Рабочая программа История России. История средних веков (6 класс)

Общеобразовательное учреждение «Неверовская школа» Таврического района Омской области
Рекомендовано к использованию на заседании МО ____________________________ Протокол №_______от ________ «______» ____________ 2016 г.
Утверждаю Директор ОУ Приказ №__ от ___________ _____________Сагателян Т.Н. «______» ____________ 2016 г.






Рабочая программа по предмету:
«История России. История Средних веков.» на 2016-2017 учебный год
6 класс.

Составитель: Фетисова Наталья Борисовна- учитель

С.Неверовка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (Стандарты второго поколения)
- Рабочей программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы, авторская программа М., «Просвещение», 2014 г.
-Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России». М., «Просвещение», 2014 г.
- Основной образовательной программы ОУ «Неверовская школа».
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
Особенности программы ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ,  работа по источникам.
В 6 классе обучается 14 учащихся: 8 девочек и 6 мальчиков. По степени успеваемости класс делится на тех, кто учится на уровне выше среднего – 5 человек, на среднем уровне- 4 человека, и отстающие на фоне других- 5 человека. В целом работоспособность класса средняя, не все ребята могут логично рассуждать, некоторые ребята не очень добросовестно относятся к выполнению домашнего задания, поэтому учатся ниже своих возможностей.
Общая характеристика курса.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Всеобщая история.
История Средних веков – 28 ч. .
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в VXIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.
История России с древности до XV в. -40ч..
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.


Учебно- тематический план
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)
№ раздела
Название темы (раздела)
Кол-во часов по рабочей программе


Введение. Понятие
1

Тема 1.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
4

Тема 2.
Византийская империя и славяне в VI – XI вв.
2

Тема 3.
Арабы в VI-XI вв.
1

Тема 4.
Феодалы и крестьяне.
2

Тема 5.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
2

Тема 6.
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
2

Тема 7.
Образование централизованных государств в Западной Европе в XIXV вв.
6

Тема 8.
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках
2

Тема 9.
Культура Западной Европы в Средние века
3

Тема 10.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2


Итоговое повторение

1


Итого
28


История России. История России с древности до XV в. (40 часов)
№ раздела
Название темы (раздела)
Кол-во часов по рабочей программе


Введение.
1

Тема 1.
Древняя Русь в VIII – первой половине XIIв.

10

Тема 2.
Русь Удельная в XII - XIII в.
9

Тема 3.
Московская Русь в XIV-XVII вв.

15


Итоговое повторение
1


Резерв
4


Итого
40

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п
Тема и тип урока
Виды деятельности ученика
Форма контроля
Д/з
дата






По плану
Факт.

1
Введение – 1ч.
Введение. Живое средневековье.
Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени.
Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков
Изучить историческую карту мира Средневековья
Устный опрос
С.6-11
06.09


2
Становление средневековой Европы (VI- XI вв) – 4ч.
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

Показывать перемещения племен времени Великого переселения.
Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.

Терминологический диктант + карта



П.1



08.09


3
Возникновение и распад империи Карла Великого.

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Беседа, терминологический диктант

П.2
13.09


4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.)
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Беседа, терминологический диктант

П.3
15.09


5
Англия в раннее Средневековье

Показывать на карте местоположение Англии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Англии и империи Карла Великого.
Оценивать поступки и действия норманнов
Анализировать отношения Англии с соседними народами.
Рассказывать об изменениях в жизни общества
Беседа
П.4
20.09


6
Византийская империя и славяне в VI – XI вв. -2ч.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия наследница мира Античности и стран Востока.

Терминологический диктант
Вопросы 1,3,4
22.09


7
Образование славянских государств
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.

Устный опрос + карта
П.6-7
27.09


8
Арабы в VI-XI вв. – 1ч.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.

Терминологический диктант
П.8-9
29.09


9
Феодалы и крестьяне- 2ч.
Средневековая деревня и ее обитатели
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Устный опрос
П. 10-11, .кроссворд
04.10


10
В рыцарском замке.
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
тест
П. 12, вопр. с.100
06.10


11
Средневековый город в Западной и Центральной Европе -2ч.
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Устный опрос + карта
П. 13-14, задание в тетради
11.10


12
Торговля в средние века.

Находить в Интернете информацию о торговле в Средние века.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.


Устный опрос + карта

13.10


13
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы -2 ч..
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Характеризовать состояние католической церкви.
Составлять доклад о папской власти.
Устный опрос

18.10


14
Крестовые походы


Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
тести-рование

20.10


15
Образование централизованных государств в Западной Европе в XIXV вв. -6ч.
Как проходило объединение Франции
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.

