Программа элективного курса по военно-прикладной подготовке «Школа выживания» для обучающихся кадетских классов

Содержание программы

Тема 1. Автономное существование. 7 часов - из которых 4 часа теория, 3 часа – практика.
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Ориентирование на местности
с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным
явлениям. Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Международная кодовая
таблица подачи сигналов бедствия. Оборудование жилища. Добывание огня и приготовление
пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных
регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных
трав.
Тема 2. Пожарная безопасность 3 часа. 2 часа – теория, 1 час – практика.
История пожарной охраны России. История пожарного дела в России. Становление отечественного пожарного дела. История советской пожарной охраны. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Тема 3. Действия в чрезвычайных ситуациях природного характера региона. 2 часа - теория
Характеристика опасных природных явлений характерного для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера. 2 часа – теория.
Тема 4. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях. 5 часов – теория.
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоление стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правил поведения в жизненно-опасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемом саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п
Содержание
Кол-во
часов
Форма
проведения
Дата
проведения

1
Автономное существование
7

План
Факт.

1.1
Автономное существование и основные
принципы выживания.
1
теория



1.2
Ориентирование на местности, определение
места положения.
2
1 час теория
1 час практика



1.3
Разведение огня. Подача сигналов бедствия.
Международная кодовая таблица подачи
сигналов бедствия.
1
практика



1.4
Оборудование жилища
1
теория



1.5
Добывания пищи и воды.
1
теория





Порядок определения азимута. Движение по азимутам.
1
теория



2
Пожарная безопасность
3




2.1
История пожарной охраны России.
1
теория



2.2
История пожарного дела в России.
1
теория



2.3
Пользование подручными средствами пожа-
ротушения.
1
практика



3
Действия в чрезвычайных ситуациях
природного характера региона
2
теория



3.1
Характеристика опасных природных явлений,
характерного для нашего региона.
1
теория



3.2
Правила поведения при попадании в чрезвы-
чайные ситуации природного характера.
1
теория



4
Психология поведения людей в
экстремальных ситуациях
5
теория



4.1
Влияние опасных факторов окружающей
среды на психику человека.
1
теория



4.2
Психофизиологические приемы
саморегуляции.
1
теория



4.3
Идеомоторная тренировка. Сущность и
содержание.
1
теория



4.4
Волевая саморегуляция.
1
теория



4.5
Методика обучения приемам волевой
саморегуляции.
1
теория




ИТОГО:
17









Учебно - методическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;
- электронная презентация, созданная средствами программы - редактора презентаций;
- комплект плакатов по различным темам курса.


Литература

Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк, 1995.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М.: Знание, 1990.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.
Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. – М.: МЧС часть. 2.
Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. – М.: Военное издательство. 1990.
Поляков В.В., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. – М:1992.
Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М. ВИМИТ, 1993.
Лифлянский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продутов. – М .: Терра – 1996 г.
Справочник лекарственных растений. – М., 1999.
«ОБЖ 6-10 классы» Учебники для общеобразовательных учреждений под общей редакцией Ю.Л. Воробьева; АСТРЕЛЬ - АСТ 2013 год
Журналы «ОБЖ» за 2007 - 2013 г.


Ѓђ Заголовок 3Ѓђ Заголовок 4Ѓђ Заголовок 5 Заголовок 715