Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Анализ причин роста правонарушений среди несовершеннолетних
Согласно Закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (Закон РФ «Об основах системы профилактики», 2000).
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи. Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях школы стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени его общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
Поэтому в российском законодательстве отражен системный общегосударственный подход в организации работы с несовершеннолетними группы риска, определены субъекты социальной и профилактической работы. В Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [ФЗ № 120] определены группы детей – объектов профилактической работы, а именно:
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его родителей, законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный – не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает анти общественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, либо жестоко обращаются с ними.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении.
Признаки социально опасного положения и трудной жизненной ситуации в текстах основных российских законов совпадают:
Трудной жизненной ситуацией считается такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство, безнадзорность; малообеспеченность; безработица, отсутствие определенного места работы, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
При этом несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов.
На формирование девиантного поведения влияют следующие факторы риска:
- Криминальный – преступление против нравственности; принуждение детей со стороны родителей к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения. Продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции.
- Семейный фактор – нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания ребенка, необходимого психологического комфорта в семье.
- Объективная ситуация, вызывающая трудности в воспитании, содержание и осуществление контроля в семье со стороны родителей.
-Детский фактор – патологические девиации характера некоторых детей, склонность к потреблению психоактивных веществ, самовольным уходом из дома или учебно-воспитательного заведения и другими формами отклоняющегося поведения.
- Молодежный фактор – развитие асоциальных подростковых "субкультур"
- Организационный фактор – недостатки в работе системы образования, служба занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других государственных структур.
Анализ причин роста правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних – следствие социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация – это нарушение взаимодействия личности со средой, характеризующиеся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей – открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях.
Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация порождается нарушением взаимодействия несовершеннолетнего и социальной среды.
На практике основное внимание уделяется лишь одной стороне – дезадаптированному несовершеннолетнему и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптированному подростку. Применять по отношению к нему репрессии – все равно, что запретить человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, не предлагая никакого лечения. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с социально дезадаптированнным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.
Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):
дисфункциональность семей;
личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения)
школьная дезадаптация подростка;
асоциально ориентированное неформальное окружение сверстников;
социально-демографические проблемы.
В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим варианты их сочетания.
Дисфункциональность семьи
Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Нежелание менять себя или взаимоотношения в семье – приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимание природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: потребление ПАВ, правонарушения, что становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Соответствующие ведомства реагируют на последствия, зачастую оставляя без внимания причины, истоки, корни проблемы – не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка.
Личностные особенности ребенка
Сами по себе личностные особенности ребенка не редко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у родителей неадекватную реакцию. Представление о "хорошем" ребенке, как об "удобном", послушном, сталкивается с особенностями реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, "подгонка" ребенка под "удобный стандарт", борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно последствие – нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах девиантного поведения. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего, обострение таких противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным, родители теряют авторитет.
При определенных условиях родители могли бы успешно справиться с возникшими проблемами. Но отклонение реальной ситуации в семье от их представлений и ожиданий, неготовность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к внутрисемейному конфликту. Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении "нестандартного" ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация Школа чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины:
-разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие);
-социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
Особенности семейного воспитания (гипоопека или гиперопека)
Воздействие асоциальной неформальной среды
- уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. Родители отвергают не только действительно низкое, вульгарное, но и позитивную составляющую в жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи – ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость.
Причины социально-демографического характера
К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, недостаток иногда знаний и опыта. Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность, попустительство.
Факторы социальной дезадаптации несовершеннолетних
Планируя свою работу с контингентом несовершеннолетних, для того, чтобы помочь ему преодолеть социальную дезадаптацию, необходимо ясно представлять, почему подросток оказался в социально опасной ситуации.
Преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации, причины, которой напрямую связаны с негативными факторами различного уровня:
- микроуровень. Асоциальная конфликтная семья, отклонения ранней детской социализации с накоплением негативного опыта.
- мезоуровень. Отчуждение от социально благополучных сверстников, школьного и классного коллективов, предпочтение криминальной среды общения. Мотивами поведения этих подростков становятся две группы особенностей: агрессия или страх. Агрессия выражается в нападении на окружающих (как физическом, так и моральном), потребности во власти, доминировании над другими. Это подвижные, активные люди – лидеры по натуре, склонные к реакциям аффекта, вследствие невоспитанности и слабой воли. Их отношение к окружающим высокомерное. Страх выражается как эмоция в ситуациях мнимой или действительной угрозы жизни индивида. Подростки, руководимые страхом, выступают в роли ведомых асоциальными лидерами, слуг, тупых исполнителей. Их легко уговорить, подчинить. Имея низкую самооценку, постоянно нуждаются в лидере и находят его в числе агрессивных сверстников.
