правовое регулирование школьных служб примирения»
Исполнитель:
Степанова
Мария Николаевна

Екатеринбург 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ (далее – ШСП)……………….5-10
1.1. Законы Российской Федерации и региональные документы, регламентирующие создания ШСП…………………………………….5-7
1.2. Федеральные концепции, стратегии, планы и рекомендации по восстановительному правосудию………………………………………8-10
ГЛАВА 2. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ МЕДИАТОРА И ШСП………….11-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13-14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….15-17
ПРИЛОЖЕНИ А…………………………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………19-22
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………24-28
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж…………………………………………….…..31-32
ПРИЛОЖЕНИЕ З………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ И…………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ К…………………………………………………35-38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы. В настоящее время во всем мире много говорят об увеличении конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, о различных методах и способах их урегулирования. От успехов в этом направлении зависит не только благоприятный климат в образовательной среде, способствующий усвоению знаний со стороны учащихся, но и развитие личности, ее социальная адаптация.
Однако продуктивность вмешательства в разрешения конфликтов, возможна только в том случае, если третья сторона является нейтральной, беспристрастной, авторитетной для конфликтующих сторон.
ШСП позволяет решать конфликтные ситуации в процессе восстановительной медиации с помощью беспристрастной третьей стороны.
Таким образом, развитие ШСП является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Создание и функционирование ШСП требует знаний теоретических, нормативно-правовых аспектов, а также практических навыков. Практические навыки приобретаются в ходе работы в ШСП, а знание нормативно-правовых аспектов необходимы на первых стадиях создания ШСП, поэтому, на мой взгляд, данная тема актуальна.
Степень разработанности проблемы. По выбранной проблематике в литературе есть методические рекомендации, брошюры и пособия, разработанные такими авторами, как: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., наиболее подробно нормативно-правовые аспекты и документы, регламентирующие работу медиатора и служб примирения описаны в работах Коновалова А.Ю.
Объектом работы выступает нормативно-правовая база деятельности ШСП.
Предмет исследования – локальные акты образовательной организации по созданию и организации работы медиатора и ШСП.
Цель работы – разработка локальной нормативно-правовой базы деятельности ШСП и медиатора в образовательной организации.
В соответствии с поставленной целью, необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретико-правовые аспекты организации и функционирования ШСП;
2. Рассмотреть примерные локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу медиатора и ШСП;
3. Разработать локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу медиатора и ШСП в образовательной организации на примере МАОУ СОШ №5.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена двумя главами, последовательно раскрывающими теоретические и правовые аспекты работы ШСП. В первой главе охарактеризованы нормативно-правовые основы международного и законодательства РФ в области создания и организации работы ШСП. Вторая глава посвящена обзору и разработке локальной нормативно-правовой документации организации и работы медиатора и ШСП в общеобразовательной организации МАОУ СОШ № 5.
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
1.1. Законы Российской Федерации и региональные документы, регламентирующие создания ШСП
Рассматривая основные законы Российской Федерации и региональные документы, я обращалась к работам А.Ю. Коновалова, так как в его работах этот вопрос освещен довольно полно и понятно.[2]
На сегодняшний день Указ Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» является основополагающим документом в развитии восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних, ядром которого является медиация правонарушителя и жертвы, и школьных служб примирения.
В соответствии с Указом Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «в образовательных организациях рекомендуется создавать ШСП», нацеленные на решение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.[7]
Также правовой основой создания и деятельности ШСП является: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. [14, 6], службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими
Также надо отметить, что в 273-ФЗ в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения. [14, 53]
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», согласно пункту 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений». [15]
Статья № 76 УК РФ указывает, что: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред» [13, 31]. То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).
Если рассматривать деятельность службы примирения, как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): (…) как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов». [16]
«Стандарты восстановительной медиации», утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г. Данный документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в ШСП в рамках восстановительного подхода.[10]
При создании службы школьной медиации правомерно ориентироваться на Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ ст. 27 п. 2 определяющая, что «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (методические и учебно-методические подразделения, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». [14, 31]
То есть ШСП может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.
