Конспект занятия по русскому языкуТерминологическая лексика (СПОдля специальностей «Производство летательных аппаратов», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»))


Конспект занятия русского языка.
Тема: «Терминологическая лексика»
(для специальностей «Производство летательных аппаратов», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»)
Пояснительная записка
Педагогический проект «Терминологическая память» реализуется в ходе повторительно-обобщающего занятия по дисциплине ОУД.01 «Русский язык и литература» в объеме 20 минут учебного времени
Тип занятия: обобщение, углубление и систематизация знаний, умений с элементами приемов технологии критического мышления и активных методов обучения.
Вид занятия: эвристический метод обучения
Формы контроля и оценки: оценка результатов заполнения бланков ответов, оценка участия в диалоге, оценка результатов работы в составах малых групп.
Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, приемы технологии критического мышления, компьютерные технологии, активные методы обучения, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей терминологической лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность обучающихся, использовать метод работы в парах, способствовать развитию коммуникативных качеств студентов.
Цели занятия:
1. Дидактическая:
Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).
Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.
Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем.
2. Развивающая:
Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся.
Развивать коммуникативные и творческие способности у обучающихся.
3. Воспитательная:
Повышать интерес обучающихся к своей профессии.
Воспитывать у обучающихся потребность говорить и писать грамотно.
ОК, актуализируемые на занятии:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
-понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
-способность к речевому самоконтролю.
Метапредметные:
-владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, понимание, говорение, письмо);
-готовность и способность к самостоятельной информационно-поисковой деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
-умение извлекать информацию из различных источников.
Предметные:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение их на практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические тексты на материалах изучаемых учебных дисциплин в деловой сфере общения;
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Достижению цели и задач должны способствовать:
использование информационных технологий;
использование технологии проблемного обучения;
подбор приёмов мотивации, побуждающих студентов к активной мыслительной деятельности;
организация работы студентов в составах малых групп
Оборудование: мультимедийная система, презентация «Терминологическая лексика», Мини-словарь авиационных терминов, дидактический материал (карточки-задания).

План занятия:
1. Актуализация внимания студентов и мотивация их деятельности (вступительная беседа и постановка проблемы) (3 мин).
2. Повторение (3 мин).
3. Практическая работа: диалог, работа студентов в составе малых групп (6 мин).
4. Закрепление (5 мин).
5. Заключительная часть занятия (подведение итогов, оценка деятельности студентов, оценка степени достижения цели, домашнее задание, рефлексия ( 2 мин).
Ход занятия.
Актуализация внимания студентов и мотивация их деятельности (Определение темы, постановка целей и задач занятия, деление на пары).
- Здравствуйте, ребята. Представим сегодня, что вы будущие специалисты по конструированию или обслуживанию летательных аппаратов. Вы, наверняка, понимаете, что должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной Вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к Вашему делу. Так как вы еще в самом начале пути, только начинаете осваивать азы своей профессии, то в скором времени вам предстоит познакомиться с такими предметами как «Аэродинамика», «Двигатели летательных аппаратов», «Конструкция самолетов» и многие другие. Специальные дисциплины насыщены терминами, с частью которых вы можете заранее познакомиться на этом занятии.
Слайд Для того, чтобы вы смогли определиться с темой урока и поставить себе цели на это занятие, давайте прочтем текст, который на доске перед вами
Необходимо сконструировать среднюю часть усиленной нервюры навески элерона, расположенную между лонжеронами.
- Скажите, понятен ли вам дословно этот отрывок? Предполагаемый ответ: не во всем.
- По какой причине? Предполагаемый ответ: много непонятных слов.
- Вспомните, как называются такие слова? Предполагаемый ответ: термины.
- Где чаще всего используется много терминологических слов? Предполагаемый ответ: в специальной литературе или профессиональной среде.
Слайд - Итак, мы можем определиться с темой сегодняшнего занятия: «Терминологическая лексика». Что же вы хотите узнать о терминах сегодня? Задайте себе этот вопрос и запишите его в самом начале на ваших листах. Это ваша личная цель. Мне же кажется, что мы должны вспомнить то, что вы знаете из школьного курса о терминах и пополнить ваш багаж специальной лексикой, необходимой в будущей профессии. Для этого вы сейчас разделитесь на пары и попробуете вместе вспомнить все, что вы знаете о заданной теме. Перед вами вопросы и предполагаемые ответы, подумайте вместе и обсудите возможные варианты и кто-то смелый ответит правильно.
