Познавательно-развлекательная программа Лесная мозаика 
Лесная мозаика
Познавательно-развлекательная программа
Представляет Н.А. Тарабрина 
Тарабрина Нелли Александровна – воспитатель МБОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области.  
                                   Здравствуй друг! 
                                   Мы лесу скажем, 
                                   Он зашелестит листвой, 
                                  Все тропинки нам покажет 
                                  И поманит за собой  
                                                            Татьяна Курбатова     
                                      Оформление.  
    Выставка книг о лесе. 
    Рисунки детей о животных, о лесе. 
                       Музыка «Осенняя песнь» («Октябрь») из альбома 
                       «Времена года» П.И. Чайковского. 
Действующие лица: Учитель, ведущий, чтецы, исполнители песен. 
Цели и задачи: 
1. Воспитать бережное отношение к природе, лесу, любовь к Родине. 
2. Поддержать интерес учащихся к окружающему миру, развить умение видеть его красоту. 
3. Учить детей работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива. 
Ведущий 1: Мы приветствуем Вас, дорогие друзья! 
Ведущий 2: Здравствуйте! А ведь и правда, какой сегодня чудесный день! Наша классная комната похожа на сказочный лес. 
Ведущий 1: Действительно, кажется, где-то совсем рядом в лесу бродит она – ее величество Сказка. 
Ведущий 2: Сегодня в лесу будет сказка, будет смех, 
                       С удовольствием ждем всех! 
                            Будут конкурсы и шутки, 
                                Скучать не надо ни минутки! 
Звучит «Осенняя песнь» («Октябрь») из альбома «Времена года».               П.И. Чайковского. 
Учитель: Лес Какое удивительное слово! От него веет величием,   грустью, красотой. Многие поэты воспевали его в своих стихах, восхищались им. Лес  Здесь кружится листопад, звенит капель, поют птицы. Здесь скачут зайцы и белки, бродят медведи и волки, по снежному лесу шагают, Дед Мороз. В избушке на курьих ножках - Кощей, Баба-Яга и змей Горыныч 
                     Сегодня вашему вниманию предлагается  
 Познавательно-развлекательная программа «Лесная мозаика» 
Чтец 1: Лес, как парусник зелёны 
             Над просторами полей, 
             Словно мачты кораблей. 
            Держат небо сосен кроны. 
Чтец 2: Сотни тысяч, миллионы 
              Дружно выстроились в ряд, 
              Как солдаты на парад 
              Липы, вязы, ели, клёны 
Чтец 3: Здравствуй, друг! 
               Мы лесу скажем, 
               Он зашелестит листвой, 
               Все тропинки нам покажет 
               И поманит за собой. 
Чтец 4: За грибами, за малиной  
               Мы идём сюда с корзиной, 
               За чудесной, за прозрачной  
               Родниковою водой. 
Чтец 5: Я поглажу бок сосновый, 
              Я поймаю лист клиновый, 
              Добрый лес мне улыбнётся, 
              Тихим эхом отзовётся,     
                покачает головой 
Учитель: Сосны, елки, берёзы, клёны 
                 Это ли – он наш друг зелёный! 
                 Добрый друг, он шумит, поёт  
               И в прохладную тень зовёт. 
               А вы знаете, что для вас  
               Он загадки свои припас? 
                 Конкурс «Лесные загадки» ( о животных ) 
1. Летом в лесу гуляет, 
Зимой в берлоге отдыхает  
                           (Медведь) 
1.1 Кто с высоких темных сосен 
В ребятишек шишку бросил? 
И в кусты через пенек 
Промелькнул как огонек? 
                               (Белка) 
2.      Повыше кошки рост, 
     Живет в норе, в лесу, 
     Пушистый, рыжий хвост 
     Все знаем мы  (Лису) 
3.      Кто на своей голове лес носит? (Лось) 
4.      Кто зимой холодный, 
     Ходит злой, голодный? (Волк) 
5.      Под соснами под елками 
          Лежит мешок с иголками. (Еж) 
6.      Ежик вырос в десять раз, 
     Получился .. (Дикобраз) 
7.      Сделал дыру, вырыл нору. 
     Солнце сияет, а он не замечает. (Крот) 
               7.1.    Что за Коняшка, 
                           На ней тельняшка.  ( Зебра ) 
8.        Косоглазый маленький, 
       В белой шубке в валенках. (Заяц) 
 Ведущий 1: Продолжаем нашу программу. 
                        Я приглашаю на сцену 5 участников. 
