УУД на уроках математики в 5 классах в рамках реализации ФГОС ООО 
УУД на уроках математики в 5 классах в рамках реализации ФГОС ООО 
Баринова Марина Вячеславовна,
учитель математики
МАОУ «Лицей №28 имени академика Б.А. Королева»
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 
         В новых условиях необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго  поколения. Согласно им целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся. Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование   совокупности   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   компетенцию   «научить учиться»,   а не   только   освоение   учащимися   конкретных   предметных   знаний   и   навыков   в рамках   отдельных   дисциплин.
         Поэтому   в   основе   разработки   стандартов   нового   поколения  лежит   системно-деятельностный   подход.  Логика   развития универсальных   учебных   действий   строится   по   формуле:   от  действия к  мысли. Проектная   деятельность  учащихся очень логично  вписывается в структуру  ФГОС   второго   поколения  и  полностью  соответствует заложенному  в  нем  основному  подходу.
  К важным   положительным  факторам проектной деятельности относятся  повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; формирование чувства ответственности; позитивной  самооценки,  самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости. Исследовательская деятельность учащихся  способствует развитию критического  мышления; информационной  культуры; творческих   и   коммуникативных   способностей; умения  ставить  цели  и  находить пути  их  достижения [2].
Учащиеся приобретают следующие компетенции: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать и оценивать свою работу; быть   коммуникативным; уметь  выступать перед  публикой; уметь  связно  излагать  свои  мысли,  аргументировано  говорить, выслушивать  других,  достойно  выходить  из  сложных  ситуаций.
    Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно: 
 - консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»);
   - мотивирует  (во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
  - провоцирует (учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации);
 - наблюдает (наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой); 
 - проводит консультации с участниками проектов; 
 - наблюдает за ходом проектной деятельности; 
 - руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования; 
  - планирует совместно с учащимися работу в течение всего проектного периода; 
   - поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности; 
   - координирует внутригрупповую работу обучающихся.  
Роль учащихся в учебном процессе меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. 
На проектном уроке, самостоятельно добывая  знания  в парах и в группах,  дети усваивают учебный материал быстрее и качественнее. Повышается интерес к обучению, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя. У детей неуверенных в себе исчезает чувство тревожности, боязнь  ошибиться. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык [1]. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. 
Список литературы
1. Асмолов  А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М. Просвещение, 2010.
2. Сергеева И.И. Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы) [Текст] / И.И. Сергеева // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 498-501.