Тематическое планирование на тему: Ранняя весна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕЧЬ И ВПФ) С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Темы: «Ранняя весна. Приметы весны» и «Перелетные птицы Самарской области»
Автор: Учитель-логопед центра «Созвездие» г.Тольятти Кузнецова Л.Ю.



Тема: «Ранняя весна. Приметы весны».

Базовый уровень
Младший школьный возраст (1-4 класс)

Средний школьный возраст (5-7 класс)

Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность.

Наблюдение за приметами весны.
Закрепить знания о приметах ранней весны: ночью еще морозно, днем солнце пригревает все сильнее. Снежный покров темнеет, оседает, появляются проталины, лужи на дорогах. Сельские жители готовятся к полевым работам. Еще бывают снежные метели и заносы на дорогах.
Чтение познавательной литературы о весне.
Проведение экспериментов об условиях роста растений. Обобщение этих знаний.
Проведение конкурса на лучший весенний кроссворд.
Посадка лука на зелень, семян овощных культур на рассаду.
Проектная деятельность.


Закрепление знаний о времени и причинах наступления весны в северном полушарии – календарной (с1 марта по 31 мая) и астрологической (с 21 марта по 21 июня).
Знакомство с особенностями весны в Самарском крае.
Закрепление знаний об особенностях весны в Самарской области (см. «Атлас Самарской области» под редакцией В.В.Шнырёва, изд. «Роскартография»,
1999г.).
Проектная деятельность.

Лексика.

Предметная лексика: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, серёжки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, лазурь, облака, половодье, ледоход, серёжки, валежник, макушки берёз, низина, смола, ростки, окраины, таяние, приметы, вестник, поляна, простор, даль
Глагольная лексика: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит, миновали, наблюдали за приметами, звенят, растопило, мастерят, справляют
Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, поющая, голосистые, краснощекие, проворные, березовый, нежные, белоствольная, прелестная, солнечная,

Словарные слова.

2 класс: 3-4 класс:
улица
издалека

пятница
здесь

посуда
сделать

солдат
теперь

потом
длинный

горячий
длина

мороз
сирень

лисица
салют

воробей
вагон

сорока
газета

ворона


и т.д.
5 класс: 6 класс: 7 класс:
незабываемый
ориентир
леность

неувядаемый
приготовить
жеваный

ненавидеть
ветряной
бешеный

негодовать
румяный
смышлёный

недоумевать
свиной
мудрёный


юный
серебряный


пряный
бессребреник


кожаный
мошенник



мошенница



соплеменник



племянник



племянница



Широкое использование при запоминании словарных слов мнемоприёмов, например, из кн. И.Д.Агеевой «Трудные слова. Обучающий словарик»

Лексико-грамматические упражнения по теме «Ранняя весна»

Подбери признаки: например,
весна – ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, поющая, звенящая, бушующая, поздняя, затяжная, молодая
капель – звонкая, молодая, дружная, звенящая
ручьи – бурлящие, ранние, придорожные, половодные, стремительные, звонкие
солнце – горячее, весеннее, летнее, ласковое, лучистое
снег весной – тёмный, сырой, тяжёлый, рыхлый
весеннее небо – ясное, хмурое, облачное, ненастное, солнечное, голубое, серое
весенний лес – солнечный, шумный, голый, зелёный
птицы – весёлые, шумные, голодные, проворные
город – шумный, весенний, солнечный, пасмурный, большой
лёд – тонкий, весенний, толстый, опасный, речной
весенние дороги – сырые, грязные, половодные
и т.д. (см. предметную лексику).


весна в Самарской области (особенности) – короткая, бурная, непродолжительная, шумная, звенящая
и т.д.

Подбери действия: например,
трава – пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет
весна – приходит, наступает, врывается, уходит, задерживается
ручьи – звенят, бегут, просыпаются, собираются
солнце – греет, ласкает, веселит, радует, прячется, обжигает
капель – звенит, капает
весенний снег – тает, чернеет, оседает, тяжелеет
метель – воет, завывает, настигает, заканчивается, прекращается
и т.д. (см. предметную лексику).

Образуй признаки (от предметов) например,
весна – весенний
март – мартовский
птица – птичий
лист дуба – дубовый
лист клена – кленовый
лист осины – осиновый;
подстилка из травы –
коробка из картона –
башня из камня –
сережка из серебра –
каша из кукурузы –
каша из просо –
каша из овса –
чай из трав –
почка берёзы –
серёжка берёзы –
и т.д.


сковорода из чугуна –
печать из сургуча –
накидка из кисеи –
серёжка из изумруда –
сережка из янтаря –
сережка из жемчуга –
каша из чечевицы –
проволока из цинка –
хижина из тростника – (см. материалы кн. Л.Г.Парамоновой «Предупреждение и устранение дисграфии»).

