Приём письменного деления многозначного числа на однозначное


Учитель начальных классов Чесалина Татьяна Николаевна
Урок математики в 4 классе (программа «Школа России»)



Приём письменного деления многозначного числа на однозначное


Формировать умения выполнять письменное деление;
Развивать концентрацию внимания, математическую память, речь, творческую активность;
Воспитывать интерес к урокам математики, к русским народным сказкам.























Тема: Приём письменного деления многозначного числа на однозначное.
Тип урока: комбинированный
Цели:
1. продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление;
2. развивать концентрацию внимания;
3. воспитывать интерес к урокам математики, к русским народным сказкам.
Оборудование:
учебник М.И. Моро «Математика. 4 класс» - М.: Просвещение, 2003;
карточки – ключи,
карточки – слезинки,
презентация.

Этап урока
Ход урока
Задача этапа

1.
2.



































































3.

















4.































































































5.















6.


7.
Организационный момент
Устный счёт
- Проверьте, все ли на месте, все ли готовы слушать сказку? Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы с вами попадём, вы узнаете, если откроете замок на замке.
(На экране макет замка, но он на замке. На доске расположены карточки – ключи с примерами).


Ключик нужный подбери,
Двери в сказку отвори.


1)13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 2)13 SHAPE \* MERGEF
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
- Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка – 360. Итак. Быстрее за счёт (фронтальная работа). (Дети называют ответы и выбирают нужный ключ)
- Открываем замок. В какую сказку попали? (по рисунку дети определяют, в какую сказку попали).


- Мы с вами в русской народной сказке «По щучьему велению».
- На чём путешествовал Емеля? (на печи) Мы тоже с вами будем путешествовать вместе с Емелей на печке и отправимся в царство царевны Несмеяны. (Учитель выводит на экран иллюстрацию
Емели на печи).










- Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать? (затопить её)
- Что нам для этого необходимо? (дрова) (Учитель показывает поленья).

- На каждом полене есть задание. Его нужно выполнить.
Первое полено: Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/ ч. Сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 100 км?
Второе полено: У каждого марсианина по 3 руки. Десять марсиан построились в шеренгу (а это как?), и каждый взял соседа за руку. Сколько рук осталось свободными?
Третье полено: Стоят шесть стаканов, первые три из них с водой. Как сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан.
Четвёртое полено: Метр шёлка в 2 раза дороже метра сатина. Что дороже: 8 м сатина или 4 м шёлка?
(Дети выполняют задания).
- Теперь мы можем затопить печь.

Сообщение темы и целей урока
- Итак, растопили печь и отправляемся в путь в царство царевны Несмеяны. (Учитель выводит изображение Несмеяны).


- По дороге мы повторим приёмы деления на однозначные числа, порешаем задачи. Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной, чтобы она, наконец, улыбнулась.

Работа по теме урока
1. Работа у доски.
Первое препятствие – болото. Давайте решим примеры на болотных кочках, тогда сможем продолжить путь дальше.




(544 : 8 = 68 ; 3378 : 6 =563 ; 7992 : 9 = 888 ; 3206 : 7 = 458)


2. Задача.

·Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь плот? Его не находит.
Чтобы на речку плот опустить,
Надо задачу решить.

Поезд проехал за 9 ч 810 км, а велосипедист проехал за 5 ч 75 км. На сколько скорость поезда больше скорости велосипедиста?
810 : 9 = 90 (км/ч) - скорость поезда
75 : 5 = 15 (км/ч) - скорость велосипедиста
90 – 15 =75 (км/ч) - скорость поезда больше скорости велосипедиста
Ответ: на 75 км/ч скорость поезда больше скорости велосипедиста.

Речку мы разом все переплыли.
Вот бы пора уж всем и устать.
Будем сейчас мы все отдыхать.

Физкультминутка
Проводится гимнастика для глаз.

Закрепление пройденного материала
1. Задание на развитие высших психических функций (концентрации внимания)



2. Решение выражений:

Баба Яга на пути нас встречает
И головою седою качает.
Нет, не пройдёте дальше вы, детки,
Если не получите хорошей отметки.
Всех посажу я в железные клетки,
А решить вы должны без сомненья
Следующее выражения (цепочки):



3. Геометрический материал:

Дальше на печке всем классом мы едем
В царство Несмеяны никак не доедем.
Что это? Солнце исчезло, посыпался снег.
Нас занесло на заснеженный брег.
Мальчик по имени Кай здесь стоит
И остановку нам сделать велит.





- Кай очень любил выкладывать различные фигурки из льдинок. Посмотрите, какую фигурку он сделал. Рассмотрите рисунок и назовите фигуры, не содержащие угол А.

Самостоятельная работа
Вот мы и к царству уже подошли,
Но Несмеяну ещё не нашли.
Наплакала речку, наплакала море,
Давайте поможем царскому горю
И решим примеры.

1) 2) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 3) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 4) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 5) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


456 : 8 = 57 ; 1722 : 2 = 861 ; 2964 : 6 = 494; 6524 : 7 = 932 ; 7516 : 4 = 1879.

(Учитель раздаёт слезинки с примерами каждому ученику. Далее идёт сверка с экраном, на которой заготовлены ответы к примерам).

Итог урока
- Посмотрите, Несмеяна улыбается, мы сушили слёзы на её лице. И в знак благодарности Емеля и Несмеяна дарят нам щуку. Будет она в ваших книгах лежать и все примеры, и все задачи будет всегда помогать вам решать.
- Скажите, чем занимались сегодня на уроке? (решали примеры, задачи, путешествовали, находили геометрические фигуры и т.д.).

Домашнее задание (дифференцированное)
- Щука приготовила каждому из вас карточки с примерами. Решите их при подготовке домашнего задания.
- На этом, сказке конец, а кто слушал, работал, тот МОЛОДЕЦ!

Психологический настрой
на работу


Мотивацион-
ный компонент











Закреплять
устные вычислитель-
ные навыки




Совершенство-
вать долговре-
менную память






















Развивать логическое
мышление





Отрабатывать вычислитель-
ные навыки








Постановка цели


















Отрабатывать умения письменно делить на двузначное число,
работать по алгоритму.




Совершенство-
вать логичес-
кое мышление








Развивать дол-
говременную
память.







Отрабатывать умение делить на однозначное
число.
Систематизи-
ровать
вычислитель-
ные навыки

Закреплять
знания на порядок
действий,
отрабатывать
письменные
приёмы
-, +, :.















Развивать умение находить в данной фигуре другие фигуры






Задание выполняется устно.














Воспитывать контроль,
самоконтроль.

















Развивать умение работать самостоятель-
но.







Рефлексия урока





Дифференци
ация по
усвоению
ЗУНов.


Рисунок 11Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 815