Тест для проведения зачета в 11 классе по теме Основы эволюционного учения 
Тест 11 класс.
Тема: Основы учения об эволюции .
Вариант 1.
А-1.   Какой ученый был автором   э в о л ю ц и о н н о й  и д е и ?
          а) К.Линней;                            в) Ч.Дарвин;
          б) Ж.-Б. Ламарк;                      г)  Ч. Лайель.  
А-2.   Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфологических  и физиологических признаков, сходством во взаимодействиях с биотической и абиотической средой  -  это ...
          а) популяция;                            в) семейство;
          б) эволюция;                              г)  биологический вид.
А-3.   Какой критерий вида определяет сходство всех процессов жизнедеятельности?
А-4.   При помощи какого критерия можно определить виды-двойники?
          а) морфологический;                            в) экологический;
          б)  генетический;                                  г)  физиологический.  
А-5.   Сколько существует главных причин нарушения генетического равновесия  популяций?
          а) одна;                            в) три;	
          б)  две;                             г)  множество. 
А-6.   К  какой форме борьбы за существование можно отнести явления  выталкивания  слабых птенцов  из  гнезда буревестника?
          а) межвидовая;                                                         в) внутривидовая;	
          б)  борьба с неблагоприятными условиями;         г)  нет верного ответа. 
А-7.   Какая  форма естественного отбора  не существует в природе?
          а) дизруптивная;                            в) стабилизирующая;	
          б)  межвидовая;                              г)  движущая. 
А-8.   Причиной гибели межвидовых гибридов является....
          а) нарушение процессов мейоза;                            в) быстрая гибель гибридов;	
          б)  число хромосом;                                                 г)  все варианты ответов. 
А-9.   Мкроэволюция  -  это ...
          а)  эволюционные изменения, протекающие на уровне популяции;                            
          б) эволюционные изменения, протекающие на уровне  вида ;     
          в)  эволюционные изменения, протекающие на уровне класса;                      
          г) эволюционные изменения, протекающие на уровнях  вида и популяции . 
А-10.   Какая  систематическая  категория является основой классификации живых организмов?
          а) род;                               в) царство;	
          б)  вид;                              г)  империя. 
 В-1. Установите последовательность происхождения указанных классов Хордовых:
               1. Млекопитающие.                   4. Птицы.
               2. Рыбы.                                       5.Рептилии.
               3. Земноводные.                          6.Ланцетники.
 В-2. Определите соответствие между типами эволюционных изменений и результатами эволюции:
А. Параллелизм.           1. Ласты кита и плавники рыб;
Б. Конвергенция.          2. Крылья птиц и крылья бабочек;
                                        3. Ласты кита и ласты тюленя;
                                       4. Покровы тела панголина и броненосца;
                                       5. Сходные черты строения у сумчатой белки и белки - летяги.
С - 1. Перечислите основные черты биологического   регресса.
С - 2.  В чем  заключается заслуга Ч.Дарвина в развитии  эволюционной  теории?	
Тест 11 класс.
Тема: Основы учения об эволюции .
Вариант 2.
А-1.   Какой ученый сформулировал  з а к о н  з а р о д ы ш е в о г о  с х о д с т в а?
          а) Ж. Кювье;                            в) В. Ковалевский;
          б) К. Бэр            ;                      г)  Ч. Лайель.  
А-2.   Какие  уровни  организации  жизни  не затрагивает  эволюция
          а) клеточный и биосферный;                                         в) тканевый и экосистемный ;
          б) молекулярный  и субклеточный;                              г)  нет верного ответа.
А-3.   Характерные признаки, по которым одни виды отличаются  от других  называют...
          а) критерии вида;                      в) популяция  вида;
          б) изменчивость вида;              г) нет верного ответа.
А-4.   Генофонд  -  это...
          а) совокупность  генов  особи;                      в)  совокупность генотипов  вида;
          б)  совокупность генов вида;                         г)  совокупность генотипов популяции.  
А-5.   При каких  условиях  в  популяции  не  установится  г е н е т и ч е с к о е   р а в н о в е с и е?