Подбери родственные слова (со 2 класса): например,
весна – весенний, весной, веснушки, «Веснянка»
трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник, травосеяние
свет – светлый, светленький, светловатый, светло, светильник, просветление, подсветка, свечка, свечечка, подсвечник, отсвечивать, освещение, просвещение
чёрный – черненький, черноватый, чернящий, очернить, чернота, чернила, чернильница, черновик, почерневший
серый – серенький, сероватый, серость, сереть, посеревший
синь – синий, синенький, синеватый, синька, синеющий.
(см. кн. Л.Г.Парамоновой «Правописание шаг за шагом»).
снег – снежок, снежинки, снежный, снегурочка
звон – звонкий, звенеть, звоночек, зазвонить
и т.д.


грязь – грязный, изгрязнить, грязевая, грязнуля
греть – пригреть, прогреть, пригреться, пригревание, разогреваться, разогрев, согреть, по-согреться, согрев, подогревать, перегреть
город – городок, горожанин, городище, городовой, градостроение, иногородний
лёд – ледяной, ледок, льдина, ледовый, наледь, льдистый, гололёд, заледенить, ледянка
блеск – отблеск, проблеск, блестеть, блестящий, блёстка, блесточка, блеснуть, блеснувший, блещет
горизонт – горизонтальный, горизонтально, горизонтальность, горизонталь
расти – ростки, росточек, растение, растительный, вырасти, врастание, рослый
и т.д. ( см.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Упражнение на дифференциацию родственных слов (со 2 класса), например,
печальный, печально, печать, печатать, опечалить, печник, печалиться
слабый, слабость, ослабеть, слава, сладкий, слабенький, расслабиться
шипучка, зашипел, шиповник, шипучий, шипение, шипящий, шиповки
луч, лучистый, лук, лучок, лучик, луковый, лучевой, излучение
осина, оса, осиновый, осиный, осёл, осинник, подосиновик, ослик
голос, голова, головастик, головушка, голосистый, голосок, голосочек, головастый, голосовать, голосище, головка, голосишко
маленький, малявка, маляр, малярный, малёк, малыш, малышок


освещение, вещи, вещевой, вещун, весть, вещички, завещание, весточка, известие
горный, горка, гордиться, городок, город, горняк, гордость, пригород, пригорок, городовой, гордый


Упражнение на образование причастий от глаголов:
сверкать – сверкающий
зябнуть – зябнущий
падать – падающий
греть – греющий
дарить – дарующий
согревать – согревающий
и т.д. (см. глагольную лексику).

Упражнение на подбор антонимов, например,
ранняя – поздняя
теплая –
веселая –
быстро –
весна –
острый -
рассвет –
сухой –
ясный –
и т.д.
(см. М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов»).


жара –
пасмурный –
чистый –
гладкий –
живой –
тепло –
затяжная –
и т.д.

Упражнение на подбор синонимов: (использование справочной литературы), например,
всюду –
иногда –
зябнуть –
использовать –
крестьянин –
родник –
и т.д. (см. кн. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – Москва: Астрель, 2002)













настойчивый –
непогода –
настоящий –
темнота –
древний –
упражнение –
одежда –
фотография –
континент –
птица – и т.д. (см. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – Москва: Астрель, 2002).

Упражнение на подбор к существительным подходящих по смыслу слов (с 4 класса): Первоначально выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Педагог называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Затем подбор словесных ассоциаций ограничивается только существительными или прилагательными или глаголами. Упражнение направлено на обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомлённости.
Например, к слову «лес» это могут быть подобраны слова: дерево, ягоды, мох, грибы, болото, листья, муравей, дятел, волк, хворост, просека, кора и т.д.
весна –
март –
каникулы –
дерево –
соловей –
лёд –
перелётные птицы –
воздух –
река –
весеннее солнце –
лужа –
облака –
учитель –
школа –
сосульки -
подснежники –
рыбаки -
и т.д. (см. лексику)


весеннее настроение – дружба -
свобода – воздух -
праздник – происхождение -
слово – талант –
фантазия – наука -
капель - весеннее наводнение -
счастье – половодье -
чтение – опасность -
любовь – путь -
и т.д.

Упражнение на подбор предметов к признакам:
весенний – день, дождь, гром
весенняя – гроза, капель, погода
весеннее – солнце, небо, поле, настроение
весенние – дни, цветы, каникулы
со 2 класса задание усложняется:
голубой – цвет, платье, небо, наряд, диван
солнечный – день, настроение, утро, человек, луч, путь, сторона, улица
ласковый – солнце, утро, человек, мама, взгляд
снежный – ком, метель, буря, занос, барс
школьный – день, словарь, название булочки, пирожного, завтрак, учебник, библиотека
речной – порт, переулок, теплоход, паром
и т.д.


тёплый – день, утро, одежда, одеяло, отношения, встреча
ранняя – весна, осень, зима, всходы
дружная – семья, отношения, дети, детский дом, «квартира», всходы
шумный – день, человек, праздник, квартира, разговор
берёзовая – кора, роща, дрова, ствол, веник, улица, переулок
лучистый – взгляд, человек, улыбка, настроение, свет
охранительный – режим, заграждение, зона, мероприятия
нежный – цвет, оттенок, луч, взгляд, поцелуй, девушка
светлый – утро, день, цвет, оттенок, краска, человек, ум
и т.д.