Беседа

25.10


16
Что англичане считают началом своих свобод
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Письменный опрос

27.10


17
Столетняя война
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах.
Карточка + карта

08.11


18
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.

Устный опрос

10.11


19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

Устный опрос

15.11


20
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XVвв.
Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.

Устный опрос

17.11


21
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках – 2ч.
Гуситское движение в Чехии.
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.

Беседа

22.11


22
Завоевание турками- османами Балканского полуострова
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.

Беседа + карта

24.11


23
Культура Западной Европы в Средние века -3ч. Образование и философия, литература, искусство
Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.

Мини-сообщения

29.11


24
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Таблица

01.12


25
Научные открытия и изобретения.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Устный опрос

06.12


26
Народы Азии, Америки и Африки в Средние векА – 2ч.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.
Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки
Беседа + карта

08.12


27
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Устный опрос

13.12


28
Итоговое повторение – 1ч.
Наследие Средних веков в истории человечества.


Объяснять смысл понятия «Средневековье».
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

Подготовка к контрольному тестированию

15.12


История России. История России с древности до XV в. (40 часов)



Тема урока
Виды деятельности
Виды контроля
Д/з
По плану
Факт.

1
Введение – 1ч.
Предмет отечественной истории.


Введение с.4-8
20.12


2
Древняя Русь в VIII – первой половине XIIв. – 10ч.
Древнейшие народы на территории России
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий




22.12


3
Восточные славяне

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань
Устный опрос + карта

27.12


4
Формирование Древнерусского государства

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье
Терминологический диктант + карта

10.01


5
Первые киевские князья
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
Устный опрос + карта

12.01


6
Владимир Святославич. Принятие христианства

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Составлять характеристику Владимира Святославича.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
Давать оценку значения принятия христианства на Руси.
Письменный опрос

17.01


7-8
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.

Устный опрос

19.01
24.01


9
Культура Древней Руси.
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие

Мини-сообщения

26.01


10
Быт и нравы Древней Руси
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет)

Беседа

31.01


11
Повторение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.»
Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
тестирова-ние

02.02


12
Русь Удельная в XII - XIII в. – 9 ч.
Начало раздробления Древнерусского государства.
Составлять характеристику Владимира Мономаха.
Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности
Терминологический диктант +карта

07.02


13-14
Главные политические центры Руси.
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.

Устный опрос

09.02
14.02


15
Нашествие с Востока

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей , сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины успеха монголов
устный опрос +карта

16.02


16
Борьба Руси с западными завоевателями

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Карта+устный опрос

21.02


17
Русь и Золотая Орда


Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Тестирова- ние

23.02


18
Русь и Литва

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому
Беседа

28.02


19
Культура Руси в XII-XIII вв.

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.
Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Таблица

02.03


20
Повторение и контроль по теме «Русь Удельная в XII - XIII в.»
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Тестирова-ние

07.03


21
Московская Русь в XIV-XVII вв. – 15ч.
Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Письменный опрос

09.03


22
Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея
Устный опрос +карта

14.03


23
Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Тестирова- ние

16.03


24
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.

Устный опрос +карта

21.03


25
Московское государство в конце XV- начале XVI в.

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Тестирова- ние

23.03


26
Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Беседа

04.04


27-28
Реформы Избранной рады

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.
Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.

Устный опрос

06.04
11.04


29
Внешняя политика Ивана Грозного

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.
Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.
Тестирова-ние

13.04



30-31
Опричнина.
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.
Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.
Составлять характеристику Ивана IV Грозного.
Устный опрос +карта

18.04
20.04


32
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIVXVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIVXVI вв.
мини-сообщения

25.04


33
Архитектура и живопись в XIV-XVI вв
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала).
мини-сообщения

27.04


34
Быт и нравы в XV-XVI вв.

Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).
Рассказывать о нравах и быте русского общества XIVXVI вв., используя информацию из источников

Беседа

02.05


35
Повторение и контроль по теме «Московская Русь в XIV-XVII вв.»
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития XIVXVI вв. в России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия XTVXVI вв. для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIVXVI вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Тестовые задания

04. 05


36
Итоговое повторение -1ч.
Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)16.05

тестирование


11.05



37
Контрольное тестирование

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Подготовка к защите проектов

16.05
18.05



38-39
Защита проектов




22.05


40
Заключительный урок.
Подведение итогов за год


25.05




29.05




























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315