Программа по курсу Экологические основы природопользования для СПО
Министерство образования Тверской области
ГБПОУ «Удомельский колледж»
Рассмотрено на заседанииметодического совета
ГБПОУ
«Удомельский колледж»
Протокол №______от_______________2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБПОУ
«Удомельский колледж»
№_____от _________ 2014г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Экологические основы природопользования"
Разработчик: Пронина В.Г.,
преподаватель экологии
2014 г.Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) базовой подготовки
13.02.03 Электрические станции сети и системы
13.02.01Тепловые электрические станции
19.02.10Технология продукции общественного питания
Организация-разработчик: ГБПОУ «Удомельский колледж»
Разработчик:
Пронина В.Г.- преподаватель ГБПОУ «Удомельский колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Экологические основы природопользования"
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям:
13.02.03 Электрические станции сети и системы
13.02.01Тепловые электрические станции
19.02.10Технология продукции общественного питания
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена :
общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда".
Примерная программа рассчитана на 75 часов для базового уровня профессионального образования.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень лабораторных и практических занятий, не нарушая логики изложения учебной дисциплины и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.
При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.
Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарные занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным вопросам экологии, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и компьютерную технику, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.
При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природопользования.
В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" рекомендуется проведение 1 контрольной работы дифференцированного зачета, задания для которых разрабатываются преподавателем образовательного учреждения и утверждаются методической комиссией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
-о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;
-о природных ресурсах России;
-об экологических принципах рационального природопользования;
о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении;
о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.
о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.
об основных источниках загрязнения окружающей среды;
о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;
об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами;
об организации и проведении мониторинга окружающей среды.
об истории становления Российского природоохранного законодательства;
о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;
знать:
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.
- правовые вопросы экологической безопасности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
лабораторные занятия (проведение экологических исследований)
2
практические занятия
7
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
в том числе:
реферат
15
презентация
6
Конспект
2
Кроссворд
2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Экологические основы природопользования".
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
1, 2, 3
Экология –наука о взаимодействиях между живыми организмами и средой их обитания. Основные законы экологии.
Раздел 1
Биосфера и ее компоненты.
20
Глава 1.1.
Экологические факторы.
Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни. Строение и состав атмосферы и воздуха. Абиотические факторы: свет, температура, влажность; терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на живые организмы.
Водная и почвенная среды обитания: виды и формы воды; запасы пресной воды; источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды.
В.В. Докучаев о почве; почва - богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; ее состав и режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы; гигиеническое значение почвы.
Приспособления организмов к различным условиям обитания; многообразные жизненные формы растений и животных; оптимальное и ограничивающее действие факторов
среды.
Биотические факторы: взаимополезные (симбиоз, протокооперация, мутуализм), полезно-нейтральные (комменсализм: квартирантство, сотрапезничество, нахлебничество), полезно-вредные (паразитизм, хищничество), взаимовредные (конкуренция).
Антропогенные факторы: прямое (положительное и отрицательное) и косвенное (положительное и отрицательное) влияние человека на среду обитания живых организмов. Заповедники, заказники, национальные парки, Красная Книга. Последствия отрицательного влияния человека на природу.
8
Л/р № 1. Определение концентрации углекислого газа в аудитории.
Л/р № 2. Приспособительные формы живых организмов.
2
2
3
3
Самостоятельная работа :
Реферат по теме: Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.
2
Глава 1.2.
Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики .
Экосистемы - совокупность взаимодействующих организмов и условий среды; учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе; размеры и границы экосистем.
Типы экосистем: макро-, мезо- и микроэкосистемы. Свойства и законы функционирования экосистем; трофические цепи и круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах; правило экологической пирамиды. Характеристика экосистем луга, леса, водоема. Взаимосвязь экосистем на нашей планете. Агроценозы. Смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов; экологическая сукцессия: первичная, вторичная, сериальные стадии, пионерное и климаксное сообщество.
6
2
3
3
Практическая работа № 1. Сравнительная характеристика экосистем леса и водоема.
Практическая работа № 2. Характеристика экосистемы города.
2
Самостоятельная работа :
Реферат по теме: учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе.
1
Глава 1.3.
Популяция, ее основные характеристики.
Популяция. Экологическое определение популяций; пространственная, половая и возрастная структура популяций; ареал распространения; образ жизни животных; иерархия, эффект группы; важнейшие демографические характеристики популяций:
демография, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, миграция; метаморфоз, забота о потомстве, выживаемость; устойчивость и плотность популяций.
2
1, 2, 3
Самостоятельная работа:
1.Презентация по теме: Характеристика популяции животных (по выбору)
Реферат по теме: Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
2
2
Глава 1.4.
Биосфера и человек.
Биосфера и ее границы, свойства биосферы, круговорот элементов в биосфере.