1.2. Федеральные концепции, стратегии, планы и рекомендации по восстановительному правосудию
Одним из первых российских стратегических документов, указывающих на важность развития и реализации технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур, является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [11], в которой одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».
Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», который определил ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
- приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия;
- наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
- внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.[7]
Этот документ дополнительно указывает на важность создания службы примирения в ближайший период.
«Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., данный документ определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.[12]
Таким образом, результатами реализации Концепции должно быть:
- новая, более эффективная система помощи семье и детям, защиты, обеспечения и гарантирования прав и интересов детей всех возрастов и групп, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вступивших в конфликт с законом;
- эффективная система профилактической и коррекционной работы с детьми, включающая институты социально-психологической помощи ребёнку, совершившему общественно опасные деяния, но не достигшему возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;
- оздоровление психологической обстановки в образовательных организациях в результате внедрения метода школьной медиации;
- повышение эффективности работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, оптимизация их структуры, повышение квалификации всех, кто работает с детьми;
- снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн, согласно которым для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:
- информировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
- мотивировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;
- провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
- обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;
- установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.[9]
Таким образом, российское законодательство имеет достаточно сформулированную правовую основу обеспечения организации и функционирования школьных служб примирения.
ГЛАВА 2. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ МЕДИАТОРА И ШСП
Основными нормативно-правовыми документами ШСП являются:
- Указ президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.;
- Статья № 76 УК РФ;
- «Стандарты восстановительной медиации», утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.;
- «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р.;
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Исследование нормативно правовых документов Федерального уровня показало, что для организации ведения работы ШСП в образовательных организациях, необходимо создать локально-нормативную базу в образовательной организации определяющею перечень документов создания и работы ШСП внутри школы.[4;258]
Таким образом, для организации работы ШСП в МАОУ СОШ № 5 были разработаны локальные нормативно-правовые документы образовательной организации:
- Приказ директора образовательного учреждения о создании и организации работы ШСП и назначении руководителя (Прил. А);
- Положение о ШСП (Прил. Б);
- Функциональные обязанности руководителя и членов ШСП (Прил. В);
- План работы ШСП (Прил. Г);
- Порядок работы медиатора (Прил. Д);
- Журнал регистрации конфликтов (Прил. Е);
- Регистрационная карта (Прил. Ж);
- Примирительный договор (Прил. З);
- Форма мониторинга деятельности ШСП (Прил. И);
- Учебная программа подготовки медиаторов ШСП (Прил. К).
При составлении данных документов учитывался закон «О персональных данных» 152-ФЗ. При необходимости в дальнейшей работе родителям и законным представителям будут даваться разрешения на сбор персональных данных, их систематизацию и обработку, в том числе в виде электронных баз данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Увеличение конфликтных ситуаций в современном обществе привело к созданию и организации служб примирения.
В современных Российских школах в последнее время уровень конфликтов превысил допустимые пределы. Для решения данной проблемы в образовательных организациях необходима создание ресурса, который способствовал бы снижению данного уровня. Данным ресурсом выступает ШСП.
Создание и ведение работы по данному направлению необходимо нормативно-правовое регулирование данной деятельности.
Рассматривая деятельность службы примирения, как элемент образовательного процесса необходимо отметить, что в основе деятельности лежит ряд следующих нормативно-правовых актов:
- Указ президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.;
- Статья № 76 УК РФ;
- «Стандарты восстановительной медиации», утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.;
- «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р.;
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Опираясь на нормативно-правовую документацию Федерального уровня для организации работы ШСП в образовательных организациях били разработаны внутренние локальные акты:
- Приказ директора образовательного учреждения о создании и организации работы ШСП и назначении руководителя;
- Положение о ШСП;
- Функциональные обязанности руководителя и членов ШСП;
- План работы ШСП;
- Порядок работы медиатора;
- Журнал регистрации конфликтов;
- Регистрационная карта;
- Примирительный договор;
- Форма мониторинга деятельности ШСП;
- Учебная программа подготовки медиаторов ШСП.
