Рабочая программа по дисциплине Психология общения для специальности Сервис на транспорте (по видам транспорта)


Департамент образования города МосквыГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОГСЭ.03. Психология общения
по специальности
100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Москва
2015
ОДОБРЕНА
кафедрой общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____
от «__» _________ 2015 г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100120 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»
Заведующий кафедрой
__________ /Клюева И.В./ Заместитель директора по координации учебных программ и проектов
___________/Фомина О.В./
Составитель (автор):
Алексеев А.С., преподаватель психологии, педагог-психолог ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно»
Рецензент:
Руденко Ю.С., доктор экономических наук, профессор, первый проректор Московского Университета им. С.Ю. Витте
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100120 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)». Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Психология общения» является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла. Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми студентами в рамках основной профессиональной образовательной программы, как «История» «Основы философии», «Менеджмент». Дисциплина «Психология общения» дополняет и углубляет гуманитарные знания студентов о личности в обществе и особенностях взаимодействия личностей в обществе и направлена на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью преподавания и изучения учебной дисциплины «Психология общения» является раскрытие цели, функции и видов общения;
формирование у студентов гуманитарного мышления, овладение ими знаниями, умениями и навыками межличностного общения.
Дисциплина «Психология общения» во многом носит прикладной характер её цель - способствовать формированию у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий повседневной деятельности и поведения современных граждан российского общества и, в частности, специалистов страхового дела.
Задачи дисциплины «Психология общения»:
научить технике и приёмам эффективного общения в профессиональной деятельности;
научить приёмам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Дисциплина «Психология общения» призвана формировать у студентов современное управленческое мышление и способность решать разнообразные психологические проблемы в сфере межличностной, межкультурной, межэтнической (межнациональной) и деловой коммуникации с использованием современных приемов и средств.
Данная дисциплина учит студентов и способствует их умению:
организовывать собственную деятельность, обобщать, анализировать информацию определять цели и выбирать пути их достижения;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;
осуществлять выбор способов деятельности, организовывать и планировать свою деятельность, направленную на достижение конкретного результата);
саморазвиваться;
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
позитивно решать различные проблемные и конфликтные ситуации;
преодолевать трудности и избегать поражений, быть успешным в учёбе и будущей работе.
В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен уметь:
Применять техники и приемы эффективного общения в процессе
межличностного общения;
Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
1.4 Профильная составляющая (направленность) учебной дисциплины
При изучении дисциплины «Психология общения» развиваются способности студентов к применению своих знаний в конкретных ситуациях, как на других занятиях, так и в процессе профессионального и личностного развития. Изучение данной дисциплины так же позволит студентам применять способы и методы эффективного общения во всех остальных видах учебной деятельности, а так же в процессе профессионального и личностного роста. Профильная составляющая осуществляется путем отбора дидактических единиц программы по психологии общения. А также осуществляется путем организации внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). Полученные знания будут необходимы при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины
Максимальная учебная нагрузка на обучающегося по программе - 59 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 48 часов;
Внеаудиторной самостоятельной работы - 11 часа;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 59
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
В том числе: - лекции 6
- лабораторные работы -
- практические занятия 42
- курсовая работа -
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего) 11
В том числе: Подготовка сообщений 4
Выполнение докладов 4
Подготовка план-конспектов2
Составление словаря терминов 1
Итоговая аттестация по дисциплине: в форме зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Психология личности Тема 1.1
Введение в психологию общения. Личность в психологии общения Место психологии общения в современном мире, ее основные направления. 2 1-2
Практическая работа № 1: Психологическая диагностика свойств личности 2 1-2
Практическая работа № 2: Психологическая диагностика свойств личности 2 1-2
Практическая работа № 3: Психологическая диагностика свойств личности 2 1-2
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление словаря терминов 2 1-2
Тема 1.2 Человек в процессе общения. Эффекты восприятия. Практическая работа № 4: Изучение внешних проявлений свойств личности 2 1-2
Практическая работа № 5: Изучение внешних проявлений свойств личности 2 1-2
Практическая работа № 6: Изучение внешних проявлений свойств личности 2 1-2
Практическая работа № 7: Изучение внешних проявлений свойств личности 2 1-2
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка докладов по темам «Психоаналитическая теория личности», «Бихевиористическая теория личности», «личность в гуманистической психологии», «Основные направления в зарубежной социальной психологии», «Основные направления в отечественной социальной психологии» 2 1-2
Раздел 2. Вербальная и невербальная коммуникация Тема 2.1
Вербальная коммуникация Вербальная и невербальная коммуникации. Их виды и значение в жизни человека. 2 1-2
