УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ: Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. 
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «школа № 56 города донецка»
83018, г. Донецк, ул. Новосенная дом 77,  тел.: (062)312-33-82, факс: - е-mail:  school56d@jmail.com
УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПО ТЕМЕ:
Правонарушение и его признаки.
Виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Подготовила и провела
учитель истории
Гуляева Е. П.
Обществознание
9 класс
Тема: Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Понятие и 
           виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Цель: в процессе изучения материала раскрыть понятия «правонарушения», 
           «юридическая ответственность»; дать представление о признаках и видах 
           правонарушений; научить учащихся пользоваться юридической 
           терминологией, применять полученные знания в дальнейшей жизни; 
           формировать у учащихся понимания необходимости правомерного 
           поведения.
Тип урока:  комбинированный.
Оборудование: учебник; схемы; раздаточный материал; литература на 
                            правовую тематику.
Базовые термины и понятия: правонарушение, преступление, проступок, 
                            объект правонарушения, субъекты правонарушения, вина, 
                            мотив, цель правонарушения, юридическая ответственность.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Ребята, мы с вами на прошлом уроке рассматривали вопрос о правоотношениях и их особенностях. Сегодня нам предстоит закрепить эти знания, расширить и углубить их.
           И по закреплению полученных знаний я предоставляю слово экспертам по проведению аукционов знаний.
Эксперты:
1-й – Внимание! Внимание! Мы предлагаем вам аукцион вопросов по правовым 
         знаниям!
2-й – Скорее вопросы себе выбирайте и оценки за них получайте!
1-й – На аукцион выставляется три вопроса.
2-й – Итак, лот первый нашего аукциона звучит так:
         «Что такое правоотношения? Раскройте смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений», «содержание правоотношений»».         
- Право на приобретение лота получает тот, кто первым поднимет руку на счет «три».
- Раз, два, три!
- Продано!
(Учащийся отвечает на вопрос)
Учитель: Достойным ли оказался первый покупатель?
1-й эксперт: Вторым лотом выставляется следующий вопрос:
           «Кто может быть участником правоотношения? Дайте определение понятиям «правоспособность» и «дееспособность»».
- Принцип получения права на вопрос тот же: на счет «три», первый поднявший руку, получает право ответа на вопрос.
(Учащийся отвечает на вопрос)
2-й эксперт: И третий лот мы вам предлагаем, и ответ на него услышать желаем.
 Вопрос: «Каким образом возникают дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц».
- Раз, два, три!
(Учащийся отвечает на вопрос)
1-й эксперт: Все наши лоты проданы, все покупатели оказались достойными своих приобретений.
Учитель: Спасибо экспертам по организации аукционов, спасибо всем. Мы, благодаря аукциону, повторили материал прошлого урока и нам пора двигаться дальше в получении правовых знаний.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Тема нашего урока, если охарактеризовать ее кратко: «Правонарушения и юридическая ответственность», но прежде, чем мы перейдем к ее изучению, мне хотелось бы, чтобы вы прокомментировали те ситуации, которые лежат у вас распечатанными на партах. Прочитайте их и ответьте на вопрос: «Что между ними общего?».
Ситуации
Екатерина, 17 лет, украла с витрины магазина очки.
Сергей, 10 лет, возвращаясь из парка, выбежал на проезжую часть, и это стало причиной серьезной аварии.
Виктор, 15 лет, катаясь на велосипеде, сбил прохожего, который упал и сломал руку.
- Что между этими ситуациями общего?
(Ученики отвечают на вопрос)
Учитель: И теперь самое время перейти к теме нашего урока.
(Ученики записывают тему и план урока)
Изучение нового материала.
Правонарушение, его причины и признаки.
- Рассматривая ситуации мы с вами определили, что такое 
правонарушения. Но каждый юридический термин имеет свое определение. С точки зрения языковедов это слово ложное, состоящее из двух слов. Назовите их: «право» и «нарушить». Кто-то нарушил чьи-то права.
           - А как с юридической точки зрения звучит определение этого понятия?
           - Работа со схемой.
           - Работа со словарем (стр. 204).
           - Где более детально и научно дано определение «правонарушению»?
            - Выписать понятие «правонарушение» в тетрадь.
           - Каждое действие, каждый проступок человека имеет свои причины. Так и каждое правонарушение является следствием каких-либо причин.
           - Работа со схемой «Причины правонарушений».
           - Любой предмет имеет свои признаки: если это шар, то он должен быть круглым. Правонарушение тоже имеет свои признаки. Найдите их в определении правонарушения!
           - А что из признаков добавлено в схеме?
           - Выпишите признаки правонарушений в тетрадь.
           - Как вы понимаете каждый из признаков?
           - Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением и выражается в действии или бездействии. Оно всегда нарушает чьи-то права.
           - А что такое вина? Умысел ? Неосторожность? (стр. 80).
           - Как вы понимаете такой признак, как наказуемость?
Виды правонарушений.
- Юристы выделяют два вида правонарушений: проступок и 
преступление. Как вы думаете, какой из этих видов более опасен и почему?
           - В учебнике (стр. 82) найдите определение преступления и проступка. Чем проступок отличается от преступления?
           - Самое время перейти теперь к рассмотрению понятия «наказуемость» за правонарушение. И мы обращаемся к юридической ответственности.
Юридическая ответственность и ее виды.
- Найдите в словаре (стр. 206) определение понятия «юридическая 
ответственность». Выпишите его в тетрадь. Каждый человек должен предвидеть результаты своих действий, своих поступков и четко понимать, что за нарушение законов наступает юридическая ответственность.
           Так, за уголовные преступления (наиболее тяжелые) она наступает с 14 лет. Юридическая ответственность наступает по решению суда. 
           В зависимости от того, к какой отрасли права относится правонарушение, юридическая ответственность бывает административная, гражданская, уголовная, дисциплинарная.
Презумпция невиновности.
- И еще на одном вопросе мы с вами остановимся – это презумпция 
невиновности. Что же это такое? ( стр. 205)
           - Могу ли я сказать человеку: ты – вор!, если его вина не доказана? 
           - До решения суда человек может быть лишь подозреваемым в совершении правонарушения (преступления).
Закрепление изученного материала.
           - Мы рассмотрели с вами целый ряд вопросов, связанных с правонарушением и юридической ответственностью и мне хотелось бы знать, что вы вынесли с этого урока.
Тест
Перечислите признаки правонарушения:
а) _________________________________________________________ ;
б) _________________________________________________________ ;
в) _________________________________________________________ ;
г) _________________________________________________________ .
Что значит вина правонарушения? 
______________________________________________________________________________________________________________________________
Соотнесите ситуации:
а) переход дороги на красный свет;
б) проезд в транспорте без билета;
в) кража;
г) пьянство в общественном месте;
д) убийство;
е) ограбление.
Проступок
Преступление
Итог урока.
Домашнее задание: учить § 10, стр. 79-87; отвечать на вопросы на стр. 86.
15