- макроуровень. Социально-экономическая ситуация в стране: безработица, обнищание, политическая нестабильность, межнациональные конфликты. Ситуация отсутствия государственной идеологии, пропаганды философии индивидуализма и бездуховность.
Негативные факторы микроуровняКорни социальной дезадаптации лежат в социальных условиях развития личности и, прежде всего, в условиях семейного воспитания. Социальная дезадаптация, отчуждение от воспитанников берут свое начало в последствиях депривации, испытанной в детстве. Отсутствие эмоционально-теплых отношений, где родители ненадлежащим образом заботились о детях, не любили их, психологически не принимали их или даже жестоко обращались с ними. А чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Следствием этого является сенсорный голод (чувств, ощущений), недоразвитостью высших чувств, связанных с нравственностью – долг, совесть, отставание в развитии интеллекта и нарушения психики. Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей – самых близких и значимых для ребенка людей, дают ему чувство незащищенности, основание считать, что мир к нему враждебен, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Так закладываются основы отчуждения человека, его личностной позиции неприятия окружающей среды, непонимание ее, ожидание угрозы с ее стороны. Отсюда состояние неуверенности, недоверие, неприязнь, подозрительность, страх перед людьми, враждебность им, ощущение своего одиночества. Пытаясь как-то приспособиться к трудным ситуациям, избежать жестокости родителей, дети вынуждены искать иные, прочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие наиболее распространены среди них. Со временем эти черты становятся основой приспособленчества, низости, беспринципности и других пороков. В случае явного отвержения ребенка в семье, его озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Человек чрезвычайно ожесточается, сам становится циничным, грубым, агрессивным, не считается с чувствами других людей.
Негативные факторы мезоуровняМежду неуспеваемостью и преступностью можно установить четкое соотношение. Отсутствие признания успеха в школе вынуждает подростка ставить на первый план внешкольные цели, которые в этой ситуации кажутся легче достижимыми. Поскольку неуспеваемость часто сопровождается конфликтами с родителями, отказ от школы непосредственно влечет за собой и отказ от принятых обществом норм, интеллектуальную несостоятельность, и ему психологически легче быть хулиганом, чем дураком, что закладывает основу делинквентного поведения. Будучи никому не нужными и вытолкнутыми на улицу, эти подростки объединяются в группы, где они могут самореализовываться, получать поддержку и признание, общаться на равных, не опасаясь, критики и оценки. Нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у подростков парализуются основные механизмы социализации, ведущие к неправильному формированию представления о себе, своем "Я-образе". У подростков происходит асоциальная идентификация, сочетание себя с негативными эталонами, образцами поведения. В силу влияния окружения, у них происходит идентификация с их негативной микросредой, вырабатываются негативные устремления, нормы, установки. Идет процесс асоциального формирования личности, закладываются предпосылки принадлежности асоциальной группе, в которой подростки и совершают в дальнейшем преступления.
У подростков возникает чувство социальной неполноценности, неспособности, изолированности и оторванности от других людей. Свою неспособность они испытывают в учебе, труде, межличностном общении, поэтому уходят в асоциальную среду от реального преодоления своих трудностей. Это влечет в свою очередь появление у них повышенной тревожности, социального угнетения и подавленности и, в свою очередь, к формированию завышенной или заниженной самооценки, уходу от социально-полезных групп и поиску оптимального для них круга общения.
Негативные факторы макроуровняВ современном обществе изменились социокультурные условия становления личности. Социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, деморализующие ценности, навязываемые СМИ: в настоящее время кино, телевидение, реклама, а порой и общественно-политические отношения предлагают молодым людям ценности, которые, если они пытаются их реализовать, почти неизбежно приведут к конфликтам со школой, семьей, а так же с законом. Герою современных фильмов или романов "супер сильному", "крутому", готовому на любую авантюру, ничего не стоит обмануть, ограбить, уколоться – для него все безнаказанно, все "сходит с рук". Подросток принимает за норму такое безнравственное, и даже патологичное поведение личности, стремящейся к роскоши, власти, приключениям, быстрому успеху любой ценой. Культ потребительства, получение прибыли любой ценой, материальный достаток как высшая ценность – разрушают такие понятия как человечность, взаимопомощь, гуманное отношение к другому человеку.