Таким образом, необходимо отметить, что создание и организация работы в направлении ШСП будет достигнута при условии правильно разработанной локальной нормативно-правовой базы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВЕСТНИК ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ № 12, 2015 (Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в развитии восстановительного правосудия в России).
Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. // Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013
Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
Как создать службу примирения?: сборник материалов/ [Петрозаводская городская общественная детская организация Юниорский союз «Дорога», проект «Медиация в действии. Развитие системы разрешения конфликтов»; авт.-сост.: Д. В. Рогаткин и др.; пер. с фин. яз.: Владимир Давыдов, Ирина Кюллёнен]. - Петрозаводск: [б. и.], 2014: [Типография РА «Ва Банк»]. - 95 с.: ил.- Библиогр. в подстроч. примеч.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).Создание и поддержка служб примирения в регионах (сборник материалов) / Сост. Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2016. – 174 с.
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. – Москва: Эксмо, 2016. – 160 с. – (Законы и кодексы).
Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90 с.
Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов./Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2012 – 146 с.
http://base.garant.ruhttp://www.школьные-службы-примирения.рфПРИЛОЖЕНИЕ А
Управление образования
Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» (МАОУ СОШ № 5)
ПРИКАЗ
«____» __________ 20____ г. № _____
О создании школьной службы примирения
На основании Международной конвенции «О правах человека и ребёнка», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуации среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать школьную службу примирения.
2. Назначить руководителем школьной службы примирения Иванова Ивана Ивановича, учителя географии.
3. Утвердить
3.1. Положение о школьной службе примирения (Прил. 1).
3.2. Функциональные обязанности руководителя и членов школьной службы примирения (Прил. 2).
4. Руководителю ШСП Иванову И.И.:
4.1. Сформировать школьную службу примирения;
4.2. Разработать план работы школьной службы примирения на 2016-2017 учебный год (Прил. 3);
4.3. Определить порядок работы медиатора (Прил. 4);
4.4. Разработать журнал регистрации конфликтов (Прил.5);
4.5. Разработать форму регистрационной карты (Прил. 6);
4.6. Разработать форму примирительного договора (Прил. 7);
4.7. Разработать форму мониторинга деятельности школьной службы примирения (Прил. 8);
4.8. Разработать учебную программу подготовки медиаторов школьной службы примирения (Прил. 9).
5. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор: М.А.Климов
С приказом ознакомлен:
______________ Иванов И.И
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Приложение 1
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Положение
о школьной службе примирения в МАОУ СОШ № 5
1. Общие положения
1.1. Школьная служба примирения является объединением обучающихся и педагогов, действующей в МАОУ СОШ № 5 на основе добровольческих усилий обучающихся (воспитанников).
1.2. Школьная служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы, настоящего Положения и Стандартов восстановительной медиации.
2. Цели и задачи школьной службы примирения
2.1. Целью школьной службы примирения является:
2.1.1. Распространение среди обучающихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
2.1.3. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2. Задачами школьной службы примирения являются:
2.2.1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
2.2.2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов;
2.2.3. Информирование учеников, родителей и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
3. Принципы деятельности школьной службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий школьной службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования школьной службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.
4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, педагог-психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора школы.
4.3. Вопросы членства в школьной службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым школьной службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы школьной службы примирения
5.1. Школьная служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.
5.6. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре.
5.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
5.11. Школьная служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости школьная служба примирения информирует участников примирительной программы о возможных услугах других специалистов (социального педагога, педагога-психолога).
5.13. Деятельность школьной службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
5.14. Руководитель школьной службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
6. Организация деятельности школьной службы примирения
6.1. Школьной службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
6.3. Школьная служба примирения имеет право пользоваться услугами педагога-психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения.
