Технологическая карта к уроку русского языка Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1.Ф.И.О.учителя Носова Надежда Николаевна
2.Класс 2а Дата: 22.11.2013г. Тип урока: «Открытие» нового знания.
3.Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова.
Цель урока
Развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.
Задачи урока
Образовательные: умение использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает этот звук в слове.
Развивающие: развивать умение закреплять написание парных согласных на конце слова.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих возможностях.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму.
Метапредметные:
познавательные – выявлять сущность особенности объектов, делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные – строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оснащение/ресурсы урока
- учебник «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова;
- ноутбук,
- презентация, И.Д.
- рабочие тетради.
Организационная структура урока
Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Этап мотивации (самоопределения к деятельности)
Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности
Ребята, я предлагаю вам взяться за руки.
- Что вы ощущаете?
- Сегодня у нас гости.
- На уроке нам необходимо показать, как мы умеем мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Дети образуют змейку, взявшись за руки.
- Тепло ладошек соседа.
Личностные:
-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания
- Внимание.
-Произнесите одновременно каждый вслух своё полное имя.
- Сядьте те, чьё полное имя начинается со звонкого согласного звука.
- А теперь те ребята, чьё полное имя начинается с глухого согласного звука.
- Какая группа ребят осталась стоять?
Проанализируем последовательность нашей посадки.
- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?
- Чьи имена начинаются с гласного звука.
- Звонкие и глухие согласные звуки, гласные звуки.
- Будем составлять слова с данными звуками, рассуждать о звуках, сравнивать звонкие и глухие согласные звуки и т. д.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:
– анализ объектов с целью выделения признаков;
- обобщать и классифицировать по признакам.
3. Этап выявления места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторения.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений.
Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации
Цель: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
Цель: применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
- У нас появилось несколько мнений по данному вопросу, а чтобы прийти к общему мнению, я вам предлагаю выполнить следующее задание, (на слайде загадка «Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб»). (Сл. 1)
- Прочитайте данную запись.
Что в ней особенного?
- Ребята, оказывается, не только мы с вами анализировали эту загадку, но и мои бывшие ученики, учащиеся 6 класса Егор и Аня. (На слайде запись: Егор: «Ела, ела дуп, дуп, поломала зуп, зуп». Аня: «Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб». (Сл.2)
- Они так записали эту загадку. И у них возник спор. Как вы думаете, по какому поводу?
- Почему возникла проблема у Егора?
- А можем ли мы с вами разрешить этот спор?
- Так над какой темой мы будем работать на уроке?
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Спишите загадку, написанную верно.
- Вспоминаем парные согласные по ленте букв и стишок о них.
Одинаково ли произносятся звонкие и глухие согласные в конце слов?
(1-е понятие).
-Я предлагаю вам следующее задание. (На слайде слова: ястреб, год, рукав, этаж, глаз, флаг, суп, лист). (Сл.3)
- Прочитайте данные слова. Разделите эти слова на группы по разным признакам.
-Что общего у всех этих слов?
- Выделите в этих словах последний согласный звук.
-Я пишу на доске: б - (п), д – (т), в – (ф), ж – (ш), з – (с),
г – (к), п – (п), т – (т)
- Посмотрим на звуки и буквы. Что вы заметили?
Стр. 105 – правило (1 часть)
Всегда ли произношение согласных на конце слова расходится с написанием? (2-ое понятие)
- А для того, чтобы научиться доказывать написание данной орфограммы, прочитайте данные слова ещё раз и ответьте на вопрос.
- Всегда ли произношение парных согласных расходится с написанием?
- Кто может доказать своё мнение?
- Стр. 105 (2 часть правила)
С.104 упр.147
- Запишите слова в два столбика. В 1 – слова, в которых произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слов совпадает, а во 2 - в которых не совпадает.
С.104 упр.146 (Работа в парах)
-Какие слова в предложениях под цифрой 1 произносятся одинаково? ---Какие пары выписали? Проверка на ИД.
- Почему произношение и написание этих слов расходится?
-Разобрать значение слов.
- Прочитайте слова: луг – лук.
- Какое из этих слов первое или второе, обозначает участок земли, покрытый травой и цветами.
- Докажите, почему в этом слове пишем букву г.
- Правильно.
Проверочное и проверяемое слово. (3-е понятие)
Стр. 105 (3 часть правила)
- А теперь выполним упр.149, с.104
- Запишите предложения так, как в книге.
- Могут ли слова в скобках быть проверочными?
Проверка: чтение предложений по слогам, с чётким проговариванием парных согласных.
Подведём итог нашего урока:
- Как произносятся парные согласные в конце слов?
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце?
- Закончите предложения: (слайд 5)
- Сегодня на уроке я узнал
- На этом уроке я похвалил бы себя за.
- Сегодня я сумел..
- Выберите смайлик, который показывает ваше отношение к сегодняшнему уроку.
-Спасибо за урок.
- Это загадка, отгадка – пила. В загадке есть повторяющиеся слова, оканчивающиеся на парные согласные звуки
- Егор не знает правописание парной согласной на конце слова.
- Правописание парной согласной на конце слова.
- Уметь доказывать правильность написания данной орфограммы.
-Можно разделить на двусложные и односложные; на слова, которые начинаются с гласного и согласного звука.
- У всех этих слов есть парная согласная на конце.
Дают характеристику звукам.
Буквы звонкие и глухие, а звуки все глухие.
- Звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо.
- Нет. Не всегда. Суп, лист – написание не расходится с произношением. В других словах расходится произношение и написание.
Жираф (ф) - глухой, произношение и обозначение на письме
парных согласных в конце слов совпадает. Год – (т) не совпадает.
Жираф, кот, плот.
Год, друг, город.
Лес – лез, лук – луг.
(слайд 4)
- Слова имеют разные значения.
- Это слово луг.
- Нужны проверочные слова. Проверочное слово луга.
Анализируют ход выполнения упражнения.
Да, могут. Перед гласными звуки слышатся чётко.
- Одинаково глухо.
- Подобрать проверочное слово.
Регулятивные:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с загадкой.
Коммуникативные УУД
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные:
-планирование, прогнозирование;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
- на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные:
- выявлять сущность особенности объектов;
-на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-развиваем умение слушать и понимать других;
строить речевое -высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-умение работать в паре.
Познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; логические;
-построение логической цепи рассуждений.
Познавательные:
-развиваем умения извлекать информацию из текста.
Регулятивные:
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
-развиваем умения извлекать информацию из текста.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
15