Рассмотрим этапы развитие противоправного поведения. Выдающийся педагог - практик в области профилактики правонарушений в условиях общеобразовательной школы И.А. Невский ввел в науку понятие «механизм протекания отклонений в поведении». Этот механизм, представляющий собой четыре последовательных этапа, лежит в основе этапов построения профилактической работы в школе.
Итак, первый этап - дезориентация ребенка в новых, не привычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период его жизни привычные способы поведения теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны.
Второй этап - дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, приводит к социально-психологическому истощению и возникновению неуверенности в собственных силах, а с другой - к росту раздражения и неприятия окружающей среды, формирующего базу для обращения ребенка к социально негативным формам поведения.
Третий этап - дезадаптация ребенка, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для ребенка ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение ребенка теряет свою последовательность и логичность, слабо предсказуемо и объяснимо, часто носит импульсивный, аффективный характер.
Дальнейшее развитие отклонений в поведении несовершеннолетних, по мнению И.А. Невского, может идти двумя путями: через формирование либо деструктивного, либо асоциального поведения.
Четвертый этап - (первый вариант) - деструктивное поведение, характеризующееся воспроизведением подростком негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознанием неправильности, «запрещенности» своего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности своего поведения (в результате запуска психологического защитного механизма - вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессонница и т.д.), требующих медицинского вмешательства
И, наконец, четвертый этап (второй вариант) - асоциальное поведение воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли (прав тот, кто сильнее; хорошо то поведение, которое приносит личную выгоду; значимы те идеалы и ценности, которые удобны).
При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Одновременно девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных» людей, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из не мотивированных становятся мотивированными и, прежде всего, принимают антиобщественный и противоправный характер.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что именно рассмотренные этапы протекания отклонений в поведении несовершеннолетних не только являются основными направлениями профилактической работы по предупреждению правонарушений, но и определяют организацию, содержание, методы и технологии профилактической работы в школе. Кроме того, данные изучения «механизма протекания отклонений в поведении» наглядно свидетельствуют о необходимости и незаменимости социальной и социально-педагогической составляющей в профилактической работе школы.
Несмотря на то, что охарактеризованные этапы формирования девиантности (и, как следствия, противоправного нарушения) являются общими для всех несовершеннолетних «группы риска», подростки с противоправным поведением не являются однородной массой. Существуют несколько типологий несовершеннолетних, склонных к противоправным действиям. Подобная градация должна лежать в основе профилактической деятельности, поскольку от того, к какому типу принадлежит подросток, зависят не только содержание и методика работы с ними, но и структура, и способы реализации дифференцированного подхода к нему:
- ситуативный правонарушитель (противоправные действия преимущественно спровоцированы ситуацией);
- невротический правонарушитель (асоциальные действия выступают следствием интропсихического конфликта и тревоги);
- субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);
- «органический» правонарушитель (противоправные действия - следствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);
- психотический правонарушитель (противоправные поступки - следствие тяжелого психического расстройства - психоза, помрачения сознания);
- антисоциальная личность (антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств)
Обобщение вышеизложенного позволяет сконструировать своего рода модель личности несовершеннолетнего, склонного к правонарушениям. Для организации успешной профилактики правонарушений среди подростков в условиях школы недостаточно знать сущность отклонений и группу, которой принадлежит подросток. Мало разбираться в механизме протекания отклонений. Необходимо знать мотивацию этих отклонений, определяющую выбор в той или иной форме девиантного поведения, поскольку мотивация является неотъемлемым структурным компонентом каждой из форм. Поэтому вопросу мотивации правонарушений несовершеннолетних уделено много внимания в работах различных ученых и практиков.
Так, например, ряд ученых (А.И. Долгова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев и др.) ведут речь о специфической противоправной мотивации, представляющей собой систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности - внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений.
Гедонизм - это стремление в получении сильных и приятных ощущений. Соответственно «гедонистический риск» - это особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания опасных, угрожающих их удовлетворению ситуаций (Борисов, 1990). Угроза создается с самим субъектом, т.е. он сам совершает опасные поступки, ставит себя в опасное положение. Основная функция «гедонистического риска» состоит в создании чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний, возникающих в ситуации опасности.