Придумать как можно больше слов-признаков по теме «Весна»: например,
Солнце (какое?) сосулька
Небо ручей
Облака ласточки
Снег день
Грачи проталины
Капель весеннее утро
Весенний день весенние заморозки
Март апрель
Река весной проталины
Дети почки
Весеннее половодье
и т.д.

Придумать как можно больше слов, обозначающих действия предметов по теме «Весна»:
Солнце (что делает?) птицы
Снег трава
Сосульки деревья
Ручьи сады
Почки яблони
Листья дети
Природа весной весенние заморозки
Люди весной животные весной
Сугробы
и т.д.
Придумать как можно больше существительных к словам по теме «Весна»:
Тает (что?) зеленеет
Бегут прилетают
Распускаются покрываются листьями
Появляются цветут
Распускаются исчезает
Радуются (чему?) веселятся...
Сверкают
и т.д.

Упражнение на словоизменение (образование существительных множественного числа именительного падежа и множественного числа родительного падежа), например,
луч – лучи, лучей
лужа –
цвет –
одуванчик –
проталина –
сугроб –
воробей –
звук –
день –
снег –
грач –
соловей –
гнездо -
и т.д. (см. предметную лексику).
















ручей – ручьи, ручьёв жилище –
солнце - небо -
трава – пальто –
капель – заря -
чаща – ветер –
место –
лагерь –
месяц –
язык –
облака –
ветер –
директор –
горизонт –
и т.д. (см. предметную лексику).

Тема: «Перелётные птицы»

Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность.

Закрепить знания о перелётных птицах, об их значении.
Чтение познавательной литературы о перелётных птицах (например, см. книгу Т.А.Шорыгиной «Птицы. Какие они?», ж. «Начальная школа» № 11 март 2004г).
Продолжать наблюдения за весенними изменениями природы. Работа с календарем природы.
Продолжение экспериментальной деятельности об условиях роста и развития растений.
Посев лука и зелёных культур.
Проведение викторин, конкурса кроссвордов о перелётных птицах Самарской области.
Проектная деятельность (по охране природы, птиц).


Обобщение знаний о причинах миграции перелётных птиц и о причинах, по которым остаются зимовать зимующие птицы.
Обобщить знания о значении птиц в жизни человека, природы.
Изготовление и развешивание на деревьях скворечников.
Проектная деятельность (по охране природы, птиц)

Лексика.

Предметная лексика: ласточка, соловей, грач, дрозд, скворец, жаворонок, журавль, цапля, кукушка, чиж, стриж, щегол, зяблик, пеночка, аист, иволга, лебедь, сойка, поползень, чечётка, гнездо, яйца, скворечник, дуплянки, кормушка, птенцы, родина, юг, корм, голод, холод, перелет, зимовка, половодье, певец, капель, новоселье, оттепель, окраины, приметы, даль, клюв
Глагольная лексика: летать, возвращаться, зимовать, кормить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, чирикать, щелкать, ворковать, гоготать, шипеть, крякать, справлять, заселять, таять, мастерить, собирать, занимать, миновали, разлились
Признаки: быстрые, проворные, перелетные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, домашние, дикие, прелестная, белоствольная, изумрудный, важный, голодный, сытый, весенний...














Словарные слова.

2 класс: 3 класс:
воробей
адрес

ворона
берег

сорока
беседа

огород
везде

город
пркрасный

овощи
путешествие

яблоко
председатель

ягода


помидор





Закрепление словарных слов за начальную школу (с использованием мнемоприёмов).
5 класс: 6 класс: 7 класс:
салют
президент
нежданный

паркет
претендент
желанный

гардероб
презирать
невиданный

баскетбол
презрение
неслыханный

ярмарка
генерал
негаданный

балкон
лейтенант
приданое


ветеран
бесприданница



военачальник



военнообязанный



Широкое использование при запоминании словарных слов мнемоприёмов, например, из кн. И.Д.Агеевой «Трудные слова. Обучающий словарик»



Лексико-грамматические упражнения по теме «Перелётные птицы».

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –ушк-, -ешк-, -ышк- - юшк- например,
скворец – скворушка
дуплянка –

солнце – солнышко
воробей –

соловей – соловушка
лебедь –

сова –
гнездо –

река –
журавль

щегол –
хлеб –

сойка -
борода –

чечётка -
крыло -

перо -
стекло -

Придумывание предложений со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: «Около брёвнышка воробушек и воронушка клевали хлебушек». На письме (со 2 класса) выделение этих суффиксов.

