Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения
09.03.2016год Урок русского языка в 8-а классе
Учитель: Джаппарова С.К.
Тема: «Обобщение обособленных и уточняющих членов предложения»
Тип: Урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
1. Образовательные:
Обобщить, систематизировать сведения учащихся об обособленных членах предложения;
- уметь находить в предложении обособленные члены и определять;
- уметь правильно ставить знаки препинания при уточняющих членах и при
приложении; исправлять пунктуационные ошибки в предложениях с
обособленными членами;
- знать и точно понимать термины по теме;
- знать алгоритм рассуждения при определении обособления;
- использовать в устной и письменной речи обособленные и уточняющие
члены предложения как средство выразительности.
2. Развивающие:
- систематизировать, обобщать знания, выделять главное, развивать способности самоконтроля;
- продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему.
- содействовать развитию у детей умения общаться.
- развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса к русскому языку;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации,
готовности к сотрудничеству
План урока:
1.Мотивация учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Основное содержание работы.
4.Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
Оборудование
1. Компьютер
2. Проектор
Ход урока
Март опять на улице,
Первые сосульки.
И на всех сугробах
Тоненькие корки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита Ярким мартовским светом,
Щебет не смолкает,
Пятнышком веселым Уж скворец мелькает.
- Этой лирической нотой мы начинаем наш урок, всем яркого весеннего настроения. Пожелайте себе и своим одноклассникам удачи. Приступаем к работе.
1. Мотивация учебной деятельности.
«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.
- Как вы понимаете это высказывание?
(знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).
2. Актуализация опорных знаний.
- А чтобы ещё раз убедиться в этом, мы с вами обратимся к теме в русском языке, которая непосредственно связана со знаками препинания и их расстановкой. Правда, эта тема не новая для вас, мы её уже начали повторять на предыдущем уроке, а сегодня закрепим и обобщим полученные знания. У вас лежат сигнальные карточки, кто уверен в своих знаниях по теме, поднимите зеленую, у кого есть трудности - желтую.
(на доске приклеить такие же и подписать, указать количество тех и других)
3. Основное содержание работы.
Лингвистическая разминка:
Задание №1: определите части речи (называют с места)
слепить, слепленный, наблюдать, наблюдая, наблюдавший, оставаться, оставаясь, оставшийся, деревянный, итальянский
Задание № 2: причастные обороты пометьте - п/о (1 вариант), деепричастные - д/о (2 вариант)
слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть
Задание № 3 Карточка №1
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Льды медленно ра..таявшие становя..ся синью в реке.4
2. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок.
3. Яблонька цветущая красавица глядела в распахнутое настежь окно.
Выполни синтаксический анализ предложения.
Фронтальный опрос (со всеми остальными)
На этом этапе проверяется знание теоретического материала и практических навыков.
1. Какие члены предложения называются обособленными?
(члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными)
2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.
(обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, дополнения, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены)
3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
(причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное)
4. Что относится к обособленным обстоятельствам?
(деепричастный оборот, одиночное деепричастие, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами)
5. Что такое уточняющие члены предложения?
(служат для конкретизации значений других членов предложения)
- А теперь мы займёмся отработкой ваших знаний по этой теме на практике. Иными словами всё, что указано в таблице, мы должны отработать на практике, а чтобы вы не запутались, мы будем делать это постепенно.
Обособленные определения и приложения.
А начнём наше повторение с обособленных определений и приложений.
Проверка работы ученика, работающего у доски.
Вывод
Обособленные определения и приложения выделяются на письме:
относятся к личному местоимению
стоящие после определяемого слова
перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
Обособленные обстоятельства
Упражнение №1 Работа по карточкам (в парах). Устно проверяем.
- Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, если правильно
нарисуйте улыбающуюся рожицу 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 , если неправильно – грустную 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.
1. Он работал на поле, спустя рукава. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 (запятая не нужна; фразеологизм)
2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3. Данко бросился вперёд; высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (точка запятой не нужна, нужна запятая)13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.
6. На другое утро несмотря на упрашивание хозяев Дарья Александровна
собралась ехать.
(не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к перед нами существительные с предлогом несмотря на)
Вывод
Обособленные обстоятельства выделяются на письме:
одиночные деепричастия и деепричастные обороты
обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.
Уточняющие члены предложения
Задание 3. На месте многоточия сначала вставьте уточняющее обстоятельство,
потом однородное по обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.
(запись в тетрадях)
Над лугом ... поднялся туман. Над лугом, в низине, поднялся туман.
Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом к вечеру поднялся
туман.
1. На нашем берегу ...... горело врассыпную несколько ярко-красных
огней.
2. По субботам . проходят занятия драматического кружка.
Вывод
Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.
4. Подведение итогов.
- Итак, ребята, мы с вами повторили все обособленные члены предложения.
Мы сделали упражнения на каждую тему. А теперь я хотела бы проверить, как вы сможете объединить всё повторенное в одно целое.
1. Выборочный диктант.
Выписать номера предложений
1 вариант: обособленные определения и приложения;
2 вариант: обособленные обстоятельства;
3 вариант: обособленные уточняющие члены предложения.
Проверка!!!
2.Творческая работа
- Как вы думаете, какую тему я для этого выбрала.(весна)
Кто кроме писателей ещё обращается к природе? (художники)
Существует огромное количество художников, посвятивших своё творчество этой теме.
Я выбрала вам одного такого и это Исаак Ильич Левитан.
Почему именно он, спросите вы? Потому что у него есть репродукции, посвящённые весне.
Перед вами картина «Март», 1895г..
(Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники варьировали его в своих работах.)
Задание: Рассмотрите репродукцию. Составьте небольшое описание (3-4 предложения), с обязательным использованием обособленных членов предложений.
Проверка!!!
- А теперь давайте вспомним, с чего начался наш урок?
«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.
А прав ли был писатель? (обособляя, то есть выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).
- Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?
(выделяют и уточняют часть высказывания)
- По окончании урока вновь просигнальте зеленой карточкой те, у кого прочные знания по теме, а оранжевой те, у кого есть еще трудности, на доске написать, сделать выводы
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Аукцион: «3» - упр.
«4» - выписать из текста худ. произведения 5 предложений с обособленными
членами предложения
«5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с
обособленными членами предложения
- Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!
ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК.
СПАСИБО ЗА УРОК!
13PAGE 15
13PAGE 14115