Технологическая карта урока по теме  ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ. 
Русский язык 3 класс                        учитель начальных классов: Артамонова Н. А.
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ
Педагогическиецели Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческими чередованиями звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные) Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; находят в предложении незнакомое слово, определяют его значение; находят корень в однокоренных словах с чередованием
Личностныерезультаты Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Основное содержание темы, понятияи термины Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение; чередование гласных; происхождение слов, старославянский язык
Образовательныересурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Таблица «Исторические чередования в корне слова»
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы,методыметодическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце:
«Все ребята – молодцы!»
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Фронтальная, индивиду-альная.
Практический. Письмо Будь внимателен на уроке
 INCLUDEPICTURE "http://nsc.1september.ru/2004/22/5.gif" \* MERGEFORMATINET  INCLUDEPICTURE  "http://nsc.1september.ru/2004/22/5.gif" \* MERGEFORMATINET  Выполняют письмо по образцу Пр. –  вырабатывают каллиграфический почерк Правильное напи-саниеIII. 2. Работа в паре (на карточке). Проверка – один ученик из пары (с проверочным словом).
П – осуществляют само-проверку, устанавливают правильность выполнения задания Фрон-тальный(устный ответ), вы-борочный (письменный ответ)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
IV. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая минутка Индивидуальная (письменная работа), фронтальная (ответы на вопросы) – Распределите слова по трем столбикам (непроверяемые гласные, с одной проверяемой, с двумя проверяемыми гласными).
Материал к заданию: веселый, горох, колосок, далекий, небеса, шоссе, знамена, сторона Производят морфемный и орфографический разбор слов, классифицируют объекты по указан-ным признакам Пр. – отрабатывают умение производить морфемный и орфографический разбор слова.
П – применяют полученные знания в решении практических учебных задач.
Р – принимают учебную задачу Индивидуальный (письмо, аргументированный устный ответ)
V. Постановка учебной задачи.
Работа с мате-риалом для наблюдения Фронтальная. Словесный. 
Сообщение учителя, беседа, чтение – Прочтите слова (молодой, младенец, молодежь, младший) и ответьте, являются ли эти слова однокоренными? Выделите корни в этих словах.
– С какой проблемой вы столкнулись?
– Какие сочетания букв затруднили вашу задачу – найти корень слова? 
– Попробуйте сформулировать учебную задачу: чему должны научиться? Анализируют пред-ложенные слова,доказывают их принадлежность к группе однокоренных, производят морфемный разбор, находят в каждой паре соче-тание оро-ра.
Формулируют учебную задачу Пр. – закрепляют навыки морфемного и орфографического разбора.
П – применяют имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, определяют недостаточность имеющихся знаний для решения проблемного вопроса.
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Фронтальный (ответы на во-просы)
VI. Усвоение новых знаний и способов  Фронтальная, индивидуальная. Словес- – Загляните на «Страничкудля любознательных», там вы сможете найти ответ на свои  Читают текст, полу-чают необходимую информацию, отве- Пр. – расширяют представления об истории русского языка, используют широ- Беседа по вопросам, раз-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
действий.
1. Работа с учебником: «Стра-ничка для любо-знательных» (с.109) ный, практи-ческий. Чтение, беседа вопросы или подтвердить свои предположения.
– Из какого языка к нам пришли сочетания ра, ла, ле?
– Каково происхождение слов с сочетаниями оро, оло?
– Подберите для слов старославянского происхождения из предложенного стихотворного отрывка слова с сочетаниями оро, олочают на вопросы учителя, опираясь на полученную теоретическую справку. Подбирают слова-синонимы древнерусского происхождения кий словарный запас для решения познавательных задач.
П – извлекают необходимую информацию из текста теоретического характера, воспроизводят ее в форме ответов на вопросы учителя вернутые ответы
2. Выполнение упр. 205 в учебнике Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, ответы на вопросы – Теоретические знания вы получили, теперь попробуйте применить их на практике
Составим алгоритм :1.Прочитай слово.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4. Определи безударную гласную.
5.Подбери проверочное слово.