          а) высокая численность популяции;                            в) дрейф генов;	
          б)  относительное постоянство внешних условий;    г)  низкая частота мутаций.
А-6.   Результатом какой формы борьбы за существование стало развитие корня верблюжьей колючки до 60 метров ?
          а) межвидовая;                                              в) внутривидовая;	
          б) внутриродовая;                                         г)  борьба с неблагоприятными условиями. 
А-7.   Избирательное воспроизводство генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции - это...
          а) естественный отбор;                            в) наследственность;	
          б) борьба за существование;                   г) биологическая адаптация. 
А-8.   Кратное увеличение числа хромосом исходного вида называется ....
          а) гибридизация;                            в) дивергенция;	
          б) полиплоидия;                             г) репродукция. 
А-9.   Какая  систематическая  категория  не появляется  м а к р о э в о л ю ц и и?
          а) род;                                  в) вид;	
          б) класс;                              г)  тип. 
А-10.   Какая  систематическая  категория  растений соответствует типу животных?
          а) отдел;                               в) класс;	
          б)  семейство;                      г) порядок. 
 В-1. Установите последовательность происхождения указанных классов Хордовых:
               1. Кольчатые черви.                       4. Круглые черви.
               2. Плоские черви.                           5. Кишечнополостные.
               3. Членистоногие.                           6. Губки.
 В-2. Определите соответствие между направлениями эволюции и эволюционными изменениями :   
А. Ароморфозы.              1. Появление сосудистой системы растений;
Б. Идиоадаптация.          2. Развитие усиков у гороха;
                                          3. Запах цветков роз;
                                          4. Живорождение у животных;
                                          5. Окраска тела хамелеона.
С - 1. Перечислите принципы современной классификации.
С - 2. Какие признаки характеризуют биологический  прогресс в эволюции?
Тест 11 класс.
Тема: Основы учения об эволюции .
Вариант 3.
А-1.   Какой ученый опубликовал научный труд "О происхождении видов путем естественного отбора ..." ?
          а) Ж.-Б. Ламарк;                            в) Ч.Дарвин;
          б) Ж.Кювье ;                                  г)  Ч. Лайель.  
А-2.   Что  определяет возможность  искусственного отбора (по Дарвину)?
          а) наследственная изменчивость;                                в) комбинативная изменчивость ;
          б) модификационная изменчивость;                           г) наследственность.
А-3.   Какое положение не входит в  теорию эволюции Ч.Дарвина?
          а) Организмы изменчивы. Трудно  найти такое свойство или признак по которой особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны;                  
          б) Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству;
          в) Стремление организмов к прогрессу является  движущей силой эволюции; 
          г)  Теоретически  при  благоприятных условиях любые организмы   могут размножаться  в геометрической прогрессии  и  в состоянии заполнить Землю , однако такого не случается т.к. жизненные ресурсы  ограничены что приводит к борьбе  за  существование, в которой выживает не все.                             
А-4.   Группы одновидовых  организмов, занимающих определенный  участок территории внутри ареала вида  -  это...
          а) семейство;                      в) род;
          б) популяция;                     г) подвид.  
А-5.   Почему большая  часть мутаций  не проявляется  внешне?
          а) гены мутаций закреплены за рецессивной аллелью;     в) гибнут;                       	
          б) гены мутаций закреплены за доминантной аллелью;    г)  нет верного ответа.
А-6.   Перемещение части популяции в другие места обитания называют...
          а) эмиграция;                                       в) отторжение;	
          б) миграция;                                         г) акклиматизация. 
А-7.   Исчезновение выхухоли в местах распространения ондатры, в России - это пример борьбы за существование...
          а) внутривидовой;              в) с неблагоприятными условиями;	
          б) межвидовой;                   г) все ответы верны. 
А-8.   Естественный отбор изменяет состав генофонда популяции
 а) "убирая" из популяции особей с вредными признаками;                            	
 б) "оставляя" в популяции особей с бесполезными признаками;  
 в)  "накапливая" в популяции "передовых" особей                          г) все ответы верны. 