Придумать как можно больще слов, отвечающих на вопросы: «Что делает? Что делают? по теме «Перелётные птицы», например,
грач (что делает?) ветер
дождь птицы весной
весна дети
скворец весенний сад
птенцы капель
природа весной ласточка
стриж холод
и т.д. (см. лексику)

Упражнение на подбор слов-признаков к существительным: например,
ласточка – проворная, стремительная, заботливая, насекомоядная ...
грач – важный, чёрный, большой
птенцы – маленькие, голодные, желторотые
перелётные птицы –
певец –
скворечник –
кормушка –
соловей –
журавль -
и т.д. см.лексику

Образуй признаки (от действий - причастия):
летать – летящий, летевший, летающий
сидеть –
смотреть –
клевать –
строить –
собирать –
возвращаться –
шипеть -
заселять –
таять –
и т.д. (см. лексику).


Закрепление знаний о суффиксах, с помощью которых образуются причастия. Выделение их на письме.

Подбери действия: например,
ласточка - летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм
соловей – заливается, поёт, сидит, прячется
лебедь – плавает, летает, красуется, смотрит
журавль – курлыкает, летает клином, стоит
дети весной – пускают кораблики, гуляют, строят скворечники
птицы весной –
деревья весной –
и т.д. (см. лексику).

Упражнение на подбор родственных слов: (со 2 класса) например,
лёт – лётный, летчик, лётчица, лётный, залётный, отлёт, прилёт, пролёт, перелёт, перелётный, налёт, налётчик, слёт.
лес – лесок, лесочек, лесной, лесистый, лесник, лесничество, лесовичок, лесина, пролесок, подлесок, перелесок, залесье.
путь – путевой, путник, спутник, попутчик, попутчица, попутно, распутье, перепутье, напутствие, напутствующий, сопутствующий, непутёвый
гость – гостья, гостить, гостинец, гостиница, гостиничный, гостевой, угощение, угощенный, загоститься
(см. материалы книги Л.Г. Парамоновой Русский язык. Правописание шаг за шагом, Санкт-Петербург: Дельта, 2001)

птица – птичка, птичник, птенец, птичий, по-птичьи
дом – домик, домовой, домишко, домовитый, надомник, домина, домовник
дорога – дорожка, дороженька, дорожник, бездорожный, подорожник, придорожник, придорожный
снег – снежный, подснежник, снежок, снеговой, снегопад, снегоочиститель, бесснежность, снежно
скворец – скворушка, скворчиха, скворчонок, скворечник, скворечня, скворечий
журавль – журавлик, журавлёнок, журавушка, журавлиный, по-журавлиному
гнездо – гнёздышко, гнездовище, гнездовье, гнездовой
гусь – гусёк, гусак, гусыня, гусёнок, гусятина, гусятник, гусиный, гуськом
галка – галочка, галчонок, галочий
и т.д.


Использование справочной литературы: например, «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова
перо – пёрышко, перина, перинка, перистый, перьевой, оперить, оперение
петь – певучий, певучесть, запеть, попеть, подпевать, спевка, спеться
дичь – дичиться, дикий, предикий, диковатый, дико, одичать, дикость, одичание, дикарь, дикарка, дикарский, диковинка, диковинный
ветвь – ветка, ветвистый, веточка, ветвистый, ответвление, разветвление, разветвлённый и т.д.
даль – далеко, недалекий, далёкий, вдалеке, недалечко, недалеко, издалека, неподалёку, поодаль, вдаль,
и т.д.

Упражнение на образование притяжательных прилагательных: (образец выполнения задания: клюв, крик у грача – грачиный, у журавля – журавлиный, у вороны – вороний и т.д.)
клюв, крик – образцы ответов: грачиный, журавлиный, вороний, лебединый, соловьиный, совиный, воробьиный, голубиный, орлиный, утиный, гусиный, соколиный, ястребиный, чижиный, ласточкин, кукушкин
стая, голова -
крыло, перо -
и т.д. (см. лексику).

Подбор птиц к признаку: (по С.В.Коноваленко, В.В.Коноваленко)
венценосный (журавль)
звонкий (соловей)
длинношеий (лебедь, журавль)
длинноногая (цапля)
быстрокрылая (ласточка)
громкоголосые (грачи)
голосистый (жаворонок)

Упражнения на словоизменение (образование существительных в именительном падеже множественного числа и в родительном падеже множественного числа): например,
стриж – стрижи, стрижей
грач – грачи, грачей
ласточка –
аист –
сорока –
и т.д. (см. лексику).


тетерев – тетерева, тетеревов
стрекоза –
глухарь –
перчатки –
лыжи –
гнёзда - и т.д.