сосна  -  сосны
Читают пары слов, указывают чередующиеся сочетания букв, объясняют значения слов; указывают слова, вышедшие из употребления,применяют алгоритм. Пр. – расширяют представления об истории русского языка, работают над развитием речи, совершенствуют умение производить лексический разбор слова Фронтальный. Беседа по вопросам, раз-вернутые ответы
Физкультминутка Коллективная. Практический Руки подняли и покачали –
                      это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – 
                      ветер сбивает росу. 
В сторону руки, тихонько     помашем – это к нам гуси летят.
Как они сядут, тоже покажем –
                      руки сложили назад. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. П – применяют полученные знания в нестандартной ситуации.
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни Правильное выполнение движений в соответ-ствии с текстом
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– Вопрос для внимательных уче-ников: найдите слово (в первом предложении физкультминутки) с сочетанием ере и подберите для него пару с сочетанием ре Отвечают на вопрос учителя: называют слово «деревья», подбирают для него пару (древо, древесный) VII. Закрепление знаний и способов действий.
Тест 3 –х уровней проверки. . Практический. Письмо Организует работу с тестами,выбор сложности.Приложение 1.
Слушают задание учителя, письменно самостоятельно выполняют упражнение Пр. – владеют орфографической зоркостью.
П – используют полученные умения при выполнении практического задания, применяют полученные знания на практике Индивидуальный (письмо)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная. Словесный. 
Беседа – Какая задача стояла перед нами?
– Удалось ли ее решить?(солнышко)
– Кто справился с задачей? ( Звездочка)
– Кто испытывал затруднения? (тучка)Почему? Отвечают на вопросы учителя Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Само-регуляция
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
Домашнее задание (учебник, упр. 206) Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи  Р – принимают учебное задание в соответствиис уровнем своего развития Приложение №1.
Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне».  3 уровень
                                         1 вариант.
1. Написание каких безударных гласных требует проверки?
                1) а        2) я        3) о       4) ё      5) е       6) у        7) и.
2. Если в корне проверочного слова буква ё, то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?
                 1) о         2) е         3) ё         4) и          5) я.
3. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …
гласная стояла в конце слова.
гласная стала ударной.
гласная стояла перед согласным.
4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.
      1) Под ударением слышится гласный …
      2) Ставлю безударный гласный под ударение.
      3) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
      4) Слышу в корне слова безударный гласный …
5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).
      1) тяжёлый4) берег7) берёза
      2) лисица     5) колючий                              8) урожай
      3) ворона                              6) дорога                                  9) обезьяна.
6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.
      1)  Ночной – а) ночник б) ночка   в) ночлег  г) ночевать.
      2)  Трава  –   а) травка  б) травинка  в) травяной г) травянистый. 
      3)  Садовник – а) посадил б) садик  в) садовод г) садовый.
      4)  Река -  а)  речка  б) речной   в) речушка  г) речник.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой а?
      1) расск . зать, ут . мительный, просл . влять.
      2) вст . вать, ц . рица, др . жание.
      3) сч . стливый, сл . беют, ш . гает.
8. Выбери слова  с буквой о. 
      1) г . родок           4) м . рской 7) м . лыш      2) кр . льчатник             5) в . лнистый                        8) к . вёр      3) д . лёкий                     6) в . ренье                             9) п . л . сатый.
9.  Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
        Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.
10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне ?       Я родился в день дождливый
       Под осинкой молодой,
       Круглый, гладенький, красивый.
       С ножкой толстой и прямой. ( ____________________ )
                     а) 7         б) 6          в) 5          г) 3            д) 4
Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне». 3
                                                      2 Вариант.
1. Написание каких безударных гласных требует проверки?
                1) о        2) ю        3) и      4) а      5) у      6) е        7)  я.2. Если в корне проверочного слова буква ё, то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?
                 1)  е         2) я          3) и         4) ё          5) о.
3. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …
         1)   гласная стояла перед согласным.
гласная стала ударной.
3)   гласная стояла в конце слова.
 4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.
      1)  Ставлю безударный гласный под ударение.
      2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
      3) Под ударением слышится гласный …
      4) Слышу в корне слова безударный гласный …
5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).
      1) стена4) мороз7) осина
      2) машина     5) скрипучий                          8) горох
      3) сорока                              6) народ                                   9) собака.
6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.
      1) Ледяной – а) ледник  б) ледок   в) лёд   г) обледенелый.
      2) Грибы –   а) грибок  б) грибница  в) грибник  г) гриб. 