                        Наш конкурс называется 
                               «Театр лесных миниатюр». 
Ведущий 2: При помощи пантомимы каждый участник должен       разыграть миниатюру на заданную тему. 
Учитель: Ребята! Получите рисунок и выполняйте по очереди задание. Итак, с помощью жестов и мимики расскажите нам о ваших животных. 
1. Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку. 
2. Хомяк собирает запасы назему. 
3. Еж, натыкающий на иглы грибы  и яблоки. 
4. Зайчик имеет шубку. 
5. Белочка готовит на зиму орешки. 
Звучит «Осенняя песнь» («Октябрь») из альбома «Времена   года». П.И. Чайковского. 
Дети выполняют задание. 
 Учитель: Лес – он всегда прекрасный и таинственный, загадочный и неповторимый. Стихотворение «Эхо». 
Ведущий 1: Таинственно шумит лесная тишина, 
                      Незримо по лесам поет и бродит осень.. 
                      Темный день за днем, - и вот опять смешна 
                      Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. 
Ведущий 2: Но в этом зале нет «угрюмых сосен», 
                      Даже если солнышко уже зашло за тучки, 
                      Темнее от этого настанет. 
                      Свет идет от солнечных улыбок наших зрителей. 
Учитель:     Конкурс «Вопрос-ответ». 
1. Листья каких деревьев осенью краснеют? 
                                       (Рябины, осины, клена) 
2. У какого зверя осенью детеныши родятся? 
                   (У зайца. Значит, называют  листопадничками) 
3. Кто меняет шубу 2 раза в год?  
                                 (Лиса, белка, заяц) 
4. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? 
                                  ( Умирает )                       
5. Какие животные зимой спят  ?                                                                                
  ( Медведь )             
6.  Кто  любит по веткам носится? 
·Конечно рыжая    (белка)         
7. А где же зимуют животные и птицы? 
 Правильно все по-разному. Некоторые птицы улетают на юг,   медведи зимуют в берлогах, а рыбы зарываются в ил.   
Учитель:  А сейчас всем станет еще интересней, ведь мы проводим спортивный марафон. В стране лесных героев. 
Учитель:  Ребята! Сейчас мы с вами находимся на лесной полянке. К нам прибежал зайчик! Давайте мы его покормим! 
                               Игра «Накорми зайчика»! 
(Для игры нужна голова зайца и морковь. Играющий становится в 4-5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руку морковку. Нужно подойти к зайчику и дать ему морковку). 
Музыка дети играют. 
Учитель: Ребята! На нашей поляне белочки разбросали шишки. Давайте поможем белочкам  собрать их. 
Игра «Собери шишки». 
(10 ребят, 9 шишек. Дети становятся в круг. Под музыку дети бегают, когда заканчивается музыка, дети берут шишку. Кто остался без шишки, тот выходит из игры.) 
Музыка. 
Дети играют. 
Ведущий 1: В чудесный сон 
                       Лес волшебный погружен. 
                       Чутко спит он, тихо дышит. 
Ведущий 2: Он во сне метели слышит 
                       Осторожный бег лисицы, 
                       Писк мышиный, пенье птиц. 
Учитель:      Ребята! Сколько разных зверюшек встретим мы в лесу! А теперь поговорим о птицах. 
                       Наш конкурс называется «Узнай птицу»?? 
1. Нам в хозяйстве помогает 
И охотно заселяет 
Деревянный свой дворец 
Темно- бронзовый (Скворец) 
2. Бела как снег, черна, как жук 
Зелена, как луг, вертится как бес, 
У неё дрога – в лес!  (Сорока) 
3. Серое перышко, 
Золотое горлышко. (Соловей) 
4. Как откроет рот – кошмар! 
Только слышно: Кар – кар – кар. (Ворона) 
5. Не сидит на месте, 
На хвосте разносит вести. (Сорока) 
6. Каждый год я к вам лечу- 
Зимовать у вас хочу. 
И еще красней зимой 
Ярко – красный галстук мой. (Снегирь) 
7. Желто – синенькие птички 
Называются. (Синички) 
8. Самый крупный в мире сов. 
Он – гроза ночных лесов. 
Пугачом зовется или чаще носит имя. (Филин) 
9. В синем небе виражи 
С писком делают. (Стрижи) 
       10.Если строит он свой дом, 
             Стук в лесу стоит кругом, 
             Выдолбит и – прыг в дупло. 