Упражнение на усвоение одного из самого распространенного окончания имен существительных (-ОВ-) в сочетании с любыми количесвенными числительными, начиная с пяти (по Л.Г.Парамоновой «Предупреждение и устранение дисграфии у детей, Санкт-Петербург: Союз, 2001):
Один аист – пять аистОв
страус –
петух –
жук –
Один соловей – пять соловьёв
воробей –
орёл –




· ЕЙ- :
Один журавль – десять журавлЕй
гусь –
голубь –
грач –
стриж –
глухарь –
снегирь –

С потерей окончания:
Одна синица – пять синиц
ворона –
сорока-
сова
стрекоза –
голова –
нога –
оса –
река –
Окончание -ЕК-
Одна ласточка – десять ласточЕк
ножка –
шишка –
ёлочка –
мышка –



Упражнение на дифференциацию родственных слов: (со 2 класса)
река, речь, реченька, речистый, речушка, речной, изречение
гусь, гусли, гусельки, гусиный, гуськом
вода, водный, водить, водитель, наводнение, водяной, водительский, подвода
гнездо, гнёздышко, гнуть, гнездовой, догнуть, изогнуть, гнездовище
ношу, нос, заморский, морилка, морской, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, море, моряк
ворона, воротник, вороний, воронушка, воронёнок, воротничок, воротниковая
утка, утаить, утиная, уточка, утаивать, притаился, затаиться, уточки

Упражнение на образование названий детёнышей птиц по аналогии: (по Л.Г.Парамоновой «Предупреждение и устранение дисграфии у детей, Санкт-Петербург: Союз, 2001):
А что у птиц за дети?
Ведь много птиц на свете!

У утки –УТЯТА
у гуся –
у вороны –
у грача –
у орла –
у ястреба –
у журавля –
у лебедя –
у голубя –
у совы –
у аиста –
у страуса –
у стрижа –
у тетерева –
у кукушки –
у индюка –
у галки –
у чижа -

Упражнение на подбор синонимов (см. книгу М.Р. Львова «Словарик синонимов и антонимов»), например,
проворная ласточка – ловкая, шустрая, юркая, увёртливая.
летать-
носиться -
известие –
использовать –
ловкий
ловушка –
мать –
множество –
наверное –
ненастный –
весело –
и т.д.


обогнать –
прочный –
успех –
несчастье –
непогода –
затея –
хозяин – и т.д. (см. кн. М.Р.Львова «Школьный словарь синонимов и антонимов»).

Упражнение на подбор антонимов: например,
ближний – дальний
близкий – далёкий
быстро –
легко –
полезный –
полный –
рождаться –
свет –
слева направо –
тяжело –
и т.д.


верх –
тревога –
голодный –
аккуратный –
совестливый –
грубый –
рассеянный –
нападение –
живой –
и т.д. (см. М.Р.Львов «Школьный словарь синонимов и антонимов).

Составление описательного рассказа о перелётных птицах
с использованием плана:
Кто это?
Какая птица (перелётная, зимующая)?
Когда прилетает?
Внешний вид (окраска перьев, внешний вид, строение туловища, клюва)?
Чем питается?
Как поёт? (щебечет).
Какое строит гнездо?
Кто птенцы?



Название птицы.
Какая птица? (перелётная, оседлая или кочующая).
Внешний вид.
Чем питается?
В какой период прилетает и когда улетает?
Тип гнезда.
Время появления птенцов.
К какому типу развития относятся птенцы? (с 7 класса – к птенцовому или выводковому)


Упражнение на составление предложений из слов: со 2 класса (работа с деформированным предложением), например,
гнездо, дружно, скворцы, начинают, устраивать.
гнездо, скоро, в, птенцы, появятся.
- возвращаются, юг, с, птицы
- весна, пришла, дружная
- светит, солнце, ласковое
- звери, все, птицы, приходу, весны, радуются
- появляются, дороги, на, проталины
- ручьи, бегут, звонкие
- крыша, капель, капает, дружная, с
- природа, приход, весна, радуется
- весна, первые, грачи, прилетают
и т.д.







вестники, скворцы, весна, края, в, возвращаются, родные, заморских, стран, из, далеких.
звонко, скворцы, на, ветки, садятся, своих, домиков-скворечников, около, поют, радостно, и.
из, червяков, клюв, скворцу, помогает, из земли, добывать
и т.д.

«Разгадайте птичьи голоса»:
гуси
крякают

соловьи
кричат

журавли
гогочут

утки
свистят

вороны
ухают

ласточки
воркуют

голуби
каркают

синицы
щебечут

совы
пищат



Примерный перечень коррекционно-развивающих упражнений по темам:
«Ранняя весна. Приметы весны», «Перелётные птицы».

1. Формирование аналитико-синтетической деятельности.

Формирование знаний об основных (сущностных) признаках предметов и явлений –
По теме « Ранняя весна» - признаки весны (уметь перечислять главные из них – повышение температуры воздуха, удлинение светового дня, таяние снегового покрова, ледоход на реке, прилёт перелётных птиц, распускание листьев на деревьях, весенние сельскохозяйственные работы)
По теме «Перелётные птицы» - жизнь птиц зависит от наличия корма в местах обитания. Поэтому перелётные птицы улетают в теплые края осенью и возвращаются весной (рассмотреть на примере отдельных птиц). Например, ласточки питаются насекомыми, которые исчезают с наступлением холодов первыми, возвращаются последними, когда они появляются. Грачи первыми возвращаются из тёплых стран из-за наличия корма на полях.

- см. пособие И.Р.Учайкиной «Люби и изучай свой край».

