Сборник загадок с иллюстрациями о инструментах симфонического оркестра. Возможно использование для создания дидактических карточек, лото на уроках музыки в начальной школе.
МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Октябрьского района Курской области
Сборник
загадок
о музыкальных инструментах симфонического оркестра
Составила
учитель музыки
высшей категории
Дроздова Алёна
Климентьевна
Пос. Прямицыно -2012
От автора
Все музыкальные инструменты на земле имеют очень древнее происхождение. Сама природа словно предопределила их возникновение. Струнные инструменты, произошли от поющей тетивы охотничьего лука, медные духовые – от морской раковины, найденной древним человеком на берегу моря, деревянные духовые – от тростинки, срезанной пастушком на берегу реки, а ударные инструменты – от удара камня о камень.
Симфонический оркестр объединил в своём составе все перечисленные группы инструментов. За многовековую историю своего развития, эти группы музыкальных инструментов смогли не только сохраниться, но и усовершенствоваться в своём звучании.
В данный сборник вошли загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра из различных источников, а также, авторские загадки. Загадки распределены по группам. На каждый музыкальный инструмент имеется его изображение. Схема оркестра знакомит с расположением инструментов на сцене.
Данный сборник загадок может быть с успехом использован учителем для изготовления музыкально – дидактических пособий (лото, карточки, кроссворды и др.) и для проведения уроков музыки и внеклассных мероприятий в начальной школе.
Дроздова А.К.
Симфонический оркестр
Оркестр симфонический
Вас может угостить
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются.
И тогда услышим, как шумят леса
И как журчит вода,
И как дрова трещат в огне
И как пурга яриться,
И как мечтает о весне продрогшая синица.
Л.Яковлев
Симфонический оркестр Мариинского театра.
Дирижёр - В.Гергиев
Схема расположения музыкальных инструментов
симфонического оркестра
Струнные смычковые Струнные щипковые
Скрипка, альт, виолончель, контрабас Арфа
Деревянные духовые Медные духовые
Флейта, кларнет, гобой, фагот Труба, тромбон, валторна, туба
Ударные
Малые и большие барабаны, литавры, тарелки, треугольник
Струнные смычковые
Скрипка
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет
(Скрипка)
Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся
Когда малыш Филиппка
Играет нам на . (Скрипке)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит (Скрипка)
Альт
Очень он похож на скрипку,
Та же форма и смычок,
Он для скрипки старший брат,
Но зовём его мы.
(Альт).
Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он её ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
Он в игре не новичок! (Альт.)
Виолончель
Прекрасная синьора,
Красавица Виола.
Поёт она чудесно,
Солирует в оркестре.
(Виолончель)
Он звуком бархатным поет
И сразу за душу берет,
Не контрабас и не свирель,
Зовут его(Виолончель)
Контрабас
Больше скрипки в десять раз,
Инструмент тот - ...
(Контрабас.)
Музыкант смычок берёт,
К инструменту он идёт.
Назовём мы как сейчас
В оркестровой яме бас?
(Контрабас)
У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат!
Смычок коснётся струн сейчас,
И мы густой услышим бас!
(Контрабас.)
Он огромный, словно шкаф,
Он стоит не на ногах.
Он имеет мощный бас,
Это важный - ... (Контрабас)
Струнные щипковые
Арфа
Зазвенят серебряные струны
Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую -
Всё струны нам изображают,
Всё звуки музыки рисуют.
Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется...
(Арфа)
Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» в моё поставь начало,
И я во тьму направлю луч!
(Арфа - фара.)
Колонна да стена –
К струне легла струна.
(Арфа)
Деревянные духовые
Флейта
Веселая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйка звенела,
А, может, в траве колокольчик звенел?
А, может, не птичка, а ветер свистел?
Веселую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка
(Флейта)
Кларнет
Это что за инструмент?
В черный фрак всегда одет.
Голос чистый, голос ясный
Ты запомнил или нет?
Этот инструмент чудесный
Называется..
(Кларнет)
Гобой
Он голосом чистым и ясным
Поёт нам в оркестре прекрасно.
А ведь когда-то в старину,
Его прадедушка рожок,
Играл мелодию свою
Сгоняя стадо на лужок.
(Гобой)
Фагот
Деревянный духовой,
Не кларнет и не гобой,
Низким голосом поет,
Называется
(Фагот)
Медные духовые
Труба
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт.
В беде не бросит никогда
Твоя победная
(Труба)
Валторна
Угадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой
И, бывает, полковой. (Валторна.)
Тромбон
Этот медный духовой
То короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его?..
(Тромбон)
Туба
Что-то низко зазвучало,
За собою всех позвало.
Гремят в оркестре нашем трубы,
Но громче всех, конечно.
(Туба)
Ударные инструменты
Барабан
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это? (Барабан)
Говорят, характер резкий,
Говорят, он хулиган.
Нет, не верьте: он ритмичный,
Он трудяга.. (Барабан)
Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад.
(Барабан.)
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.
(Барабан)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян.
Я звонкий, круглый.
(Барабан)
Тарелки
Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают... (Тарелки)
Треугольник
В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижера.
Знает ли то каждый школьник,
Что такое... (Треугольник).
Литавры
Гремят они, как майский гром,
В весеннем небе голубом.
По этим инструментам бьют,
Скажите, как же их зовут?
(Литавры)
Дирижёр
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)
Кто невежливый такой:
повернулся к нам спиной,
стал размахивать руками
прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку
или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это ...(дирижёр)
Источники Интернета:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие
Литература:
1.Музыкальный альманах для самых маленьких «Семь нот» (выпуск 3)
Москва изд-во «Музыка» 1992 год;
2. Музыкальная азбука - (по методикам Е.А.Королевой, Т.Первозванской)
Москва изд-во «Синтез»;
3. Мир в картинках. Музыкальные инструменты.- Москва, изд-во «Синтез»