6.5.Раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.6.В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.7.Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения или органов школьного самоуправления.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Приложение 2
к приказу №____ от «___»__________20___ г.

Функциональные обязанности членов школьной службы примирения
1. Функциональные обязанности руководителя ШСП:
- формирует состав ШСП;
- осуществлять общее руководство деятельности ШСП;
- проектировать работу ШСП;
- организует методическую и практическую подготовку медиаторов;
- координирует примирительные программы с участием взрослых;
- осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;
- проводит совместно с членами ШСП мероприятия по распространению опыта деятельности;
- отвечает за качество и эффективную деятельность службы;
- анализирует работу ШСП, ежегодно отчитывается перед администрацией школы.

2. Функциональные обязанности членов ШСП:

- изучают поступающие материалы, собирают дополнительную информацию;
- определяют тип программы примирения;
- проводят предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводят итоговую примирительную встречу;
- информируют заявителя, руководителя службы о результатах проведенной работы;
- ведут записи об итогах встреч;
- осуществляют рекламу ШСП.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Приложение 3
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
План работы школьной службы примирения
МАОУ СОШ № 5
на 2016-2017 учебный год
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
№ п/п Мероприятия Сроки проведения Предполагаемый результат Ответственный
Нормативно-правовое обеспечение деятельности
1 Создание школьной службы примирения:
- изучение нормативно-правового обеспечения деятельности;
- определение состава (педагоги и учащиеся);
- разработка Положения ШСП;
- определение функциональных обязанностей членов ШСП. Октябрь-ноябрь Приказ о создании ШСП;
Утверждение Положения ШСП;
Утверждение функциональных обязанностей членов ШСП. Директор МАОУ СОШ № 5
Руководитель ШСП
Организационно-методическая деятельность
2 Планирование деятельности ШСП на учебный год Ноябрь Утверждение Плана работы Руководитель ШСП
3 Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе школьной службе медиации Ноябрь-декабрь Информированность учителей, родителей и учащихся о ШСП Члены ШСП
Просветительская деятельность
4 Размещение информации о деятельности ШСП на сайте школы Ноябрь Страница на сайте Руководитель ШСП
Администратор сайта школы
5 Организация и проведение ознакомительного семинара «Работа школьной службы примирения» Ноябрь Расширение знаний о работе ШСП Руководитель ШСП
Педагог-психолог
Социальный педагог
6 Оформление стенда «Школьная служба примирения» Ноябрь Информирование о работе ШСП Члены ШСП
7 Создание буклета о деятельности ШСП Декабрь Буклет Члены ШСП
8 Обучение учащихся – членов ШСП Ноябрь-декабрь Расширение знаний о деятельности ШСП Руководитель ШСП
Педагог-психолог
9 Обучение педагогов – членов ШСП Январь-февраль Расширение знаний о деятельности ШСП Руководитель ШСП
Педагог-психолог
10 Проведение классных часов на тему: «Знакомство со ШСП», 1-4 классы;
«Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-11 классы Декабрь-март Расширение знаний у учащихся о деятельности ШСП Классные руководители
11 Психологические игры на сплоченность, 1-4 классы;
Групповые занятия «конфликтные ситуации и пути их преодоления», 5-11 классы В течение года (по запросу) Расширение представления учащихся о возможности разрешения спора методом восстановительных технологий Педагог-психолог
Социальный педагог
Классный руководитель
12 Проведение ознакомительной встречи с родителями в рамках проведения общешкольных собраний (1-11 классы) Ноябрь-декабрь Расширение знаний о деятельности ШСП Администрация школы
Руководитель ШСП
13 Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования В течение года Защита и представление прав учащихся Руководитель ШСП
14 Анкетирование учащихся 1-11 классов по выявлению причин конфликтов Ноябрь Анализ наиболее распространенных причин конфликтов Члены ШСП
Классные руководители
Реализация восстановительных процедур
15 Работа с обращениями По мере необходимости Полная информация о ситуации Члены ШСП
16 Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура По мере необходимости Полная информация о ситуации Члены ШСП
17 Анализ документов По мере необходимости Полная информация о ситуации Члены ШСП
