Программа внеурочной деятельности Школа общения 
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. 
     Нравственное воспитание  является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. 
Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте происходит понимание, которое ляжет в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. 
Основными целями  программы «Школа общения» являются:
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Общая характеристика программы
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие. Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть  искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как  «Окружающий мир» А. А. Плешаков, «Детская риторика» Т. А. Ладыжен- ская, «Введение в народоведение» М. Ю. Новицкая.
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению  культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Рабочая программа курса «Школа общения» составлена на основе программы Максаковой В.И. «Организация воспитания младших школьников». - М.: Просвещение, 2003.
Логика изложения и содержание  программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа рассчитана на 17 часов.Ценностные ориентиры содержания 
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, программа  нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: 
патриотические чувства гражданина России; 
гражданская идентификация; 
общечеловеческие ценности; 
поликультурный мир; 
личное нравственное  самосовершенствование.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:
      1.     Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства), в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений,     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
  2.  Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;
объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
 3.  Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное;
сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить, способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро.
Бойся обидеть человека.
Люби и прощай людей.
Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Формы организации внеурочной деятельности:
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
тренинги общения;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
   
Структура занятий
Разминка.
Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе.
2.   Повторение и объяснение нового материала.                                                                   
 Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как беседа, дискуссия, работа детей со словарями и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах.
Итог, оценка.
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи.
Регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. 
Регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. 
Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…».
             
Содержание  занятий
Я среди людей.  Что такое человек.  Формирование человека и окружающая среда.  Понятия «я», «мы», «они».  Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена.
Я–личность. Понятия «личность», «индивидуальность», «неповтори-мость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. Я и мои роли. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
Добро и зло в сказках.    Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.
Праздники в жизни человека. Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
Отношение к старшим. Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские традиции отношения к старшим.
Плохо одному.   Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством.
Речевой этикет. Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи и  письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
Вежливость и этикет. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Товарищи и друзья. Понятия «товарищ»,  «друг», «господин». Особен- ности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Удовольствие – в игре. Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух.
Что в имени твоём?    Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. 
Ты - это я. Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. Обобщение представления детей о своем Я, поддержка положительной остановки на  другого человека. 
Настроение другого человека.  Развитие способности поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы, укрепление гуманистической направленности детей.
Мы договариваемся. Подкрепление стремления детей договариваться. Выработка соглашения класса «Мы договорились, что …».
Я-ТЫ-МЫ. Закрепление основных идей курса: «Я – индивидуальность», «Ты это я» (все люди взаимозависимы, мое Я тем богаче, чем больше тепла идет от меня к другим людям).
Обобщающий урок.  Обобщение знаний по курсу «Учимся жить вместе». Игра-викторина.
 Календарно – тематическое планирование 
№/№ Наименование тем  изучения Кол-во
часов Даты проведения
по плану факт.
1. Я среди людей. 1 ч. 2. Я – личность. 1 ч. 3. Я и мои роли. 1 ч. 4. Добро  и зло в сказках. 1 ч. 5. Праздники в жизни человека. 1 ч. 6. Отношение к старшим. 1 ч. 7. Плохо одному. 1 ч. 8. Речевой этикет. 1 ч. 9. Вежливость и этикет. 1 ч. 10. Товарищи и друзья. 1 ч. 11. Удовольствие – в игре. 1 ч. 12. Что в имени твоём? 1 ч. 13. Ты – это я. 1 ч. 14. Настроение другого человека. 1 ч. 15. Мы договариваемся. 1 ч. 16. Я-ТЫ-МЫ. 1 ч. 17. Обобщающий урок. 1 ч. Литература
В. И. Максакова Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности. / Завуч начальной школы. – № 3, 2004. 
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности. / Завуч начальной школы. - № 4, 2004.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности. / Завуч начальной школы. № 5, 2004.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности. / Завуч начальной школы. - № 6, 2004.