- причина наступления весны в северном полушарии.
- изменение жизненных процессов в растениях, деревьях весной
- особенности весны в Самарской области: см.учебное пособие «Самарская область» раздел I «География».

2. Упражнение на узнавание предметов по заданным признакам.
Упражнения на отгадывание перелётных птиц по описанию.
Упражнение на отгадывание по описанию весенних месяцев.
При выполнении этого упражнения с задаванием детьми уточняющих вопросов рекомендуется методика по развитию навыков классификации, описанная в кн. Н.В.Бабкиной «Радость познания» стр.20-21.

3. Упражнение «Сравни».
1) Упражнения на сравнение перелётных птиц (по картинкам, в парке), например,
сравнить по картинке черного грача и соловья (или других перелетных птиц)
сравнение времён года - зимы и весны (температура, осадки, небо, солнце)
сравнение гнезд кукушки и соловья, грача и скворца (скворец предпочитает скворечники, сделанные руками человека, грачи селятся целыми колониями, изготовляя свои гнёзда из прутьев и веточек)
сравнение условий жизни зимующих и перелётных птиц.
2) сравнение:
- ранней и поздней весны
- зимы и весны
- весны и лета
2) Игра «Умей сравнивать» (см. кн.Т.М. Лифановой «Дидактические игры на уроках естествознания», стр.35).
и т.д.


- сравнение условий жизни разных представителей перелётных птиц.

4. Упражнение на обучение детей классификации по разным основаниям:
Упражнение на классификацию зимующих и перелётных птиц.
Классификация перелётных птиц по времени прилёта, корму
При выполнении этого упражнения рекомендуется методика по развитию навыков классификации, описанная в кн. Н.В.Бабкиной «Радость познания» стр.20-21.




Упражнение на классификацию птиц, добывающих пищу в дневное время и в ночное; перелётных, пролётных птиц
Упражнение на классификацию перелётных птиц по времени прилёта.
С 7 кл. - упражнение на классификацию птиц по типу развития птенцов (птенцовые и выводковые).

5. Постановка проблемных вопросов: например,
- Почему первыми из перелётных птиц прилетают грачи?
Почему грача называют «вестником весны»?
Почему грачей называют дружными, общительными птицами?
Почему осенью грачи улетают в более тёплые края, если они не боятся мороза?
Почему грачей считают большими друзьями полей, садов, огородов? (по В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи. Весна»)
Почему март называют «утром года», а апрель «месяцем живой природы»?
Почему строя и развешивая на деревьях скворечники, люди заботятся о своих садах?
Почему говорят, что апрель «почками красен»?
Почему говорят: «Апрель с водой, а май с травой»?
Почему говорят, что отлет ласточек – это первая примета осени?
Почему считается: если прилетели ласточки, значит, весна победила, вступила в свои права?
Почему ласточек, как и грачей, называют дружными птицами? (см. рассказ Л.Н. Толстого «Воробей и ласточки»)
Форма какого органа у птицы полностью зависит от образа жизни птицы?
Почему птицу зяблик так назвали? Потому, что зябнет?
Почему перед дождем ласточки летают низко над землей?
- Почему первым снег тает на крутых косогорах?
- Почему первые цветы называют подснежниками?
- Почему снег быстрее тает на дорогах, чем в полях?
- Почему зимой на деревьях не может быть листьев, а на ёлке, сосне иголки не опадают?
- Зачем журавлю длинные ноги?
- Зачем клесту крестообразный клюв?
- Почему трясогузку называют «ледоломкой»?
- Почему утверждают, что есть кукушки «горихвостковые», «трясогузковые»? С чем это связано? (после знакомства с книгой
Шорыгиной Т.А. Птицы. Какие они? – М., 2000)
- Зачем кукушка иногда пользуется свои сходством с хищным ястребом?


Почему ласточки улетают в жаркие страны первыми, а возвращаются в родные края последними?
Почему ласточки очень быстро летают?
- Почему весна в Самарской области быстрая и стремительная, с чем это
связано?
- Что является причиной наступления весны?
Подтвердите, что солнце в марте стало греть сильнее (задача, требующая сложных мыслительных операций с данными).
С 7 класса:
В связи, с чем возникли перелёты птиц?
Почему сигналом проявления инстинкта перелёта у птиц является исключительно уменьшение длительности светового дня?
Почему в первые недели жизни у кукушонка на спине есть небольшое углубление?

2. Развитие словесно-логического мышления.

Загадки о птицах (например, в кн.Т.М. Лифановой «Дидактические игры на уроках естествознания»).
Кроссворды, филворды (например, в кн. Т.М. Лифановой «Дидактические игры на уроках естествознания»).

3. Упражнения на составление описательных рассказов о перелётных птицах (см. выше). Схемы для описательных рассказов можно составить совместно с детьми.

