Конспект урока по русскому языку на тему: Обобщение по теме: «Правописание гласных после шипящих»(2 класс)

Обобщение по теме: «Правописание гласных после шипящих».
Цели урока.
1 .Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме, формировать навыки правописания и самоконтроля
расширять словарный запас учащихся;
2. Воспитательные:
развитие умения обосновывать правильность написания; прививать любовь к русскому языку; воспитывать активную личность; прививать любовь к родному краю.
3. Развития:
развивать речь, орфографическую зоркость; развивать внимание, наблюдательность, развивать познавательную активность учащихся.

Ход урока.
1.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет, ребятам впрок.
Многое сейчас узнать.
Постарайтесь все понять.
- Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие, посмотрите на доску ( На доске вагончики)
Чтобы паровозу ходу набрать
Слово вам предстоит прочитать
Я думаю это не трудный вопрос
Слово сложи из веселых колес ( Щ, Н,О,Ч,И,А)
-Да на веселом поезде до станции Чащино

2 Минутка чистописания.
Чтобы отправиться в путь, нам надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут нашу тему урока.
(В руках конверт с буквами)
Загадки:
- Все друзья мои решили:
Эту букву пишут как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
- Да, это буква ча.
2) Играющий щенок,
Кверху лапками он лег.
- Да, это буква ща.
3) Это ж,
А это –к
Целый жук
И полжука.
Это буква жэ
4) Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква Ш.
Вот эти буквы подскажут тему нашего урока.
Кто уже догадался?
Сегодня мы будем развивать умение писать слова с сочетаниями жи ,ши; ча,ща; чу,щу; чк, чн. Эти сочетания подскажут нам правила грамотного письма. Повторение правил.
- Прежде чем вы начнете красиво писать в тетради, скажите:
- Чем или кем вы представляете свою ручку?
- Легким перышком птицы?
- Капелькой росы, в моей ладошке
- Порхающей бабочкой в моей руке?
- Напомнить гигиенические навыки при письме.

На доске.
1) Жш чщ
Правильно взяли ручки, чтоб росинка не скатилась и красиво пишем в тетради прописные слияния букв жш, чщ

3.Словарная работа
Мы подъехали к станции «Словарная»
Но ребята, я в растерянности:

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
-Вот они, шаловливые мышки, они теперь и сами призадумались, да не могут вспомнить, что это были за слова.
- Давайте покажем мышкам, что мы знаем эти слова и сейчас их запишем.

« рона,рока, робей, тел, зац, мведь, рбята.
- Записать слова, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.
- Какое слово лишнее? Почему?
Какая орфограмма спряталась в словах? Почему эти слова надо запомнить?
По очереди пишут слова.

4. Звуко- буквенный анализ слова.
ребята -/ вариант, заяц // вариант.
Вспомнить йотированные гласные.

5. Все в вагоны и мы поехали дальше на станцию « Повторяй-ка»
Письмо под диктовку.
Жизнь дана на добрые дела!
- Кто нуждается в добрых делах, кому мы можем помочь зимой?
- Беседа о помощи птицам зимой.
1.Поставить ударение в словах
2. Какие орфограммы спрятаны в словах?
3. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

5. Физминутка.
На каждый вопрос дети хором отвечают
« Вот так»
- Как живешь?
( Дети вытягивают руки вперед и показывают большой палец.)
- Как идешь
(Ходьба на месте)
- А бежишь?
( Бег на месте)
- Ночью спишь?
(Руки под щеку, нагнуть голову)
- Как берешь?
- Как даешь?
- А молчишь?
- А грозишь?
- А сидишь?
-Молодцы.

6. А мы с вами на станции « Узнавай- ка»
1.Вагончик. Письмо по памяти
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики, чижи
Жирафы, мыши и моржи
Сочетания жи,ши.
Запишите слова по памяти с сочетаниями жи, ши.
вагончик « Игра» «Слоговой аукцион»
/ вариант // вариант
ча ща
вагончик:
Спишите, вставьте букву.
Яша решал зада
Рыбак поймал щку
вагончик « Загадки»
Отгадайте, запишите слова.
В конце предложения ставится (Точка)
Орешки на зиму запасает ( белочка)
В воду любит окунаться
В краски любит одеваться
А потопом в альбом мой – скок!
И раскрасила цветок ( кисточка)
Один ученик у доски.

7.Следующая станция « Соревновательная»
Учащиеся по одному выходят к доске «цепочкой» записывают сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу, чтобы конец одного слова был началом другого слова.
/ ряд
лузнь
гаралет
задасто
ерпы
// ряд
свесы
лызнь
ровель
куй

/// ряд
стугун
крилки
утака
малыло
Проверка по рядам. Найди лишнюю пару. Докажи.

9. Физминутка.
10.В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового.
И я, и мы, и ты ( повороты головой)
А в Чащино нам встретится
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи (Приседают)
Зарядкино! Зарядкино.
Довольно детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.

10. Вдалеке уже виднеется « Чащино»
Но мы на станции «Самостоятельная»
/ вариант.
Спишите вставляя пропущенную букву. В конце предложения ставьте точку.
Малыш . ходили в рощ там озеро у берега качлись камыш над водой летали чйки и стриж... .
Сколько предложений получилось?
Карточка- помощник- слабым детям.
Подчеркните знакомые орфограммы.
// вариант.
Составьте предложения из групп слов.
упражнение 180
Карточка- помощник.
Проверка.
12 Повторение.
.Работа над безударными гласными по блокнотам. (Правило)
Озеро, вода, стрижи, деревьев, вершины, тиши.

Парные звонкие и глухие согласные. Измените слова, чтобы они стояли в
единственном числе.
Ежи, чижи, малыши, зонты, зубы, дожди.
И с этим заданием вы справились. Молодцы!

13.Закрепление
Открыть доску на ней лесная поляна, пруд, заросший камышом.
- Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретили знакомые правила на правописание гласных после шипящих.
Так какие же это правила?
- жи, ши; ча, ща; чу, щу; чк.чн,щн.
Придумать рассказ по картинке.

14. Игра « Кто больше слов»
/ ряд // ряд /// ряд
ча, ща чу, щу жи, ши

Итог урока.
Наше путешествие закончено.
Урок подошел к концу
- Какие правила повторяли на уроке.
- Что нового узнали?
- Что интересного было?
Молодцы. Все работали активно.
Оценки.


15