МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПО МАТЕМАТИКЕ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Организация учебного процесса по математике в свете требований ФГОС.
Новые общеобразовательные стандарты – это переход к новым принципам обучения. Системно-деятельностный подход, который пришел на смену личностно-ориентированному, должен помочь учителю не просто дать знания в готовом виде, которые выпускник не сможет потом, возможно, реализовать, а позволит учащемуся пользоваться знаниями ,позволит ему справляться с различными ситуациями , работать в команде. Поэтому задача основной школы – научить ученика учиться в общении. При системно-деятельностном подходе к обучению учащийся должен овладеть не только знаниями по предмету, но и универсальными учебными действиями, способствующими отработке личностных и метапредметных результатов. Содержание образования с введением новых образовательных стандартов остается тем же, меняются лишь формы и методы.
Каковы же требования к современному уроку в условиях ФГОС.
Во-первых, меняется парадигма образования от знаниевой к деятельностной.
Во-вторых,происходит изменение педагогической позиции к ученик-учитель. Важное место занимает формирование внутренних мотивов деятельности ученика, а также личностное целеполагание. Большое внимание уделяется рефлексии результатов образовательной деятельности. Обязательными составляющими на уроках в условиях ФГОС должны стать использование творческих заданий, создание ситуации успеха , использование разных видов игр, на каждом уроке учащийся должен выполнить следующее действие- выход в речь , а также должен реализовать принцип субъектности. В условиях ФГОС вместо 6 традиционных типов уроков вводится 4 типа: урок открытия нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Если в традиционной системе составляется план-конспект, то в условиях ФГОС создается сценарий урока, заполняется технологическая карта, где отражаются этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащегося и универсальные учебные действия. Неотъемлемой частью новых стандартов являются активные методы обучения. Они предполагают организацию комфортных условий обучения, активное взаимодействие учащихся между собой ,моделирование жизненной ситуации , использование деловых и ролевых игр, дифференцированный подход.
Чрезвычайно востребованными в новых условиях становятся технологии проблемного, исследовательского, проектного направления, технологии развития критического мышления, мастерские знаний, тренинговые технологии.
Так каким же должен быть современный урок, если учитывать все вышесказанное. На уроке по новым стандартам ученик не просто следует за мыслью учителя, который открывает ему знания. Учитель должен создать такие условия на занятии, чтобы учащийся самостоятельно ставил цели, искал и выделял нужную информацию, мог анализировать, рассуждать, доказывать, делать выводы, самостоятельно формулировать проблему, смог создать способы решения проблем творческого и поискового характера. Мной перечислена только часть познавательных учебных действий, которыми учащиеся должны овладеть. Кроме этого они должны осуществить еще регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Как видим, цели и задачи, поставленные перед учителем, многогранны. Если посмотреть на структуру каждого типа урока, видим, что урок любого типа предлагают начинать с мотивации. Учащиеся самостоятельно и с помощью вопросов учителя делают вывод о том, какая область знаний используется на уроке, а также пытаются определить цели урока. Следующий этап-актуализация. Предлагается заполнить учащимся карточки с графическим организатором в виде грозди, в которых закрыты названия для каждого ученика дифференцированно. Дети восстанавливают гроздь и сверяют ее с открытой записью на доске. Учитель предлагает учащимся задать вопросы своему соседу по парте, потом поменяться ролями. Как мы видим, уже даже на первых этапах мотивации и актуализации учащиеся осуществляют познавательные учебные действия, работая в группах, общаясь между собой, приходят к общему выводу. Работая в парах, выступают в роли ученика и учителя, заполняя таблицы, актуализируют знания, приобретенные ранее.
Чрезвычайно важными становятся такие формы работы, как работа в паре, работа в группе. Учащиеся, активно взаимодействуя между собой, при правильном руководстве самостоятельно приходят к решению проблемы. Такие формы работы особенно актуальны на обобщающих уроках. В качестве примера - обобщающий урок.
Цели урока:
повторить и обобщить изученное;
вывести учащихся на новый, более высокий уровень знаний;
используя разные формы работы ( индивидуальную, парную, групповую), вырабатывать у учащихся умение свободно излагать свои мысли в устной форме, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свои ответы, а также ответы своих одноклассников с точки зрения ее правильности, развивать коммуникативные способности учащихся.
15