Внеклассное мероприятие по математике (4класс, УМК Школа России)
Цели:
создание условий для применения учащимися математических знаний в новой ситуации.
Задачи:
совершенствование умений решать текстовые задачи;
развитие зрительной памяти, логического мышления, активизация мыслительной деятельности;
развитие интереса к математике, расширение кругозора;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
цветные карандаши (голубой, зелёный и красный);
«бортовые журналы» (на каждого ученика);
карточки с ребусами и примерами (для каждого ученика),
презентация «Морское путешествие».
Подготовительная работа: учащиеся готовят материал о китах, дельфинах.
I. Орг. момент.
II. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.
Они бывают разные –
И Черные, и Красные,
В них небо отражается
По-разному чуть-чуть.
По-разному соленые,
Различно населенные,
Но сердце так и просится
На каждое взглянуть. (Море).
- Морское путешествие таит много интересного. Как вы думаете, что вас ожидает?
- Какова цель нашего путешествия? (Узнать новое, используя знания по математике)
-Какими должны быть путешественники, чтобы справиться со всеми испытаниями? (Смелыми, сообразительными, находчивыми).
- В путешествие мы отправимся на корабле. У каждого из вас будет бортовой журнал. (Учитель раздаёт напечатанные листы с изображением корабля и этапами урока).
III. «Разминка» (индивидуально, затем в группе)
- Сначала, вы должны будете узнать, как называется наш корабль. Для этого необходимо разгадать шифр. Решите примеры.
(Каждый получает один или несколько примеров, в зависимости от количества человек. Можно разделить класс на малые группы).
(44+28):9 (М) (300-150)·1 (Ж) 600:10·3 (И)
90-32:4 (У) 20 ·9:30 (Е) (76-40):18 (А)
(350+100)·1 (Ж) 27·4-38 (Ч) 300-72:9 (Н)
- Ответы готовы. А теперь посмотрим, какая вы дружная команда. Ведь друг без друга вы не сможете разгадать слово. Вот шифр. Каждому числу соответствует буква. Вместо чисел напишите буквы, которые видите на своих листочках, и название корабля будет готово.
450
6
8
70
82
450
180
292
2
(Появляются числа на экране, затем слово).
450
6
8
70
82
450
180
292
2
ж
е
м
ч
у
ж
и
н
а
- Какое красивое название. Знаете ли вы, что такое жемчужина? (Варианты ответов детей)
- Как образуются жемчужины? Посмотрите на фотографию, может она вам что-то подскажет?
- Около 4000 лет назад один китайский рыбак для утоления голода вскрыл несколько раковин и стал, вероятно, первым человеком, открывшим жемчуг. Перед вами двустворчатый моллюск. Начало жемчужине дает чужеродное тело, например песчинка, которая попадает внутрь; устрица покрывает его перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной.
- Жемчуг (морской и речной) бывает разного цвета. Голубой жемчуг - один из дорогих. Сегодня мы будем использовать голубой и зелёный цвета жемчуга для оценивания вашей работы. Если задание выполнено вами без ошибок, закрашиваете кружок в бортовом журнале голубым цветом, что будет соответствовать отметке 5. Если с ошибками, то зелёным. Если задание не выполнено совсем, красным, ведь такого яркого цвета жемчужины не бывает.
Вы справились с заданием, закрашивайте жемчужину и можете смело отправляться в путешествие.
IV. «Минутка отдыха»
(Звучит музыка, учитель говорит на ее фоне)
- Любуйтесь красотой моря и ожидайте много нового и интересного. Часто приходится слышать, что математика скучная наука, вот сейчас мы это и проверим. Попробуйте ответить на несколько простых математических вопросов.
1. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
Ответ: одно яблоко
2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? Ответ:12
3. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
Ответ: 20км
4. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда...)
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
5. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в воду. Сколько акул осталось в море? (9)
- Теперь вы убедились в том, что математика встречается практически везде, а отвечать на математические вопросы бывает очень даже весело.
V. «Загадки жемчужины» (индивидуально)
-
- Путешествие продолжается. А вот и наша жемчужина. Она приготовила для нас задание, выполнив его, вы сможете узнать интересную историю. Используя данные в таблице, устно составьте задачу и решите её. Решение запишите в бортовой журнал.
