Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2016/17 учебный год) 7,8 класс


Задания для школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку (2016/17 учебный год)
7,8 класс
Максимальное количество баллов – 50
Максимальное время выполнения работы – 90 мин.
1. Расставьте ударение:
апостроф, афера, разбаловать, баржа, бензопровод, бомбардировать,
бытие, валовой, вероисповедание, генезис, банты, завидно.
2. Определите словоформы, которые получатся, если предложенные словоформы прочитать по звукам в обратном порядке:
Лен, лезь, тля, юг, счет, урюк, люк, краб, лещ, унес.
3. Портфель по цвету мы охарактеризуем как коричневый. Если примерно такого же цвета: а) глаза, б) волосы, в) медведь, г) лошадь, какими прилагательными мы охарактеризуем соответствующий цвет в этих случаях?
4. Вставьте слово, которое было бы между данными соединительным звеном
по смыслу:
Колено ----чай
Паровоз ----футбол
Циркуль -----туфелька
Гусеница----башня
Карьер----грива
5. Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают исправленные фразеологизмы.
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
6. Найдите грамматические и речевые ошибки, запишите правильный вариант предложений.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
Это был самый вернейший способ решения задачи.
Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
Театр вмещает до пятиста пятидесяти зрителей.
7. Подберите прилагательные – определения к словам.
Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль, тюль
8. К каким частям речи относятся выделенные слова:
Вот это-то и обидно.
Жаль.
Его прошлое темно.
Это случилось накануне праздников.
9. Известны определенные звуковые соответствия русских и западноевропейских личных имен. Например:
Русские имена Западноевропейские имена
Фёдор Теодор
КифаКит
Фёкла Текла
Дорофея ДоротеяЭсфирь ЭстерОпираясь на приведенные примеры, попробуйте определить, какое западноевропейское имя соответствует русскому имени Фома.
Какое русское имя соответствует западноевропейскому имени Марта?
10. 1.Прочитайте текст, определите его тему, определите стиль текста, укажите тип речи.
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу её необъятные поля, волн, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки чудесны песни живущего в ней народа.
И.Соколов-Микитов
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «С чего начинается Родина?»
Ключи.
1. Расставьте ударение:
апостроф, афера, разбаловать, баржа, бензопровод, бомбардировать,
бытие (не ё), валовой, вероисповедание, генезис, генезис, банты, завидно (6б.)
2. Определите словоформы, которые получатся, если предложенные словоформы прочитать по звукам в обратном порядке:
Лен, лезь,тля, юг, счет, урюк, люк, краб, лещ, унес. (5б.)
Ответ: ноль, сель, альт, куй, тощ, курю, куль, парк, щель, соню.3.Портфель по цвету мы охарактеризуем как коричневый. Если примерно такого же цвета: а) глаза, б) волосы, в) медведь, г) лошадь, какими прилагательными мы охарактеризуем соответствующий цвет в этих случаях?
Ответ: карий, каштановый, бурый, гнедой.(4б.)
4. Вставьте слово, которое было бы между данными соединительным звеном
по смыслу:
Колено ----чай
Паровоз ----футбол
Циркуль -----туфелька
Гусеница----башня
Карьер----грива
Ответ: чашечка, «Локомотив», ножка, танк, лошадь. (5б.)
5. Делать из мухи слона, два сапога пара, заблудиться в трех соснах, собаку съел (8б.)
6. (6б.)
Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
Это был самый верный способ решения задачи.
Он рассказал мне автобиографию.
Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.
Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.
7. Красивый какаду, сладкое какао, черный кофе, сухая мозоль, концертный рояль. (6б.)
8. Вот это-то и обидно –прил.
Жаль –сл. Кат.с.
Его прошлое темно –прил.
Это случилось накануне праздников – предлог. (4 б.)
9. Нетрудно заметить, что русскому звуку [ф] во многих западноевропейских именах соответствует звук [т]. Поэтому русскому имени Фома соответствует западноевропейское Том, Томас; а западноевропейскому Марта — русское Марфа. (2б.)
10. (10 б.)