             Там уютно и тепло 
             Санитар он леса, кстати, 
             Что за птица это? (Дятел) 
       11.Днем слепа , а ночью зряча 
             Мышей ловит, а не кот (еж) 
Учитель:  Лесные жители 
                  О них сочиняют писатели повести и рассказы, поэты пишут стихи. Чувство радости и восторга вызывают они у детей. 
Предлагаем вашему вниманию стихи о жителях леса. 
3. Зайчик 
4. Барсук 
5. Свиристели 
6. Дятлы 
7. Воробьи 
8. Лисы 
Учитель: О нашем русском лесе, 
         О жителях леса мы читаем стихи, поем песни. Ребята, а какие вы знаете песни, в которых упоминается названия животных, птиц? 
1. От улыбки станет всем теплей 
И слону и даже маленькой улитке 
2. Скворушка. 
3. Ах, здравствуйте, горы вот такой вышины, 
Ах, здравствуйте реки вот такой ширины, 
Ах, крокодилы, бегемоты, 
Ах, обезьяны кашалоты, 
Ах, и зеленый попугай, и т.д. 
4. «Лесной олень». 
5. «Колыбельная медведицы». 
6. «Черный кот». 
7. «Пропала собака». 
8. «Журавлиная песнь». 
9. «Розовый слон». 
10.«Песенка мамонтенка» 
Учитель: Песню «Рыжие белочки» для вас исполняют ваши одноклассники. 
Учитель: Ребята! Сегодня вы приготовили рисунки, на которых изобразили своих любимых лесных жителей. Расскажите нам о них. 
Учитель: Ребята! Молодцы! По-настоящему вы полюбили русский лес!  
Чтец 1: Мы любим лес в любое время года. 
              Мы слышим речек медленную речь 
              Все это называется природа, 
              Давайте же с природою дружить. 
Чтец 2: В лучах ромашки солнечного света, 
              Такие, что светлей на свете жить. 
              Природой называется все это, 
              Давайте же с природою дружить. 
Чтец 3: Летят, звеня, дождинки с небосвода, 
               Клубится на заре тумана дым. 
               Все это называется природа, 
                Давайте же сердца ей отдадим. 
Чтец 3: Прощальный вальс танцует с ветром лето, 
               Дрожит в окне вечерняя звезда. 
               Природой называется все это, 
               Давайте любить ее всегда. 
Учитель: Ребята, кто любит природу, лес, тот не испортит  дерево, не сорвет цветок, не причинит вред птицам и животным. 
Если в лес пришел гулять, 
Свежим воздухом дышать, 
Бегай, прыгай и играй, 
Только, чур, не забывай, 
Что в лесу нельзя шуметь, 
Даже очень громко петь  
Испугаются зверушки, 
Убегут с лесной опушки. 
                             Свиридова Карина (читает стихотворение). 
Ведущий 1: Природа – это дом, украшенный трудом. 
                       В любой мороз и зной устроен и приветлив. 
Ведущий 2: Храните этот дом, в котором мы живем. 
                       Другого дома нет на целом свете.  
                                                     Я приглашаю вас всех на сцену. 
Учитель: Ребята! Лесные жители говорят вам огромное спасибо за участие в развлекательной программе «Лесная мозаика». Лисички, белочки и пушистые зайчики приготовили лесные подарки и попросим передать  их вам. «Спасибо деткам за то, что они, так любят нас», - тихо шепнули они мне. 
Ведущий 1: Вот настал момент прощанья. 
Ведущий 2: Будет краткой наша речь. 
Ведущий 1,2: Говорим вам: 
Все вместе: До свиданья! 
                       До счастливых новых встреч! 
                  Литература: 
1. «Внеклассные мероприятия» 1 класс, М., «Вако», 2004г. 
2. Демьянов И. «Мне сороки рассказали» (стихи), 1980г. 
3. Джеже О.В. «Учебник – хрестоматия для 2 класса четырехлетней начальной школы», М., 1995г. 
4. «Жаворонок» (Сборник стихов), 1997г. 
5.  Курбатова Т. «Разноцветные стихи и сказки леса», Тамбов, 2003г. 
6. Новицкая Галина «Еще» грибами пахнет лес; М., 1985г. 
7. Токмакова И. «Карусель», 1999г. 
8. Хринкова А.Г. «Мир детства: Младший школьник», М., 1981г. 
9. Юранхо  М. «Пернатые друзя» (Загадки), 2001г. 
10.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Балрылкина Л.П. « Внеклассные 
мероприятия» 1 класс, М., «Вако»,2004г. 
15