Формирование коммуникативных УУД при обучении написанию личного письма на уроках английского языка на начальном этапе

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
КПК «Современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС»







«Формирование коммуникативных УУД при обучении написанию личного письма на уроках английского языка на начальном этапе»









Выполнила:
Байдалюк Алина Сергеевна,
учитель английского языка,
МОУ школа №1 г. Тольятти, Самарской области, РФ.
(эссе, практикум, Сочи, заезд 12 июля – 20 июля 2015 года)







Введение

В современных условиях существует реальная возможность вести личную и деловую переписку с носителями языка, все это делает возможным для учащихся участие в коммуникации на изучаемом языке. И поэтому умение максимально точно и грамотно выразить свои мысли и суждения играют здесь первостепенную роль. Обучение письму будет носить коммуникативный характер, если учащийся перед выполнением задания будет знать что? кому? куда? и с какой целью? он пишет.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающие умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных учебных действий очень велики. Этому и посвящен данный проект, целью которого является исследование способов формирования коммуникативных УУД при обучении написанию личного письма на начальном этапе обучения.
Задачами проекта являются:
1) исследование приемов формирования коммуникативных УУД;
2) разработка системы задач для обучения написанию личного письма;
3) выявление сформированных коммуникативных УУД, посредством решения поставленных учебных задач.
В результате этого исследования мы разработаем алгоритм формирования коммуникативных УУД в письменной речи для младших школьников.
Формирование коммуникативных УУД при обучении написанию личного письма на уроках английского языка на начальном этапе.

В разделе программы «Требования к выпускникам начальной школы» сказано, что ученики должны писать короткое личное письмо зарубежному другу, в рамках изучаемой тематики. Таким образом, моя основная педагогическая задача – организовать благоприятные условия для учебных действий на уроке. Уже со 2-го класса начинается обучение личному письму. Я работаю с УМК FORWARD, под ред. Вербицкой. Первое знакомство с личным письмом происходит в 13 разделе учебника за 2 класс. В этом разделе содержится письмо Даши. Читая это письмо, ученики знакомятся, как правильно обратиться в письме и как завершить его, знакомятся с коммуникативной задачей письма. При этом я рассказываю о том, как оформляют свои письма англичане.












На данном этапе работа с текстом письма носит больше ознакомительный характер (чаще всего через текст задания вводится новый лексический или грамматический материал). И все же, уже на этом этапе у учеников начинается формирование таких коммуникативных учебных действий как умение вступать в учебный диалог с учителем во время обсуждения правил оформления письма, умение формулировать собственные мысли и высказывать свою точку зрения, а также умение понимать сообщение направленное ему через личное письмо.















Хорошим дополнением к первому знакомству с письмом являются подстановочные упражнения, способные к легкому, плавному усвоению формы.










Далее происходит более детальное обсуждение типовых писем, и ученики учатся не только воспринимать текст письма, но и продумывать вопросы, которые можно задать своему другу по переписке. На этом этапе формируются следующие коммуникативные УУД: умение понять личное сообщение, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого общения, умение задавать вопросы в рамках обсуждаемой в письме темы. Если ученик не научится грамотно и тактично задавать вопросы, коммуникация рано или поздно может прерваться. Поэтому на данном этапе уже закладываются основы вежливого, тактичного общения по переписке.




























В 3 классе ученики продолжают знакомиться с правилами оформления английских писем и уже учатся писать свои первые письма. Курс 3 класса изобилует разного рода упражнениями (в том числе и подстановочными) с текстами писем, что позволяет ученикам запомнить основные клише и форму личных сообщений.
Ученики пробуют написать свое первое письмо на основе образца, что позволяет им без всяких трудностей справиться со своей первой творческой письменной работой.


На этом этапе у учеников появляется возможность в формировании новых коммуникативных УУД, таких как умение строить письменное монологическое высказывание, соблюдая правила речевого оформления, формулировать собственные мысли. Все это приближает учеников к цели – умению вести переписку с английскими друзьями.
В дополнение к этому в 3 классе ученики знакомятся с написанием и оформлением адреса в письме. Задание носит пока ознакомительный характер.






















В 3 классе письмо не выступает самостоятельной целью обучения, хотя и делаются попытки уже собственного написания личного письма. Основное внимание уделяется умению выписывать из текста слова и словосочетания и соответственно вписывать в текст пропущенные слова и словосочетания, что одновременно служит средством формирования навыков использования изученных слов и грамматических конструкций в коммуникативно-значимом контексте. Вместе с тем в 3 классе начинают овладевать основами письменной речи. Для этого используются коммуникативно-значимые задания: написание поздравительной открытки и дописывание личного письма по образцу. Подобные виды заданий предлагаются и в 4 классе с учетом расширения лексико-грамматического и тематического репертуара школьников.
В 4 классе начинается последовательная работа над формированием микроумений, необходимых для создания письменных произведений речи. Формируется умение задавать вопросы, понимать и отвечать на вопросы других. Типовые тексты писем составлены таким образом чтобы у учащихся была возможность дать ответы на поставленные вопросы и научиться самим задавать корректные вопросы.






































В завершение курса начальной школы ученики должны уметь написать короткое личное письмо с опорой на образец на заданную тематику и с решением определенной коммуникативной задачи.



























На данном этапе формируются следующие коммуникативные УУД: умение понимать партнера по переписке, строить собственное письменное монологическое высказывание, умение формулировать собственные мысли и высказывать свою точку зрения, задавать вопросы и отвечать на них.
Заключение

В своей работе я проследила алгоритм формирования коммуникативных УУД при обучении написанию личного письма в начальной школе. Уже со 2 класса ученики знакомятся с правилами обращения, оформления и завершения письма. Они учатся понимать сообщение направленное лично им через текст письма.
В 3 классе производится первая попытка написания личного письма, знакомятся с оформлением адреса. На этом этапе у учеников формируется умение задавать, понимать и отвечать на вопросы партнера по переписке, формулировать собственные мысли.
В 4 классе оттачивается умение оформлять письма, соблюдая правила речевого поведения. Апогеем такого обучения является умение написания короткого письма зарубежному другу в рамках изучаемой тематики с опорой или без опоры на образец.






IMG_20141125_22021015