А-9.  Этологическая изоляция  характеризуется
 а) экологическими факторами;                        в) различиями поведения при размножении
б) различиями времени размножения;             г) различиями анатоми половых органов.
А-10.  Филетическая эволюция означает...
 а) расщепление биологического вида на 2 и более новых вида;                              	
 б) постепенные изменения в пределах одного вида; 
 в) отсутствие обмена генами между двумя популяциями;                      
 г)  возникновение географических проблем. 
 В-1. Установите последовательность систематических  категорий растений
               1. Отдел.                       4. Вид.
               2. Семейство.               5. Класс.
               3. Род.                           6. Губки.
 В-2. Определите соответствие между видами эволюции и процессами эволюционного формирования систематических категорий :   
А. Микроэволюция.              1. Образоване новых видов;
Б. Микроэволюция.               2. Образование  новых семейств;
                                                 3. Образование новых популяций ;
                                                 4. Образование новых родов;
                                                 5. Образование. новых классов.
С - 1. Назовите главные  типы эволюционных изменений, дайте им определения.
С - 2. Перечислите с краткими комментариями доказательства макроэволюции.  
Тест 11 класс.
Тема: Основы учения об эволюции .
Вариант 4.
А-1.  Кто из ученых-эволюционистов впервые отнес человека к классу Млекопитающих и отряду Приматов ?
          а) К.Линней;                            в) Ж.Кювье;
          б) Ж.-Б. Ламарк;                      г)  К.Бэр.  
А-2.   Постоянный источник наследственной изменчивости
          а) стабильность  популяции;                        в) модифкации ;
          б) мутационный процесс;                             г)  биологический вид.
А-3.   В чем проявляется целостность вида?
а) особи могут жить и размножаться только взаимодействуя друг с другом;
б)  видовые приспособления,  обеспечивающие сохранение вида;
в)  в общности территории;             г) все ответы верны. 
А-4.  Какой критерий вида определяет единую историю возникновения и развития?
а) географический;                                в) исторический;
б) генетический;                                    г) морфологический.
А-5.   Какой признак не характеризует  популяции вида?
          а) особи свободно скрещиваются между собой;                            	
          б) особи частично или полностью изолированы друг от друга ;  
          в)  популяции частично или полностью изолированы друг от друга ; 
          г) устойчивость во времени и пространстве.                                      
А-6.   Какое направление в эволюционном учении позволило с новых позиций объяснить процессы изменения генетического состава  популяций, возникновения новых свойств организмов их закрепление под влиянием естественного отбора?
          а)  эмбриология;                             в) популяционная экология;	
          б)  популяционная генетика;         г)  нет верного ответа. 
А-7.   Какие причины не относятся к случайным изменениям генофонда и генетического равновесия популяции? 
 а)  мграции;                     в)  дрейф генов;	                           б)  природные катастрофы;              г)  закрепление полезных генов в результате естественного отбора. 
А-8.  Самые высокие деревья в смешанном лесу в перехватывают основную массу солнечных лучей. Какой это вид борьбы за существование?
          а) межвидовая;                            в) с неблагоприятными условиями;	
          б)  внутривидовая;                     г)  все варианты ответов. 
А-9.   У свиного цепня нет кишечника. Какое направление эволюционных изменений способствовало упрощению организации животных? 
          а)  идиоадаптация;                              б)  ароморфоз ;     
          в)  общая дегенерация;                       г)  биологический регресс. 
А-10.   Макроэволюция  -  это ...
          а)  эволюционные изменения, протекающие на уровне категории популяции;                            
          б) эволюционные изменения, протекающие на уровне   категории вида ;     
          в)  эволюционные изменения, протекающие на уровне классификационных единиц  крупнее вида;                      
          г) эволюционные изменения, протекающие на уровне классификационных единиц  крупнее класса;                      
 В-1. Установите последовательность  хронологического ряда ученых - эволюционистов по мере развития эволюционного учения в биологии:
               1. Ч.Дарвин.                               4. Ж.Кювье.
               2. К.Линней.                               5. Ч.Лайель.
               3. Ж.Б. Ламарк.                          6. Т.-Р. Мальтус .