Упражнения на развитие комбинаторных способностей «Анаграммы» (можно брать слова из лексики), например.
т, п, ц, и, а (птица)
а, р, г, ч (грач)
ю, к, в, л (клюв)
и, а, т, с (аист)
к, ж,у (жук)
ж, ч, и (чиж)
е, б, н, о (небо)
е, с, в, а (весна)
о, л, а, б, о, к (облако)
и, м, а, з (зима)
с, е, н, г (снег)
п, ш, а, о, у, к (опушка)
е, к, п, а, ь, л (капель)
а, м, т, р (март)
п, р, а, е, ь, л (апрель)
я, з, р, а (заря)
е, м, ц, я, с (месяц)
и т.д. (см. лексику)


а, о, в, ж, о, к, н, р, о (жаворонок)
е, с, ж, е, р, и, к (сережки)
ь, п, к, е, а, л (капель)
к, к, о, а, и, б, р, л (кораблик)
к, о, а, и, н, р, ы (окраины)
е, в, н, и, т, с, к (вестник)
о, т, ь, т, е, е, п, л (оттепель)
ы, и, н, а, л, о, т, р, п (проталины)
т, я, и, а, н, е (таяние)
и т.д. (смотри лексику)..

5. Упражнение «4 лишний». Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор:
март, апрель, май, январь
скворец, грач, снегирь, утка
медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок
ледоход, капель, метель
набухает, заметает, распускается, расцветает
- думает, решает, вычисляет, загорает
- выводит, подкармливает, улетает, оберегает
- проталины, подснежник, вьюга, ручьи
- скворчонок, аистёнок, ежонок, утёнок, грачонок
- грачата, скворчата, аистёнок, утята, голубята
- весна, апрель, осень, зима, лето
- апрель, март, май, декабрь
и т.д.


- кряква, ласточка, иволга, клёст
- думает, решает, распускается, вычисляет
- дождь, снег, осадки, иней, град
- пейзаж, мозаика, икона, кисть, фреска
- ветка, корень, почка, листья, берёза
- ручьи, капель, сосулька, проталины, март
- заметает, тает, распускается, бежит
- треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
- существительное, прилагательное, союз, глагол, наречие
и т.д.

6. Упражнение на установление аналогий например.
Птица Человек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Яйцо Картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха

Весна Осень
распускание увядание, расцвет, возвращение, восстановление

Дождь Мороз
зонтик полка, холод, сани, зима, шуба

Грач Ласточка
ранняя весна поздняя весна, начало лета, поздняя осень

Дерево Рука____
сук топор, перчатка, нога, работа, палец

Весна Зима
осень мороз, лето, метель, снег

Грач Соловей
ранняя весна конец зимы, поздняя весна, ранняя осень
и т.д.


Вороны Ласточки
всеядные насекомоядные, плотоядные

Растение Клетка
стебель ядро, хромосома, белок, фермент, деление

Север Осадки
юг пустыня, полюс, дождь, засуха, климат

7. Упражнение на установление причинно-следственных связей: например.
Прежде, чем растает снег, проводят снегозадержание на полях. Что происходит сначала?
Прежде, чем прилетят грачи, поля освобождаются от снега. Что сначала?
Капель начинается после того, как начнёт пригревать солнце. Что происходит сначала?
Сначала сеют рассаду овощных культур, прежде чем высаживают её в открытый грунт. Что надо делать сначала?
После того, как пригреет солнце, первым тает снег на крутых косогорах. Что сначала, что потом?
После того, как поля освобождаются от снега, прилетают грачи. Что сначала?
Дети ранней весной запускают кораблики, когда начинает таять снег и бегут ручьи. Что сначала?
Сначала в мае появляются насекомые, потом прилетают ласточки. Что сначала?


После дня весеннего равноденствия, начинается облёт пчел. Что сначала?
Быстрое повышение среднесуточной температуры воздуха на всей территории области происходит после прихода теплого воздуха с юга и юго-запада. Когда повышается среднесуточная температура воздуха?

8. Упражнения на использование приёмов логического запоминания, например,
использование мнемоприёмов при запоминании написания словарных слов (см. кн. И.Д.Агеевой «Трудные слова. Обучающий словарик», методику Л.Г.Парамоновой в кн. «Правописание шаг за шагом").

3. Развитие произвольности деятельности, навыков самоконтроля.


Игра «Пуговица».
Игры на выполнение многошаговых инструкций по схеме, плану.
Использование приема «комментированное письмо» при выполнении домашнего задания по русскому языку. Использование таблиц, помогающих освоить правила по русскому языку.
Целенаправленные упражнения на проверку записей по русскому языку по карточкам. Например:
(по С.Л. Кобыльницкой)
Читай предложения вслух.
Подходят ли слова друг к другу?
Нет ли пропуска слов?
Читай слова по слогам и выделяй каждый слог чертой.
Подходят ли буквы к словам?
Нет ли пропуска букв?
5. Проведение дидактических игр на улице с целью нахождения условного места на участке детского дома по схеме, опорным значкам.
6. «Графический диктант»
7. Запись в тетрадь названий птиц, месяцев по правилу. Например, 2 зимующие птицы - 1 перелётная, 2 перелётные птицы – 1 зимующая и т.д. Условия можно менять. Главное условие – придерживаться правила.
8. Упражнения на выполнение вычисления по алгоритму. Например, от числа «4» сначала отнимать «2», затем к разнице прибавлять «4» и т.д.
и т.д.