Гедонизм как основа поступков несовершеннолетних существовал всегда, но широкое распространение получил с начала 80-х годов XX века. В настоящее время он не только не утерял, но напротив, укрепил свои позиции. Эта проблема является одной из основных наиболее сложных в области превентивной деятельности по предупреждению правонарушений среди молодежи. Ею занимаются ученые различных областей наук: педагоги, психологи, медики, социологи и пр. Однако конкретных способов ее решения, соответствующих массовости ее распространения, пока нет. Поэтому, осуществляя профилактику правонарушений подростков, общеобразовательная школа должна быть готова к борьбе, в первую очередь, именно с гедонизмом несовершеннолетних.
Вот как представляет механизм «гедонистического риска» И.Ю. Борисов. Подростки оказываются в ситуации, когда удовлетворены потребности, отвечающие за поведение в одних сферах жизни, и отсутствуют потребности, способные организовать поведение в других сферах. Преодолеть этот кризис легче всего путем «гедонистического риска», применив его к потребностям в безопасности и самооценке, поскольку:
- эти потребности актуализируются при угрозе;
- они очень сильны и поэтому способны порождать сильные эмоции даже при небольшой степени актуализации;
- эти потребности универсальны, поэтому их может «эксплуатировать» любой человек;
- не существует пространственно-временных ограничений для актуализации этих потребностей, поскольку они не цикличны и всегда «под рукой», т.к. направлены на самого себя.
Молодежь в «гедонистическом риске» получает необычный по своим возможностям способ получения сильных ощущений: способность актуализироваться при угрозе, особая сила, универсальность на фоне общей неразвитости потребностной сферы - все это позволяет любому, даже самому неразвитому подростку (и ему в первую очередь) неограниченное число раз и в любой желаемый момент времени получать очень сильные, не имеющие конкурентов эмоциональные переживания. Для этого требуется всего лишь найти или специально создать ситуацию, угрожающую безопасности или самооценке - задача для многих подростков чрезвычайно простая.
«Гедонистический риск» может участвовать в формировании таких форм поведения, как драки, оскорбление, провоцирование окружающих, азартные игры, отдельные формы вандализма, жестокие действия (в том числе по отношению к животным), кражи и некоторые другие.
Опасность «гедонистического риска» и сложность его профилактики в том, что чрезвычайно затруднено использование наказание как метода воздействия на несовершеннолетних. Приемы, центральным элементом которых является угроза, создают благоприятные условия для открытия и использования подростками и «гедонистического риска» - весь этот механизм является таким специфическим способом актуализации потребностей, в который угроза входит как важнейшая составная часть (Борисов, 1990).
Суммировав все вышесказанное и обобщив данные исследований ученых и педагогов-практиков, мы можем представить примерную общую модель комплексной профилактики правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы в системе российского образования.
Токоякова Галина Яковлевна
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Анализ причин роста правонарушений среди несовершеннолетних
Кибернетика (83)Коммуникации и связь (2320)Компьютерные науки (75)Культура и искусство (5433)Культурология (586)Литература : зарубежная (2101)Литература и русский язык (5460)Логика (69)Логистика (29)Маркетинг (4459)
Международное частное право (38)Международные отношения (2158)Менеджмент (8171)Металлургия (106)Москвоведение (621)Музыка (1169)Муниципальное право (46)Налоги, налогообложение (269)Наука и техника (1823)Начертательная геометрия (4)Новейшая история, политология (83)Оккультизм и уфология (9)Остальные рефераты (1506)Педагогика (6624)Политология (2380)Право (2218)Право, юриспруденция (773)Предпринимательство (600)Промышленность, производство(4354)Психология (7469)Психология, педагогика (1936)Радиоэлектроника (579)Реклама (902)Религия и мифология (2580)Сексология (710)Социология (3825)Статистика (94)
Таможенная система (425)Теория государства и права (260)Теория организации (47)Теплотехника (31)Технология (752)Товароведение (21)Транспорт (2083)Трудовое право (159)Туризм (115)Уголовное право и процесс (481)Управление (111)Управленческие науки (35)Физика (2716)Физкультура и спорт (3181)Философия (5149)Финансовые науки (5052)Финансы (486)Фотография (4)Химия (1792)Хозяйственное право (26)Цифровые устройства (35)Экологическое право (40)Экология (3536)Экономика (13917)Экономико-математическое моделирование (780)Экономическая география (141)Экономическая теория (976)Этика (612)Юриспруденция (689)Языковедение (171)Языкознание, филология (672)