2. Повторение (парная работа о лексике). 2 мин ; 1 мин обсуждение
Вопросы для повторения:
- Какой раздел о языке называется лексикой?
А) это раздел языка, изучающий значение слов.
Б) это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
В) наука, изучающая процессы наименования
- На какие группы делится лексика по своему употреблению?
А) дружелюбная и отчуждающая
Б) общеупотребительная и ограниченная в употреблении
В) грамотная и безграмотная
- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении?
А) орфограммы и пунктограммы
Б) заимствованные и исконнорусские
В) термины, профессионализмы, жаргонизмы.
- Что такое «термин»?
А) слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие в пределах специальной сферы.
Б) слово или оборот речи, употребляемые людьми той или иной местности.
В) устаревшие слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимами.
Слайд Итак мы можем с вами составить мини-сообщение из данных вами ответов ( 2 мин).
3.Новая информация 5 мин
Слайд Мы повторили, и смело можем приступать к знакомству с базовой профессиональной лексикой и терминами. Перед вами на экране самолет. Я думаю, большинство из вас знает, из каких частей он состоит и как они называются.
Давайте попробуем соотнести термины и части самолета, которым они обозначаются.( Слайд с частями самолета и написанными названиями, найти соответствие цифре.)
- Итак, почему не удалось определить место некоторых частей? Предполагаемый ответ: потому что неизвестно их значение.
- Где же мы можем узнать, что обозначают эти термины и проверить их написание? В специальных словарях и литературе.
4. Практическая работа
Задание 1.
- У вас на столах мини-словари авиационных терминов, которые пояснят значения неизвестных вам слов и дадут представление о профессиональной лексике. Найдите те слова, значения которых вы не знали, прочтите определения и давайте определим, каких частей нашему самолету не хватает?
- Ответьте мне на вопрос: что будет, если вы перепутаете названия в конструкторских документах? ( самолет будет собран неправильно, не полетит или разобьется).
Теперь проверим, насколько вы были внимательны к написанию слов, пока изучали части самолета:
Задание 2. Вставить пропущенные буквы в данных словах: 2 мин
Оп..ренье, л..тательный ап..арат, крыл..я, фиксац..я, поса..ка, под..емная сила, фюз..ляж, шас…и, в..здушный тормо…, авиац…я, кр..пеж, закл..пать, трансф…рмация, л..нжерон, коэф…ициент сум…арного избытка воздуха, эл..рон.
Выполнили задание, а теперь проверьте работу друг у друга. Кто справился, поднимите правую руку и держите ее.
- Устали? Поднимите левую руку… те, у кого ошибки в словах 1 мин.
Задание 3. А теперь в этом же задании подчеркните те слова, которые относятся к профессиям, связанным только с авиастроением. 2 мин
- Какие слова вы выбрали? Читают.
- А почему вы, например, пропустили слово «трансформация». Оно может относиться и к другим профессиям или областям науки.
- Правильно. По такому принципу разграничивают термины общенаучные и специальные.
6. Закрепление. Слайд (схема самолета с подписанными частями)
Задание 4. Напишите термины, опираясь на их лексическое значение.// или закончи предложение // или найди ошибку (Элерон, присоединенный к фюзеляжу самолета, оторвался и помогал контролировать набор высоты. Летчики в это время держались за руль высоты и пытались включить фонарь, чтобы убрать шасси).
1. _________ часть оперения летательного аппарата, расположенная в нормальной плоскости летательного аппарата
2. _________ корпус летательного аппарата.
3. _________ часть летательного аппарата, создающая подъемную силу при полете в атмосфере
4. _________ , подвижная часть крыла на задней его части, которая служит для управления креном самолета и позволяет изменять подъемную силу, создаваемую крылом.
7. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.
Помните, мы в начале занятия написали сверху рабочего листа собственную цель на урок. Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос. (1 человек читает) Все кто смог и выполнил задания без единой ошибки, могут быть уверены в отличной оценке. Остальные могут скорректировать свою оценку, выполняя домашнее задание.
Запишите домашнее задание:
1 уровень: Дополните уже составленный мною словарь еще 10 авиационными терминами.
2 уровень: подготовить сообщение на тему «Происхождение авиационной терминологии», которое нам понадобится на следующем занятии.
Рефлексия:
– Нужно// полезно ли проводить уроки русского языка, связанные с профессией? Почему?
- Что нового вы узнали на этом уроке?
Список используемой литературы:
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. —М., 2014.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,2005.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).