4. Совершенствование зрительного восприятия.

Упражнения на нахождение предметов в наложении (5-7 класс с усложнениями).
Пазлы (5-7 кл. – с большим количеством элементов).
Формирование целостности зрительного восприятия:
упражнения на узнавание геометрических фигур и тел, букв, цифр, находящихся а непривычном ракурсе
работа с силуэтными и контурными изображениями предметов (например, овощей, фруктов, злаковых культур)
узнавание зашумлённых изображений предметов и букв
выделение изолированных предметов в наложенных изображениях
5. Упражнения на развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Например, задание на сравнение двух цепочек с изображениями (или записи названий) перелётных птиц, примет весны, нахождение среди них сходства и различия.
Упражнения на восстановление по неполным изображениям целого.
Упражнение «Зрительный диктант» на запоминание и воспроизведение по памяти различных изображений.
Рисование по клеточкам рисунков (по образцу) (5-7 классы с усложнениями).


Работа с контурными картами, атласом Самарской области.

5. Совершенствование зрительно-моторной координации.

Штриховка, обводка по контуру изображений предметов.
Рисование по точкам, пунктиру.


Упражнение «Графический диктант» с усложнениями (5-7 классы).
Работа по зрительно-двигательным тренажёрам (офтальотренажёрам).
и др.

6. Развитие пространственной ориентации.

Уточнение ориентировки в пространстве.
Упражнение «Сравни». Например, можно сравнить 2 ряда с изображениями птиц (картинки или 2 ряда с геометрическими фигурами. Необходимо индивидуально подобрать исходную длину ряда, постепенно увеличивая количество элементов в ряду.
Упражнение на построение месячных температурных графиков, сравнение его с предыдущим температурным графиком месяца.
4. Нанизывание бусинок в определённой последовательности.
5. Игра «Муха» в визуальном плане (с усложнениями 5-7- кл.)

7. Развитие устойчивости и переключаемости внимания.

Упражнения «Синхронный счет» (когда требуется подсчитать изображения 2-х видов, не обращая внимания на другие, например, 2 буквы в небольшом тексте или специальном бланке, или 2 вида ёлочных украшений на новогодней ёлке).
Упражнения «Счет + алфавит».
Варианты корректурных проб.
Таблицы Шульте.
5. Упражнения «Лабиринты», «Запутанные дорожки» различной степени сложности в зависимости от возможностей детей.
6. Нанизывание бусинок в определённой последовательности.






8. Развитие фонематического восприятия.

Воспроизведение различных ритмов (при выполнении этого упражнения следует учитывать исходные возможности детей).
Упражнение «Хлопни, если услышишь». Например, звук «с» в словах на весеннюю тематику (см. лексику месяца).
Упражнения на определение общего звука в словах. Например,
весна, сосульки, соловьи, стрижи
проталины, подготовка, прилёт
заяц, месяц, цветение (см. лексику)
Упражнения на фонетический и звукобуквенный разбор слов из лексики месяца и др. упражнения.


































Список рекомендуемой литературы по теме:
«Ранняя весна. Приметы весны», «Перелётные птицы. Перелётные птицы Самарской области»:

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание шаг за шагом. - Санкт-Петербург: Дельта, 2001 .
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - Санкт-Петербург: Союз, 2001 .
Сыркин В. Храмков Л. Знаете ли вы свой край. - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969г.
Атлас Самарской области / Под ред. Шнырёва В.В.- М., Роскартография, 1999.
Учайкина И.Р. Люби и изучай свой край. - Самара: Самара, 1999.
Самарская область. Учебное пособие. Самара. 1998г.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - Москва: Русский язык, 1986.
Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – Москва: Астрель, 2002.
Салимов И.Х. Среднее Поволжье. - Москва: Онега, 1994.
Воронин В.В. География Самарской области. – Самара: Самара, 2003.
Идом Хелен, Баттерфильд Мойра и др. Домашняя лаборатория. - Москва: Махаон, 1998.
Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. – Самара: Самара, 1998.
Бабкина Н.В. Радость познания. – Москва: Аркти, 2000.
Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов. - М., 1990.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. - Воронеж: Учитель, 2003.
Атлас Самарской области. – Самара: Роскартография, 1999.
Корнев Н.И. Нарушения чтения и письма у детей. - Санкт-Петербург, 2000.
Агеева И.Д Трудные слова. Обучающий словарик. - Санкт-Петербург, 1999.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Санкт – Петербург: Союз, 2001
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М., 2000
Лифанова Т.М. «Дидактические игры на уроках естествознания» - М., Владос, 2001.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М., 2001.
ж. «Начальная школа» № 11, март 2004г.
















13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615