Занятие поразвитию речи Хлеб всему голова


Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
күн/дата:
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Бөлім/Раздел: Развитие речи
Тақырыбы/Тема: «Хлеб – всему голова»
Мақсаты/Цель: Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.
Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, пшеница, рожь). Словообразование родственных слов от слова хлеб. Упражнение в употреблении в речи синонимов. Сопоставление белого пшеничного и черного ржаного хлеба по данному плану — подготовка к составлению элементарного описания.
Предварительная работа: Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказов Пришвина М. «Лисичкин хлеб», А. Митяева «. Мешок овсянки», М.Глинской «Хлеб».
Оборудование: Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь».
Предметные картинки: колос пшеницы, колос ржи, початок кукурузы, метелка овса.
Демонстрационные предметы: чистый полотняный мешочек с кусочками черного ржаного хлеба и белого батона, хлебница, хлебный квас, батон белый пшеничный, хлеб черный ржаной («кирпичик») в пакетах, салфетка.
Словарная работа: рожь, пшеница, пекарня, пекарь.
Билингвальный компонент: нан-хлеб, быдай-пшеница.
Этапы деятельности Управленческие
действия педагога Деятельность
детей
Мотивационно-
побудительный
Припоминание пословиц и поговорок о хлебе.
Будет хлеб — будет и песня.
Хлеб — всему голова.
Хлебушек ржаной — отец наш родной.
Много снегу — много хлеба.
С хлебом русский человек — богатырь из века в век. Хлеб — наше богатство. Рожь поспела — берись за дело. У кого хлеб родится, тот всегда веселится. Дети проговаривают пословицы.
Организационно –поисковый
Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь». Воспитатель называет картину, называет фамилию художника и дает краткие сведения о нем.
Короткая беседа по картине:
Что нарисовал замечательный русский художник И.И. Шишкин на этой картине? (Предполагаемый ответ — поле). Почему эта картина называется «Рожь»? Какое это поле? Что растет на нем? Какое время года мы видим на картине?
Докажите, что это, конец лета или ранняя осень.
Почему пожелтело ржаное поле?
Скажите иначе о ржи: рожь поспела — рожь созрела, налилась. Какая рожь на картине И.И. Шишкина? (Спелая, зрелая, налитая).
Словообразование относительных прилагательных
1. Знакомство с зерновыми культурами:
а) Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи, метелку овса и початок кукурузы (натуральные предметы или картинки) и с помощью логопеда называют их: пшеница, рожь, овес, кукуруза.
б) Педагог предлагает определить, чем эти растения похожи, что у них общее (дают зерно) и помогает сделать вывод, что растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб.
Игра «Третий лишний»
а) Отгадать загадку «Весь из золота отлит, на соломине стоит» или «Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят».
б) Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний». Выставлены колос ржи, початок кукурузы, колос пшеницы.
3.Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными. Образец: поле, на котором выращивают рожь, — ржаное поле,
Поле, на котором выращивают пшеницу, — пшеничное поле,
Колосок пшеницы — пшеничный колосок ржи — ржаной колосок,
Мука из пшеницы — пшеничная мука,
Мука изо ржи — ржаная мука,
Хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб,
Хлеб изо ржи — ржаной хлеб,
Тесто из пшеничной муки — пшеничное тесто,
Тесто из ржаной муки — ржаное тесто.
IV. Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб. Назовите хлеб ласково. — Хлебушек. Назовите крошки хлеба. — Хлебные крошки. Вкусный и полезный квас из хлеба. — Хлебный квас. Посуда для хлеба. — Хлебница. Человек, который выращивает хлеб. — Хлебороб. Человек, который печет хлеб. — Хлебопек. Прибор для резания хлеба. — Хлеборезка. Завод, где выпекают хлеб. — Хлебозавод.
Начало формы
Дети отвечают на вопросы: -поле;
-рожь;
-ржаное;
-осень;
-спелая, налитая, зрелая;
Рассматривают колосья пшеницы.
Делают выводы.
Колосок.
Початок кукурузы.
Выполняют упражнение
Сопоставление белого пшеничного батона и черного ржаного «кирпичика».
На столе в пакетах под салфеткой белый батон и черный ржаной хлеб. Чтобы узнать, что спрятано под салфеткой, детям надо отгадать загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Или
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются.
Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по форме, по размеру, по цвету, по запаху, на ощупь, на вкус, по материалу.
Игры на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба.
«Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь».
Кусочки ржаного и пшеничного хлеба находятся в чистом полотняном мешочке.
Дети играют с закрытыми глазами.
Игра «Скажи иначе» — упражнение в подборе синонимов.
Хлеб по запаху — пахучий, душистый, ароматный, благоухающий;
на вкус — аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий;
на ощупь — свежий, мягкий, пышный;
хлебопек — пекарь, булочник, кондитер, стряпуха
выпекать хлеб — печь, готовить, стряпать.
Развитие мелкой моторики.
Лепка из пластилина «Баранки с маком».
Воспитатель говорит, что сейчас они вместе с ребятами испекут баранки в печи.
Воспитатель надевает колпак пекаря, берет противень. Сравнивают виды хлеба.
Участвуют в игре.
Выполняют упражнение.
Подбирают правильные слова.
Лепят баранки.
Дети выкладывают на противень вылепленные ими баранки, а затем, воспитатель меняет пластилиновые изделия на настоящие баранки с маком.
Рефлексивно - корректирующий
Что мы знаем о хлебе?
Почему в народе говорят, что хлеб — всему голова?
Как надо относиться к хлебу?
Сюрпризный момент:
Детям вручаются «выпеченные баранки».
Дети подводят итог.
Отвечают на вопросы.
Знать: виды зерновых культур.
Иметь: представление о последовательности происхождения хлеба.
Уметь: лепить, отвечать на вопросы, подводить итог.