Урок по химии на тему «Генетическая связь органических соединений» (11 класс) 
                 Тема:          «Генетическая связь 
                  органических соединений»                                                      
          Класс: 11
          Форма проведения 
          урока:  зачёт-вертушка        
Класс:  11.
Предмет:  химия.
Тема урока:  «Генетическая связь органических соединений». 
Цель урока:  проверить знания, умения, навыки учащихся по составлению уравнений реакций, характеризующих химические свойства органических  веществ и их генетическую связь. 
Форма проведения:  зачёт-вертушка.
Оборудование урока:  
Четыре эмблемы столов – А, В, С, Д.
Карточки движения и учёта знаний учащихся. Кол-во – 16.
Лист учёта знаний для эксперта. Кол-во – 4.
Жетон: «ЭКСПЕРТ». Кол-во – 4.
Карточки с заданиями 2-ого уровня. Кол-во – 16.
Карточки с заданиями 1-ого уровня. Кол-во – 4. 
Ход урока:
Организационный момент – 2 мин.
Зачёт-вертушка – 38 мин.
Работа группы – 9 мин. ( подготовка – 3 мин., 
                                           ответы учащихся – 4 мин., 
                                           обсуждение общего задания – 2 мин. )
         Движение групп – 2 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
   Столы А, В, С, Д, за которыми предстоит работать ученикам, расположены по кругу. По кругу происходит и передвижение учебных групп.
А
В
Д
С
   Готовится учебный материал зачёта в виде 16 карточек с заданиями 2-ого уровня и 4 карточки с заданием 1-ого уровня для совместного обсуждения. 
Карточки с заданиями 2-ого уровня.   
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·H                                                  
                                     H – COOH
                                                    O                    O                            O
 С2H4        C2H5OH      CH3 –C      
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·                                   H
  C2H4       C2H5OH       C2H4
                 C2H5Cl
                 C4H10  
  C2H2        C6H6        C6H5Cl         C6H5OH         2,4,6 - трибромфенол
                  C6H5NO2        
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·                    H                    OH
Карточки с заданием 1-ого уровня:   
Составьте схему получения метилового эфира уксусной кислоты исходя из метана:
                                                      О
СН4                              СН3 – С
                                                      О – СН3
Составьте схему получения 1,2 – дихлорэтана исходя из ацетилена:
С2Н2                             СН2 – СН2
                                     Сl        Cl
Составьте схему получения фенола исходя из метана:
     СН4                               С6Н5ОН
Составьте схему получения полиэтилена исходя из углерода:
С                                  (- СН2 – СН2 -)n
  Учащиеся получают карточки движения и учёта знаний, садятся за стол, указанный в первом переходе.
Карточка движения и учёта знаний учащегося:
Фамилия, имя ученика:
Переход
Стол
Роль
Баллы
Ответ
Дополнение
1
А
1
2
С
2
3
Д
3
4
В
4
Общий балл
Таблица определения порядка перемещения и роли учащихся за каждым столом:
№ карточки
Переход
Роль
1
2
3
4
1
2
3
4
1
А
С
Д
В
1
2
3
4
2
А
С
В
Д
2
3
4
1
3
А
Д
В
С
3
4
1
2
4
А
В
С
Д
4
1
2
3
5
В
А
С
Д
1
2
3
4
6
В
Д
А
С
2
3
4
1
7
В
А
С
Д
3
4
1
2
8
В
С
Д
А
4
1
2
3
9
С
Д
В
А
1
2
3
4
10
С
А
Д
В
2
3
4
1
11
С
В
Д
А
3
4
1
2
12
С
Д
А
В
4
1
2
3
13
Д
В
А
С
1
2
3
4
14
Д
В
С
А
2
3
4
1
15
Д
С
А
В
3
4
1
2
16
Д
А
В
С
4
1
2
3
   Образовавшаяся группа из 4-х учащихся устанавливает очерёдность выступлений (роль). Каждый ученик, сидящий за столом, имеет свою карточку с заданием 2-ого уровня, готовится по своему вопросу в течение 3-х минут, отвечает в течение 1-ой минуты. Остальные ученики во время ответа учащегося внимательно слушают ответ и по разрешению эксперта (учащийся, который сидит за столом постоянно, всего 4 эксперта), дополняют или исправляют его. Затем, вся группа активно участвует в обсуждении общего задания за столом. Эксперт выставляет баллы за ответы и дополнения учащихся и вносит их в карточку движения и учёта знаний каждого ученика. По сигналу учащиеся переходят за другой стол согласно своего маршрута. Пройдя весь маршрут, учащиеся возвращаются за стол, указанный в первом переходе и называют эксперту число баллов, которые они получили за ответы за столами А,В,С,Д. Эксперт заносит баллы в лист учёта знаний и подсчитывает общее количество баллов группы.
Лист учёта знаний группы:
Лист учёта знаний группы «Д»
Стол
Общее кол-во баллов
А
В
С
Д
Всего баллов
Фамилия, имя ученика-эксперта:
   После этого эксперты на доске заполняют оценочный бланк для всего класса (начертан на доске).
Оценочный бланк класса:
Стол
Фамилия, имя учащихся
Количество баллов
Общий групповой балл
Фамилия, имя эксперта
А
1
2
3
4
В
1
2
3
4
С
1
2
3
4
Д
1
2
3
4
   Учитель подводит общий итог работы класса и оценивает работу учащихся по критериям.
Система оценивания работы учащихся:
21 балл – 24 балла – «5»
17 баллов – 20 баллов – «4»
13 баллов – 16 баллов – «3»
0 баллов – 12 баллов – «зачёт»
Примечание:
- время, отведённое на зачёт, зависит от объёма зачётного   
материала, количества вопросов для обсуждения в одной карточке, возраста учащихся и их подготовленности;
- минимальное время – 30-45 минут, а максимальное – 90 минут.                                                                                                                                          
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815