Рабочая программа по геометрии 7 класс. Учеб. для 7 кл.Учебник 1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №__
от «____» _________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________ /Кузнецова Н.И./
«____» _________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________/Ефимов П.И./
«____» _________2015 г.
Рабочая программа
Геометрия
(9 класс)
на 2015-2016 учебный год
Составитель программы:
учитель математики
Карпунина М.М.
г. Саранск 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования, с учетом основных идей и положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7–9 кл. / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2013.
Настоящее положение разработано в соответствии с документами:
1. 1. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»;
2.Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом МО РФ №1312 от 09.04.2004г.
3. Примерные программы по учебным предметам (курсам), рекомендованные МО РФ и МО РМ; Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной.
4. Рекомендации МО РМ « О разработке и утверждении рабочих программ» №1718 от 12.04.2010г;
5. приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» от 16.08.2011г. №904;
6. письмо МО РМ «О соблюдении законодательства РФ об образовании в части разработки и утверждения образовательных программ общеобразовательных учреждений» №177от 16.01.2012г.
7. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебный план СОШ №5 на 2015-2016 учебный год.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
Цели курса геометрии:
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобрести опыт планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснования выбора решений;
приобрести умения ясного и точного изложения мыслей;
развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи курса геометрии:
ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается 7 классе, рассчитан на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе контрольные работы-5 часов.
Содержание программы носит локальный (созданный для данного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанный учителем ) характер. При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности (беседы, работы в группах, практикумы, игровые моменты, деловые игры и другие).
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава
·. Начальные геометрические сведения 11ч
Основная цель главы: Формирование навыков и умений по темам: Аксиоматическое построение науки. Основные понятия, аксиомы. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Глава 2. Треугольники -18 часов.
Основная цель главы: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью признаков; ввести новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Формирование навыков и умений по темам:
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Решение задач на доказательство равенства треугольников. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Построение треугольника, равного данному, деление отрезка, построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла.
Построение перпендикуляра к прямой. Доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3. Параллельные прямые -12часов.
Основная цель главы: ввести понятие параллельных прямых и дать представление об аксиомах.
Формирование навыков и умений по темам:
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Практические способы построения параллельных прямых Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Виды углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
Применение теорем и признаков в решении задач
Сумма углов треугольника, внешний угол, виды треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Теоремы о равенстве прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение и обобщение - 8 часов по вопрсам:
Признаки равенства треугольников, признаки и свойства параллельных прямых, соотношения между сторонами и углами треугольника, терема о сумме углов треугольника, задачи на построение.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольников - 18 часов.
Учебно – тематический план
№
содержание учебного материала
Кол-во часов
В том числе
Кол-во уроков
с\р
к\р
1.
Начальные геометрические сведения
11
9
2
1
2.
Треугольники
18
14
3
1
3.
Параллельные прямые
13
10
2
1
4.
Соотношения между сторонами и углами треугольников
20
15
3
2
5.
Повторение
6
4
1
1
Итого:
68
52
11
5
Календарно - тематический план в 7В классе
№ п\п
Наименование темы
Коли-чество часов
Вид занятий
Вид с\р
Дата
Урок - лекция
Комбинированный урок
Урок - закреплений
Урок – решения задач
Урок – самостоятельной работы
Урок – контрольной работы.
Планируемая
Фактическая
Глава
·.
Начальные геометрические сведения
11ч
1
Прямая и отрезок.
1
2
Луч и угол.
1
об
3
Сравнение отрезков и углов
1
4
Измерение отрезков
1
5
Измерение отрезков
1
6
Измерение углов
1
7
Смежные и вертикальные углы
1
8
Перпендикулярные прямые
1
1
9
Решение задач, подготовка к к/р
1
10
Контрольная работа
№ 1 по теме:
«Начальные геометрические сведения»
1
11
Работа над ошибками
1
Глава
·
·.
Треугольники
18ч
12
Треугольник. Виды треугольников.
1
об
13
Первый признак равенства треугольников
1
14
Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников»
1
15
Медианы , высоты и биссектрисы треугольника
1
16
Свойства равнобедренного треугольника
1
17
Решение задач по теме: Свойства равнобедренного треугольника
1
18
Второй признак равенства треугольников
1
19
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников
1
20
Третий признак равенства треугольников
1
21
Решение задач на применение признаков равенства треугольников
1
Пр
22
Окружность
1
23
Примеры задач на построение
1
24
Решение задач на построение
1
1
25
Решение задач на применение признаков равенства треугольника
1
26
Решение задач
1
27
Решение задач. Подготовка к к/р.
1
пр
28
Контрольная работа
№ 2 по теме: «Треугольники. Признаки равенства»
1
29
Работа над ошибками
Глава
·
·
·
Параллельные прямые
13 ч
30
Признаки параллельности двух прямых
1
31
Признаки параллельности двух прямых
1
32
Практические способы построения параллельных прямых
1
33
Решение задач на признаки параллельности прямых
1
34
Аксиома параллельных прямых
1
35
Свойства параллельных семей
1
36
Свойства параллельных прямых
1
37
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
38
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
39
Решение задач
1
40
Подготовка к контрольной работе
1
41
Контрольная работа № 3
1
42
Работа над ошибками
1
Глава IV.
Соотношения
между сторонами и углами треугольников
20ч
43
Сумма углов треугольника
1
44
Сумма углов треугольника. Решение задач
1
45
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
46
Соотношения между сторонами и углами треугольника
47
Неравенство треугольника
1
48
Решение задач. Подготовка к к/р
1
1
пр
49
Контрольная работа №4
1
50
Работа над ошибками
51
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
1
52
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника
1
1
об
53
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
54
Прямоугольный треугольник. Решение задач
1
55
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
56
Построение треугольника по трем элементам
1
57
Построение треугольника по трем элементам
1
58
Построение треугольника по трем элементам. Решение задач
1
1
пр
59
Решение задач на построение
1
60
Решение задач. Подготовка к к/р
1
пр
61
Контрольная работа № 5 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
зач
62
Анализ контрольной работы
Повторение
6
63
Повторение темы «Начальные геометрические сведения»
1
64
Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»
1
65
Повторение темы «Параллельные прямые»
1
66
Итоговая контрольная работа
1
67
Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
68
Повторение темы «Задачи на построение»
1
Всего
68ч
1
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
3. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7–9 кл. / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2013.
4. Зив, Б. Г. Геометрия : дидактические материалы : 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2013.
5. Изучение геометрии в 7–9 классах : метод. рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
6. Мищенко, Т. М. Геометрия : тематические тесты : 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя:
7. Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.
8. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразоват. организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2014.
9. Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999.
10. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987.
11. Фарков, А. В. Диагностические контрольные работы по геометрии. 7 класс / А. В. Фарков. – М., 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
12. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М., 1997.
13. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998.
При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе», из еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое сентября» «Математика».
Мультимедийная поддержка уроков:
1. Авторские презентации.
2. Материалы фестиваля «Портфолио» и «Открытый урок»
3. Диск «Геометрия 7»
4. Интернет-ресурсы.
15