РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.15. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электроме
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ____________ 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
по программе подготовки специалистов среднего звена
специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Форма обучения очная
Курс 3
Семестр 6
Когалым, 2016г.
Учебная дисциплины ОП 15 «Автоматизация производственного процесса» введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы 13.02.11.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) с целью получения дополнительных компетенций, умений и знаний для расширения функциональных обязанностей, соответствующих потребностям работодателя.
Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Слесарь КИПиА», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям).
Протокол № 1 от «____» сентября 2016 г.
Руководитель МО _____________ М.Д.Вичковская
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»
Протокол № 1 от «_____» сентября 2016 г.
Председатель МС _____________ Е.М. Свищук
Рабочую программу разработал:
Преподаватель БУ «Когалымский
политехнический колледж» ________________ М.Д.Вичковская
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. ..13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ14
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЧ ОП 15 «Автоматизация производственного процесса»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ВЧ ОП 15 «Автоматизация производственного процесса» является частью основной профессиональной образовательной программы 13.02.11.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
13.01.10 Электромонт р по ремонту и обслуживанию электрооборудования ,
13LINK consultantplus://offline/ref=E1E22F94835F3C49E963A4835E0E0CF4F0C5BAFF026AB5100F013884CB34DD09903E9E62F5F4D47BHFB3L \o "Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) <О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94> (вместе с \"ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов\") (дата введения 01.01.1996){КонсультантПлюс}"141859015 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (Общепрофессиональные дисциплины).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям):
Общие компетенции:
ОК.1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК. 4, - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК. 6 – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК.7 – исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний
профессиональные компетенции:
П.К.2.3 – выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны уметь:
анализировать показания контрольно- измерительных приборов;
делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.
применять элементы автоматики по их функциональному назначению;
экспериментально определять основные характеристики и параметры элементов автоматики.
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны знать:
элементы систем автоматики, их классификацию
назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве;
основные характеристики элементов и систем автоматики
принципы построения систем автоматического управления электрическим и электромеханическим оборудованием
элементы организации автоматического построения производства и управления им;
общий состав и структуру ЭВМ,
технические и программные средства реализации информационных процессов,
технологию автоматизированной обработки информации,
локальные и глобальные сети.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента –96 часов
лабораторно – практических занятий -29 часов
самостоятельной работы студента -48 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
94
в том числе:
Лабораторно-практические занятия
29
Самостоятельная работа студента (всего)
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной технической литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий, составленным
преподавателем);
- подготовка опорного конспекта по темам:
«Методы производства» (схем планирования оборудования в
поточном и непоточном производстве);
«Схема построения и работы роторной линии»,
«Схема автоматической линии с жесткой связью»,
«Схема автоматической линии с гибкой связью»,
«Схема деления линии на участки с гибкой связью»;
Датчики. Условное обозначение датчиков задающих величин»,
«Робототехнические системы»,
«Автоматизированные рабочие места»;
- оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка их к защите
48
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 16 «Автоматизация производственного процесса»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа cтудентов, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Автоматизация производства
23/11/0/20
Тема 1.1
Общие сведения
об автоматизации производственных процессов
Содержание учебного материала
15/3/0
Понятие об автоматизации. Структура производственного процесса. Технологические процессы, оборудование, участвующее в них, технические системы и установки как объекты автоматизации. Энергетический, материальный и информационный потоки в производственном процессе. Утилизация отходов. Физические и технические параметры, характеризующие состояние объекта автоматизации. Управление технологическими и производственными процессами. Уровни автоматизации производственных процессов. Основные направления развития
Автоматический контроль, регулирование и управление. Понятие об объектах управления, управляющих устройствах и управляющих воздействиях. Виды систем управления. Элементы систем автоматического управления. Классификация основных средств автоматизации
15
1
Практическое занятие№1
Составление глоссария терминов и основных понятий области автоматизации производственных процессов для сферы энергетики
1
2
Практическое занятие №2.Знакомство со структурными схемами систем управления
2
2
Самостоятельная работа студентов
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов,
оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите
анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
подготовка опорного конспекта по теме «Методы производства» (схем планирования оборудования в поточном и непоточном производстве)
10
3
Тема 1.2. Применение ЭВТ в автоматизации производства
Содержание учебного материала
8/8/0
Микропроцессоры и ЭВМ в системах управления. Общий состав и структура ЭВМ
Технические средства реализации информационных процессов. Функциональные блоки, устройства сопряжения ЭВМ с объектом управления Программные средства реализации информационных процессов.
Технология автоматизированной обработки информации. Алгоритмы, программы, языки программирования.
Сети ЭВМ. Система компьютерной иерархии Локальные и глобальные сети.
Системы числового программного управления. Автоматизированные рабочие места
Выбор средств автоматизации
8
1
Практическое занятие№3 Выбор систем автоматического управления, носителей информации
2
2
Практическое занятие №4.Описание назначения основных функциональных блоков
2
Практическое занятие №5. Выбор носителей информации
2
Практическое занятие№6. Выбор уровня автоматизации
2
Самостоятельная работа студентов
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору, подготовке и проведению различных видов УФЭ (учебного физического эксперимента);
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
10
3
Раздел 2. Элементы автоматики.
30/16/0/15
Тема 2.1. Характеристики элементов автоматики.
Содержание учебного материала
8/0/0
1
Общие сведения о функциональном назначении элементов автоматики.
ц°Классификация элементов автоматики по выполняемым функциям, по виду энергии и способы её преобразования; устройство, принцип действия. Общие характеристики элементов автоматики и основные требования к ним. Статический и динамический режимы работы элементов автоматики. Достоинства и недостатки элементов автоматики. Методы определения основных параметров по статическим и переходным характеристикам элементов
8
Самостоятельная работа
Углубленное изучение свойств элементов автоматики. Процессов влияющих на вид статической характеристики элемента автоматики: линейный и нелинейный.
