Приём письменного деления многозначного числа на однозначное
Учитель начальных классов Чесалина Татьяна Николаевна
Урок математики в 4 классе (программа «Школа России»)
Приём письменного деления многозначного числа на однозначное
Формировать умения выполнять письменное деление;
Развивать концентрацию внимания, математическую память, речь, творческую активность;
Воспитывать интерес к урокам математики, к русским народным сказкам.
Тема: Приём письменного деления многозначного числа на однозначное.
Тип урока: комбинированный
Цели:
1. продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление;
2. развивать концентрацию внимания;
3. воспитывать интерес к урокам математики, к русским народным сказкам.
Оборудование:
учебник М.И. Моро «Математика. 4 класс» - М.: Просвещение, 2003;
карточки – ключи,
карточки – слезинки,
презентация.
Этап урока
Ход урока
Задача этапа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Организационный момент
Устный счёт
- Проверьте, все ли на месте, все ли готовы слушать сказку? Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы с вами попадём, вы узнаете, если откроете замок на замке.
(На экране макет замка, но он на замке. На доске расположены карточки – ключи с примерами).
Ключик нужный подбери,
Двери в сказку отвори.
1)13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 2)13 SHAPE \* MERGEF
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
- Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка – 360. Итак. Быстрее за счёт (фронтальная работа). (Дети называют ответы и выбирают нужный ключ)
- Открываем замок. В какую сказку попали? (по рисунку дети определяют, в какую сказку попали).
- Мы с вами в русской народной сказке «По щучьему велению».
- На чём путешествовал Емеля? (на печи) Мы тоже с вами будем путешествовать вместе с Емелей на печке и отправимся в царство царевны Несмеяны. (Учитель выводит на экран иллюстрацию
Емели на печи).
- Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать? (затопить её)
- Что нам для этого необходимо? (дрова) (Учитель показывает поленья).
- На каждом полене есть задание. Его нужно выполнить.
Первое полено: Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/ ч. Сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 100 км?
Второе полено: У каждого марсианина по 3 руки. Десять марсиан построились в шеренгу (а это как?), и каждый взял соседа за руку. Сколько рук осталось свободными?
Третье полено: Стоят шесть стаканов, первые три из них с водой. Как сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан.
Четвёртое полено: Метр шёлка в 2 раза дороже метра сатина. Что дороже: 8 м сатина или 4 м шёлка?
(Дети выполняют задания).
- Теперь мы можем затопить печь.
Сообщение темы и целей урока
- Итак, растопили печь и отправляемся в путь в царство царевны Несмеяны. (Учитель выводит изображение Несмеяны).
- По дороге мы повторим приёмы деления на однозначные числа, порешаем задачи. Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной, чтобы она, наконец, улыбнулась.
Работа по теме урока
1. Работа у доски.
Первое препятствие – болото. Давайте решим примеры на болотных кочках, тогда сможем продолжить путь дальше.
(544 : 8 = 68 ; 3378 : 6 =563 ; 7992 : 9 = 888 ; 3206 : 7 = 458)
2. Задача.
·Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь плот? Его не находит.
Чтобы на речку плот опустить,
Надо задачу решить.
Поезд проехал за 9 ч 810 км, а велосипедист проехал за 5 ч 75 км. На сколько скорость поезда больше скорости велосипедиста?
810 : 9 = 90 (км/ч) - скорость поезда
75 : 5 = 15 (км/ч) - скорость велосипедиста
90 – 15 =75 (км/ч) - скорость поезда больше скорости велосипедиста
Ответ: на 75 км/ч скорость поезда больше скорости велосипедиста.
Речку мы разом все переплыли.
Вот бы пора уж всем и устать.
Будем сейчас мы все отдыхать.
Физкультминутка
Проводится гимнастика для глаз.
Закрепление пройденного материала
1. Задание на развитие высших психических функций (концентрации внимания)
2. Решение выражений:
Баба Яга на пути нас встречает
И головою седою качает.
Нет, не пройдёте дальше вы, детки,
Если не получите хорошей отметки.
Всех посажу я в железные клетки,
А решить вы должны без сомненья
Следующее выражения (цепочки):
3. Геометрический материал:
Дальше на печке всем классом мы едем
В царство Несмеяны никак не доедем.
Что это? Солнце исчезло, посыпался снег.
Нас занесло на заснеженный брег.
Мальчик по имени Кай здесь стоит
И остановку нам сделать велит.
- Кай очень любил выкладывать различные фигурки из льдинок. Посмотрите, какую фигурку он сделал. Рассмотрите рисунок и назовите фигуры, не содержащие угол А.
Самостоятельная работа
Вот мы и к царству уже подошли,
Но Несмеяну ещё не нашли.
Наплакала речку, наплакала море,
Давайте поможем царскому горю
И решим примеры.
1) 2) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 3) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 4) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 5) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
456 : 8 = 57 ; 1722 : 2 = 861 ; 2964 : 6 = 494; 6524 : 7 = 932 ; 7516 : 4 = 1879.
(Учитель раздаёт слезинки с примерами каждому ученику. Далее идёт сверка с экраном, на которой заготовлены ответы к примерам).
Итог урока
- Посмотрите, Несмеяна улыбается, мы сушили слёзы на её лице. И в знак благодарности Емеля и Несмеяна дарят нам щуку. Будет она в ваших книгах лежать и все примеры, и все задачи будет всегда помогать вам решать.
- Скажите, чем занимались сегодня на уроке? (решали примеры, задачи, путешествовали, находили геометрические фигуры и т.д.).
Домашнее задание (дифференцированное)
- Щука приготовила каждому из вас карточки с примерами. Решите их при подготовке домашнего задания.
- На этом, сказке конец, а кто слушал, работал, тот МОЛОДЕЦ!
Психологический настрой
на работу
Мотивацион-
ный компонент
Закреплять
устные вычислитель-
ные навыки
Совершенство-
вать долговре-
менную память
Развивать логическое
мышление
Отрабатывать вычислитель-
ные навыки
Постановка цели
Отрабатывать умения письменно делить на двузначное число,
работать по алгоритму.
Совершенство-
вать логичес-
кое мышление
Развивать дол-
говременную
память.
Отрабатывать умение делить на однозначное
число.
Систематизи-
ровать
вычислитель-
ные навыки
Закреплять
знания на порядок
действий,
отрабатывать
письменные
приёмы
-, +, :.
Развивать умение находить в данной фигуре другие фигуры
Задание выполняется устно.
Воспитывать контроль,
самоконтроль.
Развивать умение работать самостоятель-
но.
Рефлексия урока
Дифференци
ация по
усвоению
ЗУНов.
Рисунок 11Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 815