18 Проведение программ примирения с предоставлением отчетов проделанной восстановительной работе По мере необходимости Защита законных интересов участников образовательного процесса Члены ШСП
19 Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых восстановительные программы По мере необходимости Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение восстановительной программы Педагог-психолог
Социальный педагог
20 Обсуждение проведенных программ примирения Май Проведение мониторинга Члены ШСП
Межведомственное взаимодействие
21 Консультации со специалистами других ШСП В течение учебного года Отработка механизма передачи информации Члены ШСП
22 Участие в семинарах, проводимых на городском уровне по ШСП В течение учебного года Отработка механизма передачи информации Члены ШСП
Экспертная деятельность
23 Подготовка отчета, заключения о работе с конкретной семьей, подростком по запросу В течение учебного года Защита законных интересов несовершеннолетних Социальный педагог
24 Проведение мониторинга деятельности ШСП 2 раза в год Отслеживание механизмов эффективности внедрения ШСП Руководитель ШСП
Члены ШСП
25 Участие в заседаниях суда в качестве свидетеля, ТКДНиЗП, ОДН (в качестве эксперта) В течение учебного года (по запросу) Защита законных интересов несовершеннолетних Социальный педагог
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Приложение 4
к приказу №____ от «___»__________20___ г.

Порядок работы медиатора
Этап 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Этап 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
Этап 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
Этап 4. АНАЛЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Приложение 5
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Журнал регистрации случаев (конфликтов)
Дата, участники конфликта Суть конфликта, кто передал, есть ли перспектива передачи в п/о органы
Участники встречи Сторона, возраст Сторона, возраст Ведущие (медиаторы) Другие участники Какая проведена программа (или что удалось провести и почему не завершилось)
Итог (относительно стандартов восстановительной медиации) В чем ответственность «обидчика» В чем поддержка «жертвы» Как изменились их отношения Поддержка со стороны окружения В чем суть договора Реакция образовательной организации
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Приложение 6
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Регистрационная карточка
Дата ситуации Дата передачи дела куратору Источник информации о ситуации (ФИО, должность, контактные данные) Собираются ли стороны или администрация обращаться в правоохранительные органы? Информация о сторонах (ФИО, возраст, адрес, телефон, школа/должность (место работы), класс)
Сторона конфликта Сторона конфликта
Представитель/родитель (адрес, телефон) Представитель/родитель (адрес, телефон)
Описание ситуации
Дополнительная информация для ведущего (медиатора)
ФИО модератора(ов) ФИО остальных участников программы Какая программа проводилась Число участников (взрослых) Число участников (подростков) Дата проведения программы Не проведена (причина) Результат Комментарии Дата сдачи отчета ПРИЛОЖЕНИЕ З
Приложение 7
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Примирительный договор
Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их завершении будет
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Мы напоминаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.
2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.
Фамилии, имена и подписи участников встречи
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Приложение 8
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Форма мониторинга деятельности ШСП
Образовательная организация
Количество медиаторов Взрослых Подростков Количество поступивших случаев Зарегистрировано в ОУ Зарегистрировано в ТКДНиЗП Зарегистрировано в ОДН Всего Количество завершенных программ Восстановительная медиация (программа примирения) Школьная восстановительная конференция Круг сообщества Семейная конференция Всего Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из других ШСП Общее количество участников программ Взрослых Подростков Всего ПРИЛОЖЕНИЕ К
Приложение 9
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Учебная программа подготовки медиаторов ШСП
Пояснительная записка
В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить. Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.
А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит. Существует вполне легальный способ дать ему такую возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией.
Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов
Для решения разного рода конфликтов (не только школьных) возможно использование метода медиации. Программа примирения в семье - это преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины девиантного поведения подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи по осознанию необходимости собственных усилий и изменений. Еще один пример использования данного метода - школьная конференция (разрешение конфликтов между классами, учеником и классом, классом и учителем).
Опираясь на выше изложенную информацию можно прийти к выводу о том, что в современном обществе существует необходимость создания Школьной службы примирения, в работе которой широко используется данный метод разрешения конфликтных ситуаций.
Цель данной программы – социализация обучающихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).
Задачи:
•создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;
•самовыражение каждого члена школьной службы примирения через участие в работе школьной службе примирения;
•обеспечение отношений сотрудничества между учителями и обучающимися;
•ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Целевая группа: обучающиеся, сотрудники, родители (законные представители) МАОУ СОШ № 5.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год.
Краткое описание обучающего курса для медиаторов:
1 блок. «Школьная служба примирения»
Занятие с элементами тренинга представляет собой разбор и обсуждение особенностей работы службы примирения в школе. Рассматриваются психолого-педагогические и социально-юридические аспекты работы данной службы.(2 часа)
2 блок. «Коммуникация»
На занятиях подробно рассматривается процесс коммуникации, возникающие при конфликтной коммуникации сложности, с которыми может столкнуться медиатор, «обычная» коммуникация и восстановительная коммуникация как деятельность по восстановлению понимания, овладение техникой активного слушания.
На занятиях отрабатываются коммуникативные навыки необходимые для успешного проведения восстановительных программ. (3 часа)
3 блок. «Управление эмоциями».
Овладение техник по управлению своим эмоциональным фоном, определение внешних признаком эмоционального состояние человека. (3 часа)
4 блок. «Как разобраться в конфликтной ситуации?»
Теоретические аспекты понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», виды внутришкольных конфликтов, стратегии урегулирования конфликтов, разбор конфликтных ситуаций. (7 часов)
5 блок. «Как эффективно перевести переговоры?»
Разбор рекомендаций по успешному проведению переговоров, практические аспекты ведения переговоров. (2 часа)
Тематическое планирование обучающего курса медиаторов
Тема Количество часов Занятия
«Школьная служба примирения» 2 Психолого-педагогические и социально-юридические аспекты работы
«Коммуникация» 3 1. Теоретические аспекты.
2. Задание «Будь внимателен»
3. Задание «Длинный-короткий»
4. Задание «Послушай и повтори»
5. Задание «Вольный перевод»
6. Задание «Хитрый шифр»
7. Задание «Почемучки»
8. Задание «Угадай-ка»
9. Задание «Резюме»
10. Закрепление
«Управление эмоциями» 3 1. Теоретические аспекты
2. Задание «Смешные лица»
3. Задание «Превращение»
4. Задание «Грустяшки-улыбашки»
5. Задание «Что мы чувствуем и почему?»
6. Задание «Комплимент»
7. Задание «Признание в любви»
8. Задание «Плохо-хорошо»
9. Закрепление
«Как разобраться в конфликтной ситуации?» 7 1. Теоретические аспекты
2. Конфликты между родителями и детьми
3. Конфликты между педагогам и учеником
4. Конфликты между учеником и группой учащихся того же класса
5. Конфликты между двумя учениками одного класса
6. Конфликты между родителями и классным руководителем
7. Задание «Как в сказке»
8. Задание «Инсценировка»
9. Задание «Измени финал»
10. Задание «Меняемся ролями»
11. Закрепление
«Как эффективно перевести переговоры?»
2 1. Теоретические аспекты
2. Задание «Громче!»
3. Задание «Одно из двух»
4. Задание на обработку техники перефразирования
5. Закрепление
Список литературы
1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.
2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113
3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 - 2008. - с. 61 - 67.
5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.
7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» -31с.
8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 415 с.
9. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия / авт. – сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014.
10. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
11. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2005 - 336 с.