Практическая работа № 8: Развитие навыков вербальной коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 9: Развитие навыков вербальной коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 10: Развитие навыков вербальной коммуникации 2 1-2
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка плана-конспекта 2 1-2
Тема 2.2
Невербальная коммуникация Практическая работа № 11: Изучение и развитие навыков невербальной коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 12: Изучение и развитие навыков невербальной коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 13: Изучение и развитие навыков невербальной коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 14: Изучение и развитие навыков невербальной коммуникации 2 1-2
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка докладов по темам «Жесты как инструмент невербальный коммуникации», «Мимика и ее роль в общении», «Роль пространства в общении», «Правила эффективного слушания», «Барьеры слушания», «Психологические характеристики, влияющие на искажение содержательной информации»
2 1-2
Раздел 3. Эффективная коммуникация и конфликты Тема 3.1Различные виды межличностной коммуникации. Виды конфликтов Виды межличностной коммуникации. Виды конфликтов. 2 1-2
Практическая работа № 15: Развитие навыков использования различных стилей коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 16: Развитие навыков использования различных стилей коммуникации 2 1-2
Практическая работа № 17: Развитие навыков использования различных стилей коммуникации 2 1-2
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам «Роль конфликтов в системе социальных процессов», «Анализ роли и значения участников конфликта», «Динамика развития конфликта» 2 1-2
Тема 3.2Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Практическая работа № 18: Развитие навыков использования стратегий поведения в конфликтной ситуации 2 1-2
Практическая работа № 19: Развитие навыков использования стратегий поведения в конфликтной ситуации 2 1-2
Практическая работа № 20: Развитие навыков использования стратегий поведения в конфликтной ситуации 2 1-2
Практическая работа № 21: Развитие навыков использования стратегий поведения в конфликтной ситуации 2 1-2
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам «Структура и стадии конфликта», «Применение различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях», «Причины возникновения конфликтов», «Медиация как способ разрешения конфликтов» 1 1-2
Всего часов:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
Внеаудиторная самостоятельная работа
в том числе:
Подготовка сообщений
Выполнение докладов
Подготовка план-конспектовСоставление словаря терминов 59
48
11
4
4
2
1 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальной психологии
3.1.1. Оборудование кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
УМК по дисциплине;
комплект методических материалов для проведения тренинговых занятий и
упражнений;
комплект психодиагностических методик.
3.1.2. Технические средства обучения:
электронные носители информации с презентациями занятий и др.
мультимедиа проектор.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
правила техники безопасности и производственной санитарии;
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
извлечение из ФГОС СПО по специальности;
рабочая программа учебной дисциплины;
календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
по подготовке докладов;
по планированию занятий.
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
конспект лекций;
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
основная и дополнительная литература для изучения темы;
перечень тем докладов.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
контрольная работа.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
3.3.1. Основные источники:
1. Л. Д. Столяренко: Основы психологии. Учебное пособие. 22-е изд.
– Ростов н/Д: Феникс, 2014.
2. Ефимова Н.С.: Социальная психология: Учебное пособие. - М.: «Форум»: ИНФРА-М, 2011.
3.3.2. Дополнительные источники:
1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. – М.: «Форум» ИНФРА – М, 2009.
2. Пол Экман, Уоллес В. Фризен Узнай лжеца по выражению лица СПб.:, Питер, 2011.
3. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений СПО. – М.: Издательский центр «Academia», 2009.
4. Роберт Б. Чалдини Психология влияния М.:, Эксмо, 2012
5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Изд. 5-е. –
Ростов н / Д : Феникс, 2009.
3.3.3. Интернет-ресурсы:
1. http://www.psystatus.ru
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://vocabulary.ru
4. http://psyfactor.org/
5. http://www.edu-psycho.ru/
6. http://psyera.ru
7. http://www.psyworld.ru
8. http://mypsychologysite.ru
9. http://psylist.net
10. http://psyznaiyka.net/
11. http://www.grandars.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля поучебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала
двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной
образовательной программе. Для промежуточной аттестации и текущего контроля создаются фонды оценочных средств, включающие в себя педагогические контрольно-измерительные материалы для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям оценки результатов подготовки.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для зачета, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, докладов отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых общих и профессиональных компетенций Формы и методы контроля обучения
Умения

применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности; ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
Знания
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения; ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий; ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
механизмы взаимопонимания в общении; ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
этические принципы общения; ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. ОК 1-10 Зачет, оценка за выполнение практических занятий, тестовых заданий, оценка внеаудиторной самостоятельной работы, фронтальный и индивидуальный опрос