Современные отношения человека и природы; характер формирования биосферы и техносферы; совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы; учение В.И.Вернадского о биосфере.
4
Практическая работа №3 :
«Составить схемы биогенной миграции атомов химических элементов углерода и фосфора в биосфере»
1
Самостоятельная работа:
Реферат по теме: учение В.И.Вернадского о биосфере.
В.И.Вернадский- ученый с мировым именем.
2
Раздел 2.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА .
22
Глава 2.1.
Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Природные ресурсы , их классификация и потребление.
Проблемы комплексного использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
4
Глава 2.2.
Загрязнение окружающей среды .
Нормирование качества окружающей среды, предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде, воздухе, почве.
Загрязнение атмосферы: основные загрязнители, их классификация, последствия загрязнения («парниковый эффект», кислотные дожди, "классический" и "фотохимический" смоги).
Загрязнение гидросферы: основные загрязнители, их классификация, последствия загрязнения гидросферы. Загрязнение атмосферы
Загрязнение литосферы: основные загрязнители, их классификация, последствия загрязнения литосферы и их последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
Влияние урбанизации на человека и биосферу. Проблемы отходов
Прямое и косвенное воздействие загрязнений окружающей среды на человека, здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека: химические, физические (шум, электромагнитное излучение и радиация), биологические. Демографическая ситуация в России и мире.
Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии, связанные с загрязнением окружающей среды.
“Зеленая” революция и ее последствия.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
14
Практическая работа № 4,5
«Определение концентрации загрязняющих веществ в водоеме»
«Решение экологических задач»
1
1
Самостоятельная работа:
Реферат по теме:
Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
Экология и здоровье человека.
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
Презентации по темам: парниковый эффект», кислотные дожди, "классический" и "фотохимический" смоги .
Составить кроссворд по темам: загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы.
4
3
1
Глава 2.3.
Основы природоохранной деятельности.
Основные понятия , принципы, цели и направления природоохранной деятельности. Охрана атмосферы, гидросферы. Способы и методы очистки воды от загрязнения. Природоохранная деятельность в сфере пищевой промышленности и сферы услуг. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Характеристика природоохранной деятельности органического мира Земли.
4
Самостоятельная работа:
Реферат по теме: Способы и методы очистки воды от загрязнения.
Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.
Конспект по теме: Воздействие пищевой промышленности и сферы услуг на природную среду.
2
1
Раздел 3.
ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
6
Глава 3.1.
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.
2
История Российского природоохранного законодательства.
Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон “Об охране окружающей природной среды” 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.
Природоохранное просвещение.
Самостоятельная работа:
Реферат по теме: Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Презентация по теме: история Российского природоохранного законодательства.
Конспект по теме «Закон “Об охране окружающей природной среды” 1991 года.
2
1
1
Глава 3.2.
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Плата за пользование недрами. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.
4
Практическая работа №6 «Расчет платы за загрязнение окружающей среды».
Практическая работа №7 «Расчет платы за воду, забираемую из водохозяйственных источников»
2
Экзамен
Экзамен по курсу «Экологические основы природопользования»
ИТОГО
75/50/25
Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология
Оборудование учебного кабинета: учебные таблицы.
Технические средства обучения:
CD ROM диски «Кирилла и Мефодия» - «Экология» 10-11 классы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
1. Гурова, Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб.
пособие / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. –М.: Издательство Оникс, 2007. –
224 с.
2. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. /Т.П. Трушина. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.
Дополнительная литература
1. Алексеев, С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов об-
щеобразовательных учреждений разных видов. / С.В. Алексеев. –СПб:
СМИО Пресс, 2000. – 240 с.
2. Биология. Экология. 11 выпускной класс / О.Н. Ридигер. –М.: АСТ-ПРЕСС
ШКОЛА, 2006. – 256 с.
3. Красная книга Тверской области; А.С.Сорокин и и др. – Тверь, 1998.
4. Никаноров, А.М. Экология / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. –М.: Издатель-
ство ПРИОР, 2001. – 304 с.
5. Проект Всемирного фонда дикой природы (WWF).
6. Экология и жизнь. Научно-популярный журнал. 2004-2009.
7. Энергия для планеты Земля // В мире науки, 1990, № 11. Спецвыпуск.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Учащийся должен знать:
*основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
*сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
*строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
*сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
*вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
*биологическую терминологию и символику;
Учащийся должен уметь:
*объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
*решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
*описывать особей видов по морфологическому критерию;
*выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
*сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
*анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
*изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
*находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
*оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
*оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
пятибалльная система оценки знаний
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)
письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.
практический фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
письменный фронтальный контроль,
устный индивидуальный контроль.
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
устный индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль
практический фронтальный и индивидуальный контроль
самоконтроль
самоконтроль
13PAGE 15
13PAGE 141115
13 PAGE 14415
13 PAGE 141215
Заголовок 1Заголовок 215