2
3
Тема 2.2. Электрические датчики
Содержание учебного материала
12/14/0
1
Первичные преобразователи (датчики). Назначение, классификация по виду входных величин, основные принципы работы, возможности использования для предоставления информации.
Классификация датчиков: по принципу действия, по сфере применения, по виду сигнала. Требования предъявляемые к датчикам. Критерии выбора датчика.
Параметрические датчики: активного сопротивления (потенциометрические, тензометрические, контактные, термометрические, угольные); реактивного сопротивления (емкостные, индуктивные, трансформаторные). Генераторные датчики: термоэлектрические, пьезоэлектрические, индукционные. Конструкции. Принцип действия. Обозначение на схемах. Характеристики. Схемы включения.Применение лазерных, ультразвуковых, гидравлических датчиков.
Контрольно – измерительные приборы. Усилители, стабилизаторы, переключающие устройства. Назначение, виды, общее устройство. Исполнительные устройства и механизмы. Логические элементы. Счетно – решающие устройства
12
Практическое занятие №7.Определение показаний контрольно-измерительных приборов
2
2
Практическое занятие№8. Микроанализ эффективности автоматизации производства;
2
Практическое занятие №9.Изучение потенциометрического датчика.
2
Практическое занятие №10.Изучение генераторных датчиков.
2
Практическое занятие№11. Знакомство со схемами управления электродвигателем.
2
Практическое занятие№12. Знакомство со схемами управления на логических элементах
2
Практическое занятие№13. Выбор уровня автоматизации производства
2
Самостоятельная работа студентов :
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов,
оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите
анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору, подготовке и проведению различных видов УФЭ (учебного физического эксперимента);
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
подготовка опорного конспекта по теме: «Схема построения и работы роторной линии», «Схема автоматической линии с жесткой связью»,
«Схема автоматической линии с гибкой связью», «Схема деления линии на участки с гибкой связью»;
8
3
Тема 2.3. Промежуточные преобразователи и исполнительные устройства.
Содержание учебного материала
10/2/0
Назначение, области применения усилительных элементов и их классификация.
Магнитные усилители: принципы работы, особенности эксплуатации, достоинства и недостатки.
Электронные усилители: классификация по принципу работы, основные характеристики и параметры. Электромеханические усилители: электромашинные, электромагнитные. Стабилизаторы. Общие сведения. Классификация.
Электромагнитные и электронные реле: распределители. Классификация, принципы работы и основные параметры переключающих элементов различных типов.
Назначение и принципы работы электромагнитных силовых механизмов. область применения, устройство и конструкция электромагнитных муфт. Классификация.
Способы управления исполнительными элементами средств автоматики
10
1
Практическое занятие №14.
Исследование электромагнитного реле и электронного реле времени
2
2
3
Самостоятельная работа студентов :
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов,
оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите
анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору, подготовке и проведению различных видов УФЭ (учебного физического эксперимента);
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации.
5
Раздел 3. Системы автоматизации электрического и электромеханического оборудования.
12/2/0/13
Тема 3.1. Автоматическое управление электроприводом
Содержание учебного материала
4/0/0
Регулирование технологических параметров средствами электропривода. Способы управления электродвигателями постоянного и переменного
4
1
Самостоятельная работа студентов :
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов,
оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите
анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору, подготовке и проведению различных видов УФЭ (учебного физического эксперимента);
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации.
5
3
Тема 3.2. Автоматизация систем электроэнергетики и теплоснабжения
Содержание учебного материала
8/2/0
Электрические системы электро- и теплоснабжения, их назначение и области применения. Принципы автоматического контроля систем и управления ими. Автоматизация управления батареями конденсаторов. Элементы защиты и блокировки. Приборы теплотехнического контроля.
8
1
Самостоятельная работа студентов :
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов,
оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите
анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору, подготовке и проведению различных видов УФЭ (учебного физического эксперимента);
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации.
8
3
Дифференцированный зачет
2
3
Всего:
141
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории автоматизации производства, учебного кабинета, компьютерного класса;
лаборатории:
Оборудование учебного кабинета:
- персональное рабочее место в компьютерном классе по количеству
обучающихся;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
· компьютер с лицензионным программным обеспечением,
· проектор,
· экран,
· интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы.
Основные источники:
1..Шишмарев В.Ю. Автоматизация технологических процессов. М.Академия,2014 г.
Дополнительные источники:
1. Пантелеев, В.Н., Прошин, В.М. Основы автоматизации производстваМ.: Академия, 2010
2.. Павлючков, С.А. Автоматизация производства (металлообработка): рабочая тетрадь: М.: Академия, 2010
3. Шандров, Б.В. «Автоматизация производства».М.:ПрофОбр Издат, 2010
2. Пантелеев В.Н., Прошин В.М: Основы автоматизации производства.Контрольные материалы.:Учеб. Пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО».
Интернет-ресурсы
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Автоматизация производства»)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
анализировать показания контрольно- измерительных приборов
ситуационные игры, отчет по практическим работам, решение ситуационных задач в сфере профессиональной деятельности.
делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности
применять элементы автоматики по их функциональному назначению;
экспериментально определять основные характеристики и параметры элементов автоматики.
Знания:
интерактивный опрос, компьютерное тестирование, защита реферативных работ, решение контекстных задач
элементы систем автоматики, их классификацию
назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве;
основные характеристики элементов и систем автоматики
принципы построения систем автоматического управления электрическим и электромеханическим оборудованием
элементы организации автоматического построения производства и управления им;
общий состав и структуру ЭВМ,
технические и программные средства реализации информационных процессов,
технологию автоматизированной обработки информации,
локальные и глобальные сети.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915