 В-2. Установите  соответствие между группами доказательств эволюции и фактами эволюционных изменений:
А. Палеонтологические доказательства.           1. Сходство морфологических признаков
Б.  Эмбриологические доказательства.              зародышей ранних стадий;
                                                                                2. Филогенетические ряды;
                                                                                3.  Переходные формы организмов;
                                                                                4.  Ископаемые останки древних животных; 
                                                                                5.  Расхождение признаков зародышей на
                                                                                 поздних стадиях развития.
С - 1. Перечислите и дайте определения направлениям эволюции..
С - 2. Какие существуют формы естественного отбора?	
Тест 11 класс.
Тема: Основы учения об эволюции .
Вариант 5.
А-1.  Кто из ученых-эволюционистов является  создателем основ современной теории эволюции биологических видов ?
          а) К.Линней;                            в) Т.-Р.Мальтус;
          б) Ж.-Б. Ламарк;                      г)  К.Бэр.  
А-2.  Что обеспечивает способность организмов к  изменчивости?
 а) разнообразие по спектру признаков; б) разнообразие  по спектру степеней проявления признаков;  в) разнообразие по спектру признаков и степеней проявления признаков;                          г)  нет верного ответа.
А-3.   Наследственная изменчивость, борьба естественный отбор из поколения в поколение обеспечивают ...
а)  приспособительные изменения организмов к конкретным условиям существования;
б)  многообразие  видов;
в)  общее повышение уровня организации особей, населяющих Землю;             
г) все ответы верны. 
А-4.   За каким критерием вида закреплен главный видовой признак?
а)  морфологический;                            в) исторический;
б) генетический;                                    г) экологический.
А-5.   Какие взаимоотношения не могут присутствовать в  популяции вида?
          а) конкуренция;                            	 б) хищничество ;  
          в)  мутуализм;                                     г) нет верного ответа.                                      
А-6.   Необходимыми предпосылками эволюционного процесса, элементарными изменениями аппарата являются...
          а)  мутации;                             в) популяции;	
          б)  миграции;                           г)  полиморфизм.
А-7.   Какая существует основная взаимосвязь между борьбой за существование и естественным отбором ? 
    а)  борьба за существование - следствие естественного отбора;                    	                                         б)  естественный отбор - результат борьбы за существование ;   
   в)  между ними нет взаимосвязи, они происходят независимо друг от друга;        
   г)  нет верного ответа. 
А-8.  Генетическая сущность естественного отбора заключается...
а)  в избирательном сохранении в популяции определенных генотипов;                               б)  в накоплении разнообразных форм генотипов в популяции;   
в)  в уничтожении отдельных генотипов в популяции;                 г)  все варианты ответов. 
А-9.  Приспособления организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции - это... 
          а)  хромосомные мутации;                           б)  полиморфизм ;     
          в)   биологические адаптаци;                       г)  экологическая изоляция. 
А-10.  Сколько существует изолирующих механизмов в основе репродуктивной изоляции?
          а)  5;                            б)  3;                     в)   4;                         г)  2;                      
 В-1.  Определите верность следующих утверждений:
а)  межвидовые гибриды нередко жизнеспособные и плодовитые;
б) Видообразование происходит в тех случаях, когда вид расщепляется на новые виды;
в) Изоляты - это репродуктивно изолированные виды;
г)  Полиплоидия - это кратное увеличение числа хромосом исходного предкового вида;
д) Макроэволюция происходит в относительно короткие промежутки времени.
 В-2. Установите  соответствие между формами видообразования  и доказательств и фактами эволюционных изменений:
А. Аллопатрическое видообразование.             1. Полиплоиды насекомых.
Б.  Симпатрическое видообразование;               2. Влияние ледника на ареал ландыша;
                                                                                3.  Пищевая специализация синиц;
                                                                                4.  Гибридизация терна и алычи; 
                                                                                5.  Обитание видов на различных  
                                                                                 континентах;
                                                                                6. Наводнение в прибрежных районах.                                                  
С - 1. При  каких условиях возможно генетическое равновесие ?
С - 2. Какие существуют формы  борьбы за существование?	
15