      3) Скворец – а) скворцы  б) скворушка  в) скворчата  г) скворечник.
      4) Лесной -  а) лесок   б) лесник   в) лес  г) лесничий.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
      1) в . сенний , св . стит, бл . дней.
      2)  в . черний, зв . здопад, осв . щение.
      3)  т . мнота, т . шина, т . нистый.
8. Укажи слова  с буквой и. 
      1) ш . рстяной           4) п . чёный 7) п . сатель      2) ж . лток                      5) ч . стота                              8) изв . щение      3) щ . пать                      6) пл . сать                              9) б . жать.
9.  Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
                          Как красивы узоры на оконном стекле!
10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне ?            Домовитая хозяйка,
         Полетает над лужайкой,
        Похлопочет над цветком – 
        Он поделится медком. ( ____________________ )
                     а) 7         б) 6          в) 5          г) 3            д) 4
                                       Ответы на тестовые задания.
                                                            1 вариант.
                                      
     1.     1) а,   2) я,  3) о,  5) е,  7) и. 
     2.    2) е. 
     3.    2)   
     4.    4),  2),  1),  3) .
     5.    2),  3),  4),  6),  7),  8),  9). 
     6.    1) - В),  2) - г),  3) - б),  4) - в). 
     7.    3). 
     8.    1),  2),  4),  5),  8),  9). 
     9.    Стемнело, появилась, звезда. 
    10.    Гриб;  в) 5. 
 
   
                                                                 2 вариант.
 
     1.      1)  о,    3)  и,   4)  а,   6) е,  7)  я. 
     2.      1) е. 
     3.      2)   
     4.      4),   1),   3),   2) .
     5.      2),  3),  4),  6),  7),  8),  9). 
     6.      1) - б),   2) - а),  3) - б),  4) - а). 
     7.      2). 
     8.    3),   5),   7).    
     9.    Красивы, оконном, стекле. 
    10.      Пчела;  в) 5. 
Используемая литература: 
Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2011.
Л. А. Фролова. Русский язык. Тесты. 3 класс. Учебно – методическое пособие.
«АСТ»  «Астрель» Москва . 2003 год.
Приложение №2.
2 уровень
                   ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ».                                        
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова,  надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук  [Н].
4) чтобы на гласный падало ударение.
2. В каком   слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
                        1) ковёр
                        2) шалун
                        3) волна
                        4) свисток
3. В каком   слове безударную гласную можно проверить:
                        1) тарелка
                        2) пальто
                        3) улица
                        4) часовой
4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
                         1) весло – вёсла
                         2) чистый – чистота
                         3) шалун – шалость
                         4) гроза – грозный
5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
                          1) положить
                          2) гороховый
                          3) переделать
                          4) заколосится
6. В какой строке во всех словах в корне пишется проверяемая безударная гласная «я»:
                           1) ст.пной, кр.вой, пр.мой                           2) ч.тать, пл.сать, м.чтать                           3) м.сной, загл.нул, р.бой                           4) п.тёрка, мес.ц, гр.да  7. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «НОЖИ»
                        1) н - [н] – согласный,  звонкий, твердый
                        2) о - [о] – гласный, безударный
                        3) ж - [ж] – согласный, звонкий, твердый
                        4) и - [ы] – гласный, ударный                                                                                                                                                                                
8. В какой строке слово соответствует схеме слова: «ПОХОДКА»
                         1) входы
                         2) осенний
                         3) пересадки
                         4) домики
  9.  В каком ряду дана верная характеристика предложения:
                 «Ребята, вы любите книги?»
              1) повествовательное, восклицательное
      2)  вопросительное, невосклицательное
      3)  вопросительное, восклицательное
       4)  повествовательное, невосклицательное
Приложение №3
                   ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ».                 1 уровень                       
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова,  надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук  [Н].
4) чтобы на гласный падало ударение.
2. В каком   слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
                        1) ковёр
                        2) шалун
                        3) волна
                        4) свисток
3. В каком   слове безударную гласную можно проверить:
                        1) тарелка
                        2) пальто
                        3) улица
                        4) часовой
4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
                         1) весло – вёсла
                         2) чистый – чистота
                         3) шалун – шалость
                         4) гроза – грозный
5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
                          1) положить
                          2) гороховый
                          3) переделать
                          4) заколосится