Большая Розовая
жемчужина
Жемчужина Аллаха
Масса
120 г
6 кг 400 г
Стоимость
4 700 000 долларов
40 миллионов долларов
Информация для учителя.
Жемчужина Аллаха получила своё название за сходство с человеческой головой в тюрбане – головой Аллаха. Средний диаметр гигантского перла почти 24 см, а вес - 6.4 кг (32000 карат). Створки этого моллюска-монстра защемили руку местному мальчику - ловцу жемчуга. Не в силах освободиться самостоятельно, юноша погиб, а чтобы освободить его тело, пришлось раскрыть раковину тридакны. Так и была обнаружена огромная жемчужина.
Розовая жемчужина занесена в «Книгу рекордов Гиннесса».
VI. Физминутка (Приложение)
«Если весело живется, делай так»
- Наше путешествие продолжается. Вот вдалеке показался остров, пока корабль доплывёт до него, можно немного отдохнуть и повеселиться. Споём песенку и разомнемся.
VII. «А знаете ли вы?» (индивидуально)
- Продолжим наше плавание. Ой! Смотрите, кто это плывёт в море?
(На экране появляются дельфины и киты.)
- А звук, который вы слышите, издают дельфины. Что вы можете рассказать о жизни китов или дельфинов? (Учащиеся рассказывают либо подготовленное выступление, либо своё, опираясь на опыт). (Приложение)
Информация для учителя:
Синий кит.
Длина синего кита 33 м, масса языка - 3 т, печени -1т, сердца - 600-700 кг, крови у него - 10 т, в желудке - 1-2 т пищи.
Многие виды китов находятся под защитой и занесены в Красную книгу.
Задания.
- Выполните задания и узнаете много интересного о жизни этих животных.
1
·) А знаете ли вы, что синий кит - одно из самых крупных животных на планете. Пасть кита - комната площадью 24 м 2. Сравните площадь пасти кита с площадью нашего кабинета. Узнайте, что больше и на сколько?
Запишите в бортовой журнал решение каждой задачи и ответ.
2) А знаете ли вы, что синие киты могут находиться под водой до 90 минут. Сколько уроков можно провести за это время?
- Дельфины и киты не рыбы, они относятся к китообразным, только дельфины намного меньше китов.
3) А знаете ли вы длину этих животных? (Учащиеся высказывают предположение). Сейчас решив задачу по краткой записи, которую видите на экране, вы сможете дать ответ на этот вопрос.
К. – 30м, он в 10 раз длиннее
Д. - ? м
30 : 10 = 3 (м)
- Отметьте кружок в бортовом журнале.
- С помощью чего вы получили информацию об этих животных? (С помощью вычислений)
- Какой можно сделать вывод?
- Информацию можно получить не только из энциклопедий и справочников, но и на уроках по математике. Это говорит о том, что математика - нужная наука.
VI. Конкурс «Портрет» (индивидуально)
- Мы говорим китам и дельфинам до свидания, а наше путешествие продолжается. Каждый человек, отправляясь в путешествие, безусловно, должен быть внимательным и запоминать всё, что происходит вокруг. Сейчас мы проверим вашу зрительную память. Внимание на экран!
- Какие геометрические фигуры, из которых составлено лицо человека, вы можете назвать? (круг, треугольник, ромб, четырёхугольник, квадрат, трапеция).
- Сколько треугольников? (3) Четырёхугольников? (7) Прямоугольников? (4) Квадратов.
- Почему четырёхугольник на голове не прямоугольник?
-Какую геометрическую фигуру можно назвать тремя разными словами?
-Рассмотрите внимательно лицо человечка, запомните его и нарисуйте по памяти в вашем бортовом журнале.
- Проверьте с образцом. Отметьте кружок.
IX. «Загадки Торы» (индивидуально)
- Звучит песня «Чунга -Чанга»
- Мы с вами очутились на чудо - острове. Какие приключения нас тут ждут? (Появляется обезьяна Тора). Обезьяна Тора предлагает нам разгадать ребусы, иначе на свой остров она нас не пустит. Запишите слова в бортовой журнал.
