Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

Тема: Р. Фраерман. «Девочка с камнем»
Цели:
- познакомить с содержанием рассказа Р. Фраермана
- развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний
-развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
- способствовать воспитанию волевых качеств у ребят
- совершенствовать навык чтения
Оборудование: выставка рисунков учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Жжужащее чтение. (1 мин)
3. Проверка домашнего задания.
- Назовите действующих лиц рассказа Паустовского.
а) Чтение по ролям разговора Вани и ветеринара.
- Почему заяц особенный?
- Обращая внимание на язык рассказа, на манеру говорить , что вы можете сказать о характере ветеринара?
б )Чтение по ролям диалога Вани и Анисьи.
- Что вы можете сказать о характере бабки Анисьи?
- Кто спас зайца?
- Каковы главные мысли этого рассказа?
в) Обращение к выставке рисунков.
4. Работа над новым материалом
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Р. Фраермана «Девочка с камнем»
Биография писателя
- А сейчас Дорджиева Айта расскажет о Рувиме Фраермане (слайд 1)
5. Знакомство с произведением
Чтение рассказа Р.Фраермана «Девочка с камнем» (учитель)
6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный – качествами характера; красный – внешностью
- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)
- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.
- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.)
Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была(Выборочное чтение)- Выстраивается блок-схема (слайд 2)

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём?
Физминутка
- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.)
А почему? Ответьте словами текста. (Выборочное чтение)(, так как она плохо говорила по-русски.)
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.)
Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. ( ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.(слайд 3)

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный – да, красный – нет;
-Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.)
- Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».(слайд 4)
- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.)
-Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)
- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)
- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.) (слайд 5)

- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)
- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. ( маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)
- Как учительница повела себя, увидев Аню? (крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос:
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.)
-А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)
- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедову)
- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)
- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)
- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)
7. Работа в рабочей тетради №1 с.37
Выбери то, что можно сказать об Ане и соедини стрелками
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Почему автор назвал свой рассказ именно так? Могли бы вы предложить другое название для этого рассказа?
- Какие черты характера вам хотелось бы «позаимствовать» у главной героини рассказа?
Выразите свое мнение об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет – работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет – всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный – было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву.
Дети прикрепляют свои листочки на дерево.
- Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению.
9. Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 – 40), составить словесный портрет Ани Мамедовой, пересказ
Наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием:
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». (слайд 6)
- Спасибо за урок. Все свободны.
Оценки за урок: .
Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 715