Ро100в 7 я с3к 3тон за1ка по2л ак3са
(Учащиеся на листочках разгадывают ребусы, затем проверяют).
- Молодцы! Теперь Тора нас пустит на остров. С кем нас тут ожидает встреча?
XI. «Кроссворд» (работа в команде).
(Звучит песенка львёнка и черепахи)
- Это наши герои из известного мультфильма. Чем же они были заняты, и почему столько вопросов возникло у них. На песке лежит кроссворд, поможем его разгадать?
1.Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
2. Как называется сложение? (Сумма)
3. Сумма длин всех сторон - (периметр)
4. Если длину прямоугольника умножить на ширину, получится (площадь)
5. Решить задачу, значит (ответить на вопрос)
6. Как называется деление? (Частное)
7. 100 см - это 1 (метр)
8. Назовите одно из чисел при вычитании (уменьшаемое).
- Черепаха и львёнок говорят нам спасибо за разгаданный кроссворд, пусть они лучше поют свою песенку, а мы отправляемся в обратный путь.
XII. Рефлексия
- Закончилось наше путешествие. Подведём итог, закончите предложения, которые видите на экране.
- А теперь посмотрим на ваш результат. Посчитайте кружки.
1. Разминка
2. «Загадки жемчужины»
3. «А знаете ли вы?»
4. «Конкурс «Самый внимательный»»
5. «Загадки Торы»
Итог. Все жемчужины голубые кружки – «отлично».
Голубых жемчужин больше, чем зелёных или столько же – «хорошо».
Голубых жемчужин меньше, чем зелёных - «удовлетворительно».
Приложение
«Если весело живётся, делай так..»Если весело живётся
Хлопай так! (хлоп-хлоп)
Если весело живётся
Хлопай так! (хлоп-хлоп)
Если весело живётся
Мы друг другу улыбнёмся
Если весело живётся
Хлопай так! (хлоп-хлоп)
Если весело живётся
Делай так! (бум-бум)
Если весело живётся
Делай так! (бум-бум)
Если весело живётся
Мы друг другу улыбнёмся
Если весело живётся
Делай так! (бум-бум)
Если весело живётся
Шлёпай так! (шлёп-шлёп)
Если весело живётся
Шлёпай так! (шлёп-шлёп)
Если весело живётся
Мы друг другу улыбнёмся
Если весело живётся
Шлёпай так! (шлёп-шлёп)
Если весело живётся
Топай так! (топ-топ)
Если весело живётся
Топай так! (топ-топ)
Если весело живётся
Мы друг другу улыбнёмся
Если весело живётся
Топай так! (топ-топ)
Если весело живётся
Делай всё! (хлоп-хлоп) (бум-бум) (шлёп-шлёп) (топ-топ)
Если весело живётся
Делай всё! (хлоп-хлоп) (бум-бум) (шлёп-шлёп) (топ-топ)
Если весело живётся
Мы друг другу улыбнёмся
Если весело живётся
Делай всё! (хлоп-хлоп) (бум-бум) (шлёп-шлёп) (топ-топ)
Дополнительная информация (для детей и учителя).
Дельфины – умные морские животные, они замечательные пловцы. Хорошо поддаются дрессировке. В природе никогда не оставляют своего товарища в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Некоторые виды дельфинов занесены в Красную книгу.
Дельфинов называют «людьми моря». Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. То есть им необходим воздух - они дышат легкими, а не жабрами. Когда дельфины сердятся – они начинают лаять... Особенно широкий диапазон звуков у дельфина - афалины. Это могут быть стоны, писки, скуление, визг, похрюкивание, лай, различной высоты скрипы, щелчки, мяуканье, чириканье.
Долгое время ученых ставил в тупик вопрос о том, как дельфины спят. Ведь в море можно легко утонуть или стать жертвой нападения других хищников. Сон дельфинов не похож на сон обычных животных - во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе – бодрствует. Живут дельфины около 30 лет.
450
6
8
70
82
450
180
292
2
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
Внеклассное мероприятие
по математике
в 4 классе
2009
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3-4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд №5
Слайд №8
